Кузнецов М.М. Внешняя торговля России транспортными услугами / М.М. Кузнецов, Ю.С. Передистая // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 71-74.

внешнЯЯ торговлЯ России транспортными услугами

 

М.М. Кузнецов, канд. геогр. наук, доцент

Ю.С. Передистая, магистрант

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития внешней торговли России транспортными услугами за период 2010-2014 гг. Проанализирована географическая структура экспорта транспортных услуг, структура экспорта и импорта транспортных услуг по видам транспорта.

Ключевые слова: внешняя торговля, мировая торговля, транспортные услуги, видовая структура внешней торговли, географическая структура внешней торговли.

 

 

Состояние рынка транспортных услуг, тенденции его развития являются одним из критериев эффективности функционирования экономики государства. Значение транспорта заключается в обеспечении связи и координации работы всех отраслей экономики. Он играет определяющую роль в развитии внешнеэкономических связей государства.

Ключевое значение транспортные услуги имеют и для национальной экономики. Являясь трансконтинентальным государством, Россия входит в число лидеров на мировом рынке услуг. По версии Всемирной торговой организации, по состоянию на 2014 г. страна занимала девятое место в мире по объемам экспорта данного вида услуг с долей 2,2% и 13 место по объемам импорта (1,3%) [1, с. 131].

Транспортные услуги выступают наиболее значимой категорией национального экспорта: их удельный вес в общем объеме экспорта услуг за период 2010-2014 гг. в среднем составил 30%.

Поступление средств от экспорта транспортных услуг увеличилось за последние пять лет на 38% до 20,5 млрд. долл. США. По сравнению с предыдущим годом, в 2014 г. экспорт изменился незначительно, он уменьшился лишь на 1% или 205 млн. долл. США.

При общем устойчивом дефиците внешней торговли России услугами, по категории «транспортные услуги» сохраняется активное сальдо, которое в 2014 г. составило 5,1 млрд. долл. США [3]. Такой профицит достигается за счет выгодного географического положения, а также интенсивной эксплуатации транспортных средств.

Транспортные услуги России преимущественно предоставляются странам дальнего зарубежья – 88% (по состоянию на 2014 г.). За период 2010-2014 гг. доля этих стран выросла на четыре процентных пункта (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Географическая структура экспорта транспортных услуг России в 2010 -2014 гг., %

Страна / группа стран

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

СНГ, в т.ч.:

15,6

15,9

15,4

13,9

11,6

Беларусь

1,2

1,0

1,1

1,1

1,2

Казахстан

1,8

1,9

1,9

2,2

1,6

Украина

5,4

5,2

4,9

4,1

3,1

Страны дальнего зарубежья, в т.ч.:

84,4

84,1

84,6

86,1

88,4

Великобритания

11,6

12,5

13,0

8,7

7,3

Германия

3,5

3,8

3,3

3,6

3,8

Ирландия

0,9

0,9

0,8

4,5

5,9

Кипр

5,8

4,8

4,8

5,0

4,8

Китай

2,3

2,5

2,2

2,2

2,2

Турция

2,2

1,7

1,4

2,9

3,9

Швейцария

5,2

5,2

5,1

4,8

6,1

Источник: рассчитано и составлено авторами на основе данных [3; 4]

 

В 2014 г. основные потоки экспорта транспортных услуг были направлены в Великобританию (7,3%) и Ирландию (5,9%) преимущественно в виде пассажирских авиаперевозок, а также Швейцарию (6,1%) и Кипр (4,8%) – вспомогательных и дополнительных транспортных услуг.

На страны СНГ приходится лишь около 12% экспорта транспортных услуг. Среди них основным торговым партнером России выступает Украина (3,1%), что обусловлено транзитом газа через ее территорию в европейские страны. На фоне обострения экономических и политических отношений двух стран, удельный вес Украины стремительно снижается.

В экспорте транспортных услуг России преобладают пассажирские перевозки, их доля в 2014 г. составила 37%. На грузовые перевозки приходилось 32%, вспомогательные и дополнительные транспортные услуги (преимущественно обслуживание морских и воздушных перевозок) – 31%.

Доминирующим видом, обслуживающим международный пассажиропоток, остается воздушный транспорт. Его доля в экспорте транспортных услуг России выросла за период 2010-2014 гг. на 4,5 процентных пункта до 95,7% (табл. 2). Преобладающая часть пассажирских перевозок, произведенных российскими авиакомпаниями, была осуществлена для резидентов стран дальнего зарубежья, из них 36% приходилось на страны Европейского союза [3, с. 36].

 

 

Таблица 2. Структура экспорта транспортных услуг России по видам транспорта в 2010-2014 гг., %

Вид транспорта

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Пассажирские перевозки

Морской

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Воздушный

91,2

92,3

93,7

94,3

95,7

Железнодорожный

7,4

6,4

5,2

4,5

3,2

Автомобильный

1,3

1,2

1,0

1,1

1,0

Грузовые перевозки

Морской

14,6

12,2

11,8

11,9

12,6

Воздушный

29,9

29,5

28,1

28,2

25,5

Железнодорожный

19,5

22,0

21,8

20,3

14,5

Автомобильный

4,7

6,0

7,3

8,2

14,5

Трубопроводный

29,0

27,8

28,5

28,4

28,5

Космический

0,7

0,6

0,2

0,3

0,3

Почтовые и курьерские услуги

1,6

1,9

2,3

2,7

4,1

Источник: рассчитано и составлено авторами на основе данных [3; 4]

 

 

Вклад железнодорожного транспорта в экспорт пассажирских перевозок снизился с 7,4% в 2010 г. до 3,2% в 2014 г. Основная часть поступлений представлена доходами от продажи билетов в странах СНГ.

В структуре грузовых перевозок большая часть доходов от экспорта поступает от предприятий трубопроводного транспорта, что свидетельствует о сырьевой направленности товарного экспорта России. Доля данного вида транспорта в 2010-2014 гг. составляла в среднем 28%.

Значимыми в данном сегменте остаются услуги предприятий воздушного транспорта, которые обеспечивают 25,5% поступлений от экспорта транспортных услуг. По данным Центрального банка России [3], в 2014 г. стоимость грузовых перевозок, осуществленных российскими авиаперевозчиками, снизилась по отношению к уровню 2013 г. на 9,9% и составила 1,7 млрд. долл. США. Основными потребителями услуг являются резиденты стран дальнего зарубежья.

Объемы импорта в Россию транспортных услуг в 2014 г. сократились относительно предшествующего года на 11,9% до 15,4 млрд. долл. США. Причиной данных тенденций стало сокращение товарного импорта, обусловленное падением внутреннего спроса и ухудшением торговых отношений России с ключевыми странами-партнерами.

Географическая структура импорта транспортных услуг России аналогична экспорту. По данным Центрального банка России [3], в 2014 г. резидентами из стран дальнего зарубежья оказано услуг на сумму 13,6 млрд. долл. США, что составляло 88% общего итога, из стран СНГ – на 1,8 млрд. долл. США или 12%. За последние пять лет доля последних снизилась на два процентных пункта: в 2010 г. она составила 14% [4].

В разрезе стран, лидирующие позиции в 2014 г. в импорте транспортных услуг в Россию занимали:

 Беларусь, доля которой составила 3,5% (546 млн. долл. США), предоставляющая преимущественно услуги в сфере пассажиро— и грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом;

 Кипр – 3,2% (497 млн. долл. США) и Швейцария – 1,9% (295 млн. долл. США), вспомогательные и дополнительные услуги в сфере обслуживания морского транспорта, пассажирские авиаперевозки;

 Великобритания – 2,2% (335 млн. долл. США), вспомогательные и дополнительные услуги в сфере обслуживания воздушного транспорта, пассажирские авиаперевозки;

 Украина – 1,7% (256 млн. долл. США), пассажироперевозки железнодорожным транспортом.

В отличие от экспорта, в структуре транспортных услуг, оказанных компаниями-нерезидентами, лидирующее положение занимают грузовые перевозки. По данным Центрального банка России [3], в 2014 г. на них приходилось 46% совокупного объема потребленных резидентами транспортных услуг7,1 млрд. долл. США. Стоимостный объем услуг по доставке российских грузов иностранными предприятиями уменьшился (на 14,2% относительно показателя 2013 г.) в результате сокращения внешнеторговых операций.

На пассажирские перевозки в 2014 г. приходилось 32% общего импорта транспортных услуг (ведущую позицию в обслуживании пассажиропотока сохранял воздушный транспорт), вспомогательные и дополнительные транспортные услуги – 22%.

Таким образом, за период 2010-2014 гг. изменения во внешней торговле России транспортными услугами коснулись преимущественно импорта: его объемы снизились в результате резкого ухудшения условий торгового сотрудничества с основными зарубежными партнерами. Развитие экспорта транспортных услуг сдерживается техническим и технологическим отставанием транспортной системы России по сравнению с развитыми странами, недостаточно развитой инфраструктурой перевозок, низким уровнем конкурентоспособности отечественных транспортных компаний.

Для интенсивного развития внешней торговли России транспортными услугами и усиления позиций в международной торговле необходима реализация комплекса мер, включающих повышение инвестиционной привлекательности отрасли, создание новых транспортных маршрутов по территории страны, поддержку отечественных перевозчиков и экспедиторов на мировых рынках.

 

Библиографический список

1. International Trade Statistics 2015 / World Trade Organization. – 2015. – 166 p.

2. Российский статистический ежегодник. 2015: статистический сборник / Росстат. – М., 2015. – 728 с.

3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2014: статистический сборник / Центральный банк Российской Федерации. – М., 2015. – 321 с.

4. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2012: статистический сборник / Центральный банк Российской Федерации. – М., 2014. – 311 с.

 

 

russia’s FOREIGN TRADE IN transport

 

Kuznecov M.M., candidate of geographical sciences, associate professor

Peredistaya Ju.S., graduate student

V.I. Vernadsky Crimean federal university

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. The article evaluates development of Russia’s foreign trade in transport for the period 2010 -2014. Geographical structure of exports of transport services, structure of exports and imports of transport services by kinds of transport are analyzed.

Keywords: foreign trade, world trade, transport services, specific structure of foreign trade, geographical structure of foreign trade.