Шахбазян Д.А. Повышение эффективности федеральных бюджетных инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 83-86.

Повышение эффективности федеральных бюджетных

инвестиций

 

Д.А. Шахбазян, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье обосновывается важность повышения эффективности бюджетных инвестиций в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, уменьшения доходов населения и нестабильности курса национальной валюты.  В последнее время наблюдается рост доли федерального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, что вызывает особый интерес к  Федеральной адресной инвестиционной программе. Увеличение эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений приобретает особую значимость в условиях необходимости достижения  бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: капитальные вложения, бюджетные инвестиции,  оценка эффективности, Федеральная адресная инвестиционная программа, федеральные целевые программы.

 

 

Для обеспечения экономической стабильности и роста благосостояния общества действия одних только рыночных сил недостаточно, так как рынок не всегда способен самостоятельно выявлять значимые отрасли на соответствующем этапе экономического роста. Самостоятельной сферой реализации функций и задач государства в экономической сфере является осуществление инвестиционной деятельности.

Закрытие внешних рынков капитала и повышение стоимости заемных средств организаций в 2014 году обусловили переход динамики инвестиций в основной капитал в область отрицательных значений. Снижение инвестиций продолжилось и в течение 2015 года в условиях резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, уменьшения доходов населения и нестабильности курса национальной валюты. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена в таблице.

 

 

Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период с 2008 по 2015 гг., в % [1]

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

собственные средства

39,5

37,1

41,0

41,9

44,5

45,2

45,7

51,1

привлеченные средства

60,5

62,9

59,0

58,1

55,5

54,8

54,3

48,9

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

кредиты банков

11,8

10,3

9,0

8,6

8,4

10,0

10,6

7,8

заемные средства других организаций

6,2

7,4

6,1

5,8

6,1

6,2

6,4

 

5,7

бюджетные средства

20,9

21,9

19,5

19,2

17,9

19,0

17,0

16,5

прочие

17,7

20,4

21,9

22,3

20,0

15,6

15,7

14,7

 

 

 

В 2015 году в связи с возникновением трудностей с формированием доходной части бюджета на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры произошло падение инвестиций за счет бюджетных средств, в номинальном выражении снижение составило 5,6 %.

 

Важно отметить, что основными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность государства,  являются: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и некоторые другие нормативные правовые акты.

К капитальным вложениям в объекты государственной собственности относятся: бюджетные инвестиции; субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность; бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, которые осуществляются посредством взносов в уставные капиталы.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет «бюджетные инвестиции» как «бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества» [2].

Бюджетные инвестиции реализуются посредством адресных инвестиционных программ, формируемых в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов. В последнее время наблюдается рост доли федерального бюджета в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В связи с этим целесообразно уделить отдельное внимание Федеральной адресной инвестиционной программе (далее – ФАИП).

ФАИП состоит из программной и непрограммной части, в свою очередь программная часть реализуется через федеральные целевые программы (ФЦП) инвестиционного характера.

В 2015 году объем финансирования 45 федеральных целевых про­грамм и подпрограммы «Создание и организация производства в Российской Федерации в 20112015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» ФЦП «Национальная технологическая база» на 20072011 годы, включенных в открытую часть федерального бюджета, составил 966,8 млрд рублей.

В 2015 году объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию ФАИП, по сравнению с 2014 годом вырос на 10,3 % и составил 919,7 млрд рублей.

В рамках ФАИП в 2015 году было предусмотрено строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение и приобретение 1 834 объектов и мероприятий. Из числа объектов, подлежавших к вводу в 2015 году, в установленные сроки были завершены строи­тельством 326 объектов, или 58,5 % от общего количества подлежащих к вводу объектов. На рисунке представлена динамика ввода объектов в эксплуатацию в 2010-2015 годах.

 

 

Рисунок 1. Динамика ввода объектов в эксплуатацию в 2010-2015 гг. [1]

 

 

Основные причины несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов следующие: ненадлежащее исполнение или неисполнение подрядчиком договорных обязательств; увеличение сметной стоимости строительства; выявление в процессе осуществления строительства (реконструкции) дополнительного объема работ, не учтенных утвержденной проектной документацией; позднее начало осуществления государственными заказчиками (заказчиками) конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор).

Для достижения бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе необходимо обеспечить увеличение эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств в отношении инвестиционных проектов, сметная стоимость которых превышает 8 млрд рублей, и в других установленных случаях, проводится Минэкономразвития России [3]. Важно отметить, что независимо от сметной стоимости оценка эффективности по методике, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.02.2009 № 58, проводится госзаказчиками ФЦП и предполагаемыми главными распорядителями средств федерального бюджета.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств на осуществление капитальных вложений базируется на соотношении стоимости инвестиционного проекта и планируемых результатов его реализации. Данная оценка проводится по методике, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.02.2009 № 58, на основе качественных и количественных критериев [4]. Одним из таких критериев является сравнение стоимости инвестиционного проекта с соответствующей сметной нормой, при ее отсутствии – сравнение с аналогичными проектами. В настоящее время не по всем категориям объектов утверждены укрупненные нормативы [5]. Так как в органах власти отсутствуют специальные подразделения по проектно-сметному делу, возникает крайняя необходимость в данных нормативах с целью проведения отбора проектов для бюджетного финансирования.

После принятия решения о необходимости строительства объектов важно обеспечить проведение проверки достоверности их сметной стоимости до принятия решения о выделении соответствующих объемов бюджетного финансирования.

Серьезные структурные проблемы российской экономики, что характеризует устойчивая тенденция замедления роста валового внутреннего продукта России, а также отрицательная динамика инвестиций в основной капитал, требуют поиска новых актуальных механизмов для выхода из кризисной ситуации. К одним из таких механизмов можно отнести бюджетные инвестиции. Главным преимуществом бюджетных инвестиций является их универсальность в определении направлений для вложения средств, так как они способны оказывать влияние на развитие любых отраслей народного хозяйства и экономики в целом.

 

Библиографический список

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/minec/main/

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ  (ред. от 03.07.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

4. Приказ Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58 «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

5. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения / А.К. Ниязметов // Финансы. – 2014.№9. – С. 13-20.

 

 

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL BUDGET INVESTMENTS

 

D.A. Shakhbazyan, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. In this article the importance of increasing the efficiency of public investment in the conditions of a sharp deterioration in the external economic environment, reducing the income of the population and instability of the national currency is proved. Recently there has been growth of the federal budget share in the structure of sources of investment financing in fixed assets, which is of particular interest to the federal targeted investment program. Increasing the efficiency of budget spending on the implementation of the capital investment is particularly significant in light of the need to achieve fiscal sustainability in the long term.

Keywords: capital investments, budget investments, efficiency assessment, Federal address investment program, federal target programs.