Головина Е.И. Особенности функционирования системы обязательного медицинского страхования: региональный аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 46-49.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

Е.И. Головина, магистрант

Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Аннотация. В статье рассматриваются финансовые и организационные проблемы здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Определены основные источники финансирования медицинских организаций. Проанализировано современное состояние бюджета территориального фонда ОМС Пермского края, а также выявлена зависимость функционирования медицинских организаций от финансирования системы обязательного медицинского страхования. Даны рекомендации для решения финансовых проблем, выявленных в ходе исследования.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, здравоохранение, финансирование обязательного медицинского страхования, медицинская помощь, субсидирование.

 

 

Современный этап общественно-экономического развития общества характеризуется тем, что для любого государства мира одной из наиболее важных, если не важнейшей, его функций становится необходимость обеспечения собственным гражданам достойного уровня здравоохранения.

Одной из значимых составляющих достойного уровня оказания медицинской помощи населению является финансирование учреждений здравоохранения, которые эту помощь оказывают. Финансовое обеспечение таких учреждений состоит из нескольких источников: средств обязательного медицинского страхования, бюджетных средств. По причине недостаточной обеспеченности медицинских организаций средствами из указанных источников, население формирует спрос на услуги добровольного медицинского страхования, а также на платные услуги, оказываемые медицинской организацией.

На данный момент основным источником финансирования медицинской организации являются средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Иначе говоря, медицинские организации находятся на преимущественно одноканальном финансировании, которое осуществляется с 1 января 2013 г.

Бюджеты фондов ОМС составляют в общих расходах на здравоохранение более 50% с тенденцией ежегодного увеличения: в 2014 г. – 1 362,1 млрд. руб. (53,7%), в 2015 г. – 1 463, 6 млрд. руб. (55,0%), в 2016 г. 1 499,9 (53,3%) [1].

Касаемо средств федерального бюджета РФ на финансирование системы здравоохранения, прослеживается динамика сокращения расходов. Так, согласно показателям основных направлений бюджетной политики на 2014, 2015, 2016 года и их плановых периодов, расходы на здравоохранение составляют 480 млрд руб. в 2014 г. [2], 391 млрд руб. в 2015 г. [3], 396 млрд руб. в 2016 г., в 2017 году – 386,1 млрд. рублей [4].

Исходя из представленных показателей, видно, что основной проблемой в сфере финансирования здравоохранения является замедление темпов роста расходов на его функционирование и развитие. Кроме того, наблюдается возрастающее значение системы ОМС в финансовом обеспечении расходов на здравоохранение.

Важную роль в финансировании системы обязательного медицинского страхования играет совокупность территориальных фондов ОМС (далее ‒ ТФОМС). Они выполняют отдельные функции страховщика (Федерального фонда ОМС) в части реализации территориальных программ ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Финансирование системы ОМС на уровне субъектов РФ рассматривается на примере территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края. Параметры бюджета ТФОМС Пермского края представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Динамика показателей формирования и расходования средств ТФОМС Пермского края в 2013 – 2018 гг., тыс. руб.

Год, показатель

Доходы

Исполнение доходов бюджета, %

Темп прироста доходов, %

Расходы

Исполнение расходов бюджета, %

Темп прироста расходов, %

Дефицит/

профицит

2013

(Исполнено)

20 870 391,7

101,8

11,6

20 960 109,3

94,7

20,6

-89 717,6

2014

(Исполнено)

23 156 766,1

100,1

11,0

24 660 505,1

102,5

17,7

-1 503 739,0

2015 (Закон)

24 387 278,4

5,3

25 443 484,9

3,2

-1 056 206,5

2016 (Закон)

25 268 773,9

3,6

25 268 773,9

-0,7

2017 (План)

25 168 151,4

-0,4

25 168 151,4

-0,4

2018 (План)

25 168 151,4

0,0

25 168 151,4

0,0

Источник: составлено и рассчитано на основе [5; 6; 7; 8]

 

 

Результаты аналитических расчетов, систематизированные в представленной таблице, позволяют идентифицировать негативную тенденцию в динамике показателей деятельности ТФОМС Пермского края. Это выражено в сокращении темпов прироста доходов с 11,6% в 2013 году до 3,6 % в 2016 году и расходов с 20,6% до – 0,7% в аналогичные сравниваемые периоды. Кроме того, плановые показатели доходов и расходов бюджета ТФОМС Пермского края имеют отрицательный темп прироста, что свидетельствует об имеющихся проблемах в финансовом покрытии территориальной программы ОМС Пермского края.

Следует также отметить возросшую долю субвенций Федерального фонда ОМС в формировании доходов ТФОМС Пермского края с 50,6% в 2012 году до 99,6% в 2016 году. Вместе с этим наблюдается тенденция снижения поступлений субвенций из краевого бюджета на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС с 18,9% в 2012 г. до 0,8% в 2015 г.

Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод о негативном эффекте от введения одноканального финансирования медицинских организаций.

Помимо финансовых проблем, присущих системе ОМС Пермского края, следует отметить организационные. Одной из них является дефицит кадрового состава врачей в медицинских организациях Пермского края. Так, в первом квартале 2016 года около 33% врачей от общего их количества работают по совместительству. Данная проблема ведет к другой: наличие больших очередей на прием к врачу, что является для населения причиной отказа от лечения. Эта тенденция прослеживается в показателях исполнения плана объемов медицинской помощи за 2015 год (табл. 2).

Также к организационным проблемам системы ОМС Пермского края можно отнести:

 отсутствие реальных критериев выбора застрахованными лицами медицинских организаций;

 нереализованность принципов конкуренции, заложенных в механизме обязательного медицинского страхования.

 

 

Таблица 2. Сведения об оказанных объемах медицинской помощи в период 01.01.2015 31.12.2015 года лицам, застрахованным на территории Пермского края

Условия оказания медицинской помощи

Объем, распределенный на 2015 год

Фактически госпитализаций за 2015 год 

% выполнения плана

Медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных условиях, посещений всего, из них:

24 473 830

23 539 492

96,2%

по стоматологии, посещений

3 179 330

2 294 183

72,2%

Стационарная помощь, госпитализаций

484 228

482 281

99,6%

Дневные стационары всех типов, пациенто-дни

1 541 116

1 540 774

100,0%

Скорая медицинская помощь, вызовов

875 133

806 088

92,1%

Источник: составлено и рассчитано на основе [9]

 

 

Выявленные финансовые и организационные проблемы ОМС требуют решения. Авторами более ранних исследований предлагается увеличение размер страхового взноса для страхователей работающих граждан с 5,1% от фонда оплаты труда до более высокого. Однако данное предложение будет непопулярно среди работодателей и может привести к негативному эффекту в виде занижения официальной заработной платы. Кроме того, следует отметить, что на 2015 год было спрогнозировано поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в ФОМС, на уровне 14,6 млрд. руб. Фактически в ФОМС поступило 13,2 млрд. руб. (90,4%).

В качестве одной из основных мер решения финансовых проблем системы ОМС предлагается увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ на поддержку и развитие здравоохранения, что приведет к частичному снижению финансирования медицинских организаций за счет средств системы ОМС. Эта мера должна рассматриваться Правительством РФ не как расходы, а как инвестиции. По расчетам Института экономики здравоохранения ВШЭ, каждый рубль, вложенный в профилактику и лечение, позволяет сохранить минимум 2–12 руб. в других сферах экономики. Повышается производительность труда, уменьшается смертность и инвалидизация, то есть происходит та самая стимуляция экономики [10].

 

Библиографический список

1. Фаррахов А. Расходы на здравоохранение в 2016 году.

2. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2013 год: закон Пермского края от 7.07.2014 г. № 355-ПК // Справ.-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.

6. Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2014 год: закон Пермского края от 9 июля 2015 г. N 516-ПК // Справ.-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.

7. О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: закон Пермского края от 25.12.2014 г. № 415-ПК // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru.

8. О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: закон Пермского края от 21 декабря 2015 года № 581-ПК // Справ.-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru.

9. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края [Сайт]. Режим доступа: http://www.pkfoms.ru.

10. Москвина Н. Граждане выбирают самолечение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2015-10-19/2_samolechenie.html

 

 

FEATURES OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF COMPULSORY

MEDICAL INSURANCE: REGIONAL ASPECT

 

E.I. Golovina, graduate student

Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

(Russia, Yekaterinburg)

 

Abstract. The article touches upon financial and organizational problems of health care and compulsory medical insurance. The author defines the main sources of financing of the medical organizations. The author also analyses the current state of the budget of the compulsory health insurance of the territorial fund of compulsory medical insurance of Perm Krai and reveals the dependence of functioning of the medical organizations on funding of the system of compulsory medical insurance. The author gives recommendations for the solution of the financial problems, which were revealed during the research.

Keywords: compulsory medical insurance, health care, funding of the compulsory medical insurance, medical care, subsidizing.