Кадыров Т.А. Зарубежный опыт создания специальных промышленно производственных зон как инструмента регионального развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №8. – С. 46-49.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННО

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН КАК ИНСТРУМЕНТА

РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Т.А. Кадыров, младший научный сотрудник

Научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен и обобщен зарубежный опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон. Выявлены общие характерные особенности создания и функционирования особых (свободных) экономических зон, а также положительное и отрицательное влияние специальных промышленно-производственных зон на региональное развитие. Указаны мероприятия по эффективному использованию такого инструмента, как специальные промышленно-производственные зоны, направленные на развитие региона.

Ключевые слова: специальные промышленно-производственные зоны, особых (свободных) экономических зон, зоны свободной торговли, технопарки, технико-внедренческие зоны.

 

 

В условиях глобализации современной экономики и развития конкуренции, создание и функционирование специальных промышленно-производственных зон алее – СППЗ) как инструмента регионального развития становится актуальным. СППЗ являются одним из видов особых (свободных) экономических зон (далее – ОЭЗ). В свою очередь для обозначения ОЭЗ в разных странах мира используются различные определения. В отечественной и зарубежной научной литературе нет однозначной трактовки данного понятия, и отсутствует однозначное мнение специалистов по вопросам типологии и классификации ОЭЗ.

Хотя такие зоны могут называться по-разному особые, специальные и т.д., наиболее общим и распространенным их названием является понятие «особая экономическая зона». В настоящее время в мире насчитывается 30 видов ОЭЗ 1.

Всего сегодня в мире насчитывается около 1200 зон ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, более 400 технопарков, 300 промышленно-производственных зон и 400 технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон. 2. По данным Международной организации труда, в мире насчитывается свыше 3500 специальных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов 3.

Точное число ОЭЗ в мире сложно установить не только из-за разнообразия определения данного термина, его критериев и классификации, но и из-за несовершенства методики сбора данных и не раскрытия некоторыми странами информации о ОЭЗ, что не позволяет дифференцировать зоны по их видам и определить их количество.

Цели создания ОЭЗ определяются в соответствии со специфическими чертами и приоритетами развития региона, с учетом множества различных факторов, в том числе, социальных, правовых и политических условий.

Опыт создания ОЭЗ показывает, что в основном в развивающихся странах созданием ОЭЗ стремятся достигнуть более высокого уровня индустриализации, привлечения иностранных инвестиций, а в развитых странах повышения уровня социально-экономического развития, придания импульса развитию отдельным территориям.

Таблица 1 показывает классификации существующих в мире ОЭЗ и сравнение их по некоторым признакам.

Несмотря на разнообразие различных типов ОЭЗ для них выделяются общие характерные особенности их создания и функционирования:

 отдельно взятая локальная территория на которой создается ОЭЗ;

 действует особый льготный режим для предприятий на территории ОЭЗ;

 определение типа ОЭЗ и ее специализации в соответствии с ее целями.

 

 

Таблица 1. Классификация существующих в мире ОЭЗ и сравнение по выборочным признакам

Тип зоны

Цель создания

Типичные создаваемые стимулы

Типичные существующие конкурентные преимущества (предпосылки к созданию)

Страны, практикующие создание

Государственное участие в создании

Foreign-radezone

(зоны иностранной торговли)

Стимулирование производств/ экспорта высокого уровня передела, повышение конкурентоспособности продукции

Налоговые каникулы, беспошлинный ввоз сырья и материалов для переработки.

Накопленный технологический опыт, развитые производства, развитая инфраструктура

США

Активное участие государства в создании зоны

Export Processing

Zone / Free

Trade-Industrial

Zone в Иране

(зона стимулирования экспорта)

Привлечение иностранных инвестиций для развития инфраструктуры и создания рабочих мест, стимулирование экспорта

Налоговые каникулы, отсутствие импортных пошлин, льготные цены на аренду/выкуп земель под застройку, система «одного окна», международные договоры о защите инвестиций, гарантия репатриации

Дешевая рабочая сила, дешевая земля, часто – выгодное географическое положение

Развивающиеся страны во всем мире, Япония, КНР, Корея, Индия

Активное участие государства в создании зоны

Free/Free-trade/Free economic zone (свободные экономические зоны)

Развитие международной торговли, получение прибыли от логистических и сервисных услуг

Беспошлинный ввоз/вывоз товаров, портовая инфраструктура, упрощенные таможенные процедуры, льготные режимы налогообложения резидентов

Выгодное географическое положение

Большинство развитых и развивающихся стран

Активное участие государства в создании зоны

Freeport

(вольная гавань, порто-франко)

Привлечение иностранных инвестиций, формирование имиджа территории

Оффшорная зона, как следствие – существенно упрощенный налоговый режим, отсутствие импортных/экспортных сборов, туристическая и деловая инфраструктура, упрощенный визовый режим, «одно окно»

Выгодное географическое положение, возможно – исторически сложившийся имидж территории

Китай, Сингапур, Малайзия, Каймановы острова

Активное участие государства в создании зоны

Industrial

zone/park/estate

(зоны развития производства и

предпринимательства)

Создание рабочих мест, концентрация и развитие производств

Созданная инфраструктура, льготные цены на аренду/выкуп земли, экономия на эффекте масштаба, обмен опытом и между резидентами

Наличие относительно дешевой рабочей силы и местного рынка сбыта

Большинство стран мира

Участие в создании инфраструктуры, если зона создается государством. Если зона частного типа, то без государственного участия

Special Zone

Special Economic Zone

(специализированные зоны)

Развитие стратегических направлений развития, создание/усиление специализации

Зависят от цели создания: упрощенный визовый режим, предоставляемая инфраструктура (в том числе специализированная), специальные налоговые режимы, научный обмен, синергетический эффект.

В зависимости от типа специализации: выгодное географическое положение, накопленный практический опыт, наличие компаний-лидеров, экономия на эффекте от масштаба, синергетический эффект

Развитые страны

Возможно, если создается государством. Если зона частного типа, то без государственного участия.

Источник: 4

 

Рассматривая примеры создания СППЗ можно увидеть эффективность их функционирования. Первая СППЗ, наиболее похожая на современные, была создана в 1959 году в ирландском аэропорту Шеннон 4. Пять ОЭЗ были созданы на восточном побережье Китая в начале 80-х годов. В 2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с 2012 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%) 5. На начало 2013 года в США активно действовало 174 зоны внешней торговли, объединяющих 276 промышленных / производственных операторов. На территории зон функционировало более 3200 компаний, численность работников которых составляла 370 тыс. человек 6.

Обобщая зарубежный опыт создания и функционирования СППЗ можно выделить положительное и отрицательное влияние их на региональное развитие (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Влияние СППЗ на региональное развитие

Положительное влияние СППЗ на развитие региона

Отрицательное влияние СППЗ на развитие региона

Льготы по налоговым отчислениям в бюджет, а так же развитие экспорта и импорта (за счет льгот по таможенным платежам)

Снижаются поступления в бюджет

Сокращение сроков окупаемости капитальных вложений для участников экономической зоны

Общий рост социально-экономического развития региона достигается не сразу, а по прошествии нескольких лет

Привлечение инвестиций в регион

В регионе не исключено падение местного производства, так как предприятия не являющиеся участниками данных зон, не выдерживают конкуренции с участниками зон, вследствие неравных условий функционирования

Внедрение инновационных технологий в производство, создание новых рабочих мест с привлечением квалифицированных кадров, использование дешевой рабочей силы, соответственно приводит к выпуску качественной продукции с низкой себестоимостью и высокой нормой прибыли и как следствие увеличению свободных оборотных средств

Внедрение новых технологий, автоматизация производства, привлечение квалифицированных кадров со стороны, приводит к снижению зарплат и сокращению рабочих мест в части не квалифицированной рабочей силы

Создание благоприятных условий для бизнеса, развитие инфраструктуры

Бизнес зачастую в целях экономии средств незначительно вносит инвестиции в нематериальные активы, человеческий капитал, обучение, защиту окружающей среды. Не везде функционирует инженерная и транспортная инфраструктура, отвечающая международным стандартам

Источник: составлено автором на основе исследования

 

 

Из вышеуказанной таблицы видно, что СППЗ могут неоднозначно влиять на развитие региона. В целях эффективного использования данного инструмента, направленного на развитие региона, на наш взгляд, необходимо:

 непосредственное участие государства, как основного регулятора в организационных мерах по созданию и функционированию СППЗ, но с учетом сбалансированного партнерства государственного и частного сектора;

 принятие долгосрочных государственных программ комплексного социально-экономического развития регионов, в том числе инвестиционных с учетом целей, поставленных в СППЗ, предусматривающих не только развитие бизнеса, но и ряд социальных и экологических вопросов, таких как обучение кадров, уменьшение безработицы и защиты окружающей среды;

 привлечение иностранных инвестиций, а так же предприятий в качестве участников СППЗ.

 

Библиографический список

1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. – М.: Книгодел, 2006. 59 с.

2. Boyenge, ILODatabase on export processing zones (revised) (ILO, 2007)

3. Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны. – Москва, 2014.С. 110-111.

4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны.  М.: ЮНИТИ 2005.  29 с.

5. Информация о свободных (особых) экономических зонах Электронный ресурс. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ laws_ved_cn/special_area_cn/

6. Информация о свободных (особых) экономических зонах Электронный ресурс. – URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/ laws_ved_us/special_area_us/

 

 

FOREIGN EXPERIENCE OF CREATION OF THE SPECIAL INDUSTRIALLY-PRODUCTIVE ZONES AS INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

 

T.A. Kadirov, junior researcher

Research center Scientific bases and problems of development of economy of Uzbekistan at the Tashkent state economic university

Tashkent Uzbekistan

 

Abstract. This article discusses and summarizes the international experience of creation and functioning of special (free) economic zones. Found out the general characteristics of the establishment and functioning of special (free) economic zones, as well as the positive and negative effects of special industrial-production zones for regional development. Indicated measures for the effective use of such tools, as a special industrial-production zones, aimed at the development of the region.

Keywords: special industrially-productive zones, special (free) economic zones, free trade zone, industrial parks, technology development zones.