Шмиголь Н.Н. Задачи развития российской банковской системы с учетом уроков кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №9. — С. 108-117.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ УРОКОВ КРИЗИСА

 

Н.Н. Шмиголь, студент

Научный руководитель: Е.В. Рябинина, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Обеспечение финансовой устойчивости российской банковской системы в любых экономических условиях и повышение ее конкурентоспособности являются приоритетными стратегическими задачами развития банковской системы Российской Федерации. На основе выполненного автором анализа состояния банковской системы РФ в период 2008-2009 гг. и в условиях введения санкций против российского банковского сектора, охарактеризовано влияние экономических кризисов на банковский сектор и обратное влияние банковских кризисов на экономику. Сформулированы задачи развития банковской системы Российской Федерации, на основе выявленных негативных тенденций в ее функционировании в период кризиса.

Ключевые слова: банковская система, кризис, центральный банк, монетарная политика, банковские риски.

 

 

В современных условиях банковская система является неотъемлемым элементом экономической системы любого государства. Аккумулируя и перераспределяя огромные объемы капитала, регулируя и рационализируя денежный оборот, банковская система всегда оказывает существенное влияние на развитие экономики. Современная российская банковская система включает два уровня (первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй уровень – кредитными организациями и представительствами иностранных банков), взаимодействие между которыми позволяет говорить о ее превращении в отлаженный денежно-кредитный механизм [1]1. При этом эффективность управления банковской системой во многом определяется качеством действующих нормативно-правовых актов, их согласованностью между собой, а также уровнем соответствия правовой базы целям и задачам проводимой денежно-кредитной политики государства.

Банковская система, с одной стороны, выступает ключевым элементом обеспечения финансовой стабильности и развития экономики. Однако, ее состояние, функционирование и направления развития зависят и от цикла экономики. В период экономических кризисов нередко возникают банковские кризисы. При этом они различаются по масштабам, форме и частоте проявления, объему воздействия и степени поражения экономики (рис. 1).

 

 

 

Рис 1. Классификация банковских кризисов

 

 

Банковская система является финансовой основой для реализации текущих и стратегических задач развития экономики государства. В результате перераспределения огромного объема ресурсов и капиталов, банки являются значимым регулятором экономического развития, поскольку банковский кредит как источник формирования основного и оборотного капитала способен расширить и ускорить воспроизводственный процесс. Вместе с тем для банковской системы рыночного типа характерно выраженное предпочтение банков к кредитованию проектов с высоким уровнем окупаемости. При этом, ставя в приоритет получение прибыли, банки неизбежно усиливают риски своей деятельности и становятся уязвимыми в случае возникновения кризисных явлений в экономике. По мнению ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов [2]2, рискоориентированная модель банковской деятельности все чаще демонстрирует свою уязвимость. По оценке МВФ за последние 30 лет в ведущих странах мира произошло 113 финансовых кризисов, 38% из них были банковскими, а их средняя продолжительность была больше фондовых и валютных соответственно в 2,6 и 2,4 раза.

Банковский кризис может являться результатом экономического кризиса в стране, поскольку спад производства, ухудшение финансового состояния организаций, платежеспособности юридических и физических лиц, резкое снижение объема сбережений населения являются традиционными причинами банковского кризиса. Банковский кризис может стать результатом:

а) непродуманной и необоснованно рисковой финансовой политики государства, как это произошло в России в августе 1998 г. в результате дефолта по государственным облигациям ГКО-ОФЗ;

б) непродуманных и неадекватных действий, и высказываний представителей органов государственной власти о необходимости сокращения «неэффективных» участников банковской системы (кризис 2004 г.);

в) преждевременной интеграции национальной банковской системы в глобальную финансовую систему без обеспечения соответствующей законодательной базы и защитных инструментов от «экспорта» международных кризисных явлений (кризис 2008 г.). В условиях глобализации, интернационализации и высокой степени зависимости национальной банковской системы от состояния и функционирования мирового финансового рынка капиталов кризисные явления на международных финансовых рынках могут «экспортироваться» в национальную финансовую систему, вызывая, тем самым, кризисные явления в банковском секторе;

г) резким ограничением доступа к внешним источникам пополнения ликвидности на международных рынках при существующем дефиците внутренних источников и в ситуации, когда национальная банковская система имеет сильную зависимость от привлечения ликвидности на международных финансовых рынках (кризис 2008 г.).

В отличие от экономических кризисов, банковские кризисы не имеют циклической природы и связаны в большей степени с поведением субъектов финансового рынка и держателей временно свободных денежных средств. В современной экономической литературе с позиции более всестороннего изучения причин их возникновения сами банковские кризисы принято классифицировать по ряду признаков (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Причины банковских кризисов

 

 

Вместе с тем, всех их объединяют общие для банковских кризисов признаки, которые проявляются в существенном падении объема, доходности банковских операций, сокращении банковского капитала, снижении цен на активы, снижении ликвидности, повышении ставок, ухудшении банковской инфраструктуры и массовом отзыве лицензий у банков.

Однако в российской действительности банковские кризисы и кризисные явления в банковском секторе были вызваны не столько экономической рецессией или спадом, сколько обусловлены неэффективной системой финансового и денежно-кредитного регулирования, излишней финансовой либерализацией, плохим взаимодействием между Центральным банком РФ, Правительством РФ и государственными исполнительными органами власти, а также политическими факторами.

В нашей стране банковский кризис 2008 года стал следствием интеграции российской банковской системы в глобальную финансовую системы без создания в рамках национальной банковской системы надежных инструментов защиты банковского сектора от влияния негативных тенденций на мировых рынках капитала. Как известно, мировой финансовый кризис, зародившийся на рынке секьюритизированных ипотечных активов в США, привел к рецессии во всех развитых странах, подорвал рост в развивающихся экономиках, спровоцировал беспрецедентный уровень вмешательства в экономику и поставил на грань выживания мировую банковскую систему.

До кризиса 2008 года российская экономика показывала устойчивый рост. Высокие цены на товары сырьевого экспорта, огромные золотовалютные резервы создавали впечатление, что мировые проблемы не затронут Россию. В августе 2008 года национальный банковский сектор испытал угрозу кризиса ликвидности, связанного с резким выводом средств иностранных инвесторов из российских фондовых активов и сжатием рынка внешних заимствований.

Нестабильность российского банковского сектора была спровоцирована внешними факторами: падением котировок фондового рынка и сжатием объема операций междилерского РЕПО. Падение доверия между участниками рынка межбанковского кредитования было вызвано более чем двукратным обесценением ценных бумаг Ломбардного списка Банка России. В такой ситуации ряд кредитных организаций не смог исполнить свои обязательства перед контрагентами. После участившихся случаев задержек клиентских платежей и распространения негативной информации о положении отдельных банков реальностью стала паника среди вкладчиков и отток средств организаций. Это было вызвано ужесточением условий по внешним заимствованиям, ухудшением внешнеторговой конъюнктуры и формированием девальвационных ожиданий у организаций и населения.

Снижение нормы обязательных отчислений в обязательные резервы, увеличение суммы компенсации по депозитам физических лиц и расширение объемов финансирования остановили процесс сжатия остатков на клиентских счетах.

Насыщение банковского сектора ликвидностью стало возможным благодаря запуску Банком России программы беззалогового кредитования. В ноябре 2008 года на кредиты без обеспечения приходился основной объем задолженности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Благодаря этому банковский сектор смог сохранить положительные темпы роста совокупных активов, и, в частности, кредитного портфеля.

Стратегические цели и задачи развития российской банковской системы, которые были сформулированы в Стратегии развития банковского сектора на период до 2015 года [3]3, последовательно и поэтапно реализовывались в банковском секторе до 2014 года. Именно в 2014 году денежно-кредитная политика и ситуация в банковском секторе вынуждено изменились в связи с введением санкций в отношении России, в том числе в отношении банковской системы. Так, первоначально в марте 2014 года из-за смены власти и развернувшихся боевых действий на территории Украины, обвинив Россию в «аннексии» Крыма и в разжигании войны в Восточной Украине, США и ЕС ввели санкции в отношении отдельных, не самых крупных банков. Так, в конце 2014 г. (20 апреля) США ввели и обнародовали санкции против банка «Россия», названного «личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации» (the personal bank for senior officials of the Russian Federation) и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с Президентом РФ. Через восемь дней, 28 апреля 2014 г., под санкции США попали «Собинбанк», «СМП Банк» и «Инвесткапиталбанк». В результате введения санкций в отношении данных банков: собственность банков, находящаяся на территории или под контролем граждан США, была блокирована; эмитированные банками пластиковые карты Visa и MasterCard перестали обслуживаться во всем мире; вводился запрет на международные переводы и заморозку американских активов. Затем 16 и 29 июля были введены санкции против крупных государственных банков: в отношении ВЭБ (полностью принадлежит государству), «Газпромбанк», «ВТБ», «Банк Москвы» и «Россельхозбанк» (в акционерном капитале этих банков государству принадлежит основная часть). Но характер этих санкций был уже иным: санкции не предполагали замораживания активов российских компаний, а налагали на эти банки финансовые ограничения, связанные с ограничением доступа американских инвесторов к средне- и долгосрочным долговым обязательствам указанных банков, размещаемым после 16 июля 2014 г. С этого времени американским инвесторам запрещено выделять российским банкам и связанным с ними юридическим лицам кредиты и другие инструменты валютного рынка на срок более 90 дней.

В конце июля 2014 года похожие санкции в отношении российских банков, контролируемых или принадлежащих государству более чем на 50%, ввел Евросоюз. В соответствии с постановлением Европейского Совета №833/2014 введен запрет на прямую или косвенную покупку, продажу, предоставление брокерских услуг или участие в выпуске или других сделках с первичными ценными бумагами и инструментами валютного рынка с длительностью обращения выше 90 дней. Европейским инвесторам запрещается не только приобретать еврооблигации и другие ценные бумаги указанных банков, но и торговать ими на фондовых площадках.

Таким образом, в результате введения санкций в отношении российской банковской системы крупнейшие, системообразующие банки лишились возможности привлекать на американском и европейском рынке капитал для средне- и долгосрочного финансирования, что обострило проблемы капитализации (достаточности капитала) и ликвидности российского банковского сектора, сузило источники его фондирования и отрицательно сказалось на рефинансировании внешнего банковского долга в иностранной валюте.

Рассматривая, в рамках вопроса устойчивости банковской системы РФ, структуру фондирования4 российского банковского сектора в условиях текущего кризиса, можно отметить, что ей основным источником являются вклады физических лиц и депозиты юридических лиц, которые по состоянию на 01.10.2015 в совокупности составляют около 55% от всей ресурсной базы банковского сектора (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Структура источников фондирования российского банковского сектора5

 

 

В условиях кризиса, в структуре фондирования банковского сектора традиционно возрастает доля рефинансирования Центрального банка РФ и на этом фоне снижается доля межбанковских кредитов в формировании ресурсной базы отечественных банков. Так, если в октябре 2008 г. доля межбанковских кредитов составляла около 15% ресурсной базы банков, то по состоянию на 1 февраля текущего года их доля сократилась до 7,6%. Доля привлеченных средств от Центрального банка России только за последний год выросла почти в 2 раза с 5,4% на 1 января 2013 г. до 9,6% на 2 февраля 2015 г., при этом на 1 января 2015 г. их доля составляла 12% [4] 6.

Следует также остановиться на такой проблеме как своевременность действий Банка России по регулированию банковского сектора, используя механизм: таргетирования инфляции, плавающего валютного курса рубля и установления ключевой ставки, которые практически не работали в нужном направлении. Ситуация с обвалом рубля в конце 2014 года отчетливо продемонстрировала, что в условиях нарастания кризиса недопустимо осуществлять переход к таргетированию инфляции, а «поэтапное поднятие уровня ключевой ставки в течение 2014 года на практике не мешало «надуванию» валютного рынка и последующей девальвации рубля» [5]7.

Ограничение доступа отечественных банков на международные рынки капитала и отсутствие возможности привлекать с этих рынков средне- и долгосрочные источники финансирования не только обусловило снижение зависимости фондирования российской банковской системы от иностранных источников финансирования, но и стало одной из причин обострения проблем ликвидности российского банковского сектора, помимо «хронической» проблемы банковской системы РФ – несбалансированности активов и пассивов по срокам. Согласно расчетным данным финансовых аналитиков, при анализе сроков размещения валютных активов и сроков погашения валютных пассивов сбалансированность между активами и пассивами можно наблюдать только на временном интервале свыше 3-х лет и подобные разрывы стали нормой для банковской системы РФ. Несбалансированность между сроками размещения активов и погашения пассивов является следствием того, что в последние годы упор делался на вложения в долгосрочные инфраструктурные проекты. В то время как фондирование банков носило более краткосрочный характер из-за неразвитости долгосрочных финансовых инструментов и высоких рисков долгосрочных вложений.

Анализируя внешний долг банковского сектора РФ в иностранной валюте, следует отметить снижение его объема после введения в 2014 году санкций в отношении банковского сектора. Так, если на 01 января 2014 г. этот показатель составлял более 209 млрдолл., то на 01 октября 2014 г. – 189,25 млрд.долл., а на 01.03.2015 г. – 171,1 млрд.долл. При этом происходит уменьшение внешнего долга российских банков, номинированного как в долларах США, так и в национальной валюте. В тоже время удельный вес внешнего долга, номинированного в рублях, в общем объеме пассивов банковского сектора РФ зависит от волатильности курса иностранной валюты: увеличение стоимости доллара приводит к росту доли внешнего долга в структуре пассивов банковского сектора.

Объем платежей по внешнему долгу банковского сектора в 2015 г. прогнозируется в сумме 42 млрд. долл. США; объем внешнего долга, который приходится на банковский сектор РФ оценивается в 28,5% объема внешнего долга Российской Федерации [6]8. В связи с санкциями банки не могут использовать американский и европейский финансовые рынки для рефинансирования внешнего долга на этих рынках капитала и применяют такие инструменты рефинансирования, как валютные РЕПО Центрального банка Российской Федерации, механизм получения средств через SRV9, в том числе у европейских и американских инвесторов и используя собственные запасы ликвидности.

Помимо проблем с поддержанием ликвидности и обслуживанием внешнего долга банковской системы РФ, введение санкций против банковского сектора привело к ряду негативных тенденций, которые в совокупности позволяют на сегодняшний день говорить о кризисных явлениях в банковском секторе. К таким тенденциям можно отнести: сокращение доли депозитов физических и юридических лиц; рост доли проблемных активов в структуре портфелей банков выше 10% от общей суммы активов; масштабную реорганизацию или национализацию банков; увеличение отзывов лицензий у банков; повышение ставок; существенное падение объема банковских операций, сокращение банковского капитала; ухудшение банковской инфраструктуры.

Вместе с тем, перечисленные негативные тенденции в функционировании банковской системы Российской Федерации, по нашему мнению, должны стать определенным уроком и стимулировать банковское сообщество к поиску оптимальных механизмов и способов решения накопившихся проблем в российском банковском секторе.

Анализ негативных тенденций в российской банковской системе показывает, что кризис в банковском секторе следует рассматривать не только как перелом, ведущих к ухудшению банковского бизнеса, но и как сложное переходное состояние банковского сектора, которое является толчком к улучшению его прежнего состояния и последующему развитию на новом качественном уровне.

В условиях замедления темпов развития экономики России и сложной геополитической ситуации анализ действующей ситуации в банковской системе и обсуждение перспектив ее развития является одним из острых и актуальных вопросов как на уровне Правительства Российской Федерации, так и в среди представителей банковского сообщества. На сегодняшний день экспертные агентства предлагают свои сценарии развития российской банковской системы до 2020 г. [7]10, а такие представители банковского сообщества, как Ассоциация Российских Банков и Ассоциация региональных банков России на своих ежегодных конференциях активно обсуждают Стратегию развития банковского сектора на период до 2020 года, антикризисные тактику и стратегию банков с позиций их взаимодействия с регуляторами.

Характеризуя перспективы развития российской банковской системы, можно условно разделить все предлагаемые для реализации меры поддержания финансовой устойчивости и стабильности банковского сектора на среднесрочные и долгосрочные меры.

Представляется, что в среднесрочной перспективе российская банковская система будет решать такие проблемы, как:

 адаптация к высоким рискам в экономике в условиях спада, поскольку в современных условиях банки стали осторожно подходить к оценке рисков по перспективным проектам;

 дефицит ликвидности, в том числе, валютной, что на сегодняшний момент способствует сокращению числа проектов, которые поддерживает тот или иной банк;

 подорожание ресурсов: данное обстоятельство вызвало как сокращение количества заявок, так и проблемы при рефинансировании задолженности заемщиков, что сказалось на росте проблемных активов (ухудшении качества кредитного портфеля);

 ожидаемое сокращение прибыли по итогам года;

 обеспечение достаточности капитала;

 рефинансирование валютных заимствований банковского сектора.

Решение перечисленных задач, по мнению ведущих российских ученых-экономистов [8]11 и практиков, требует:

а) повышенного внимания регулятора, в лице Банка России, к своевременной идентификации и оценке системных рисков банковского сектора, иных сегментов финансового сектора, обеспечению ясности и прозрачности их деятельности в целях выявления и предупреждения проблем на ранней стадии;

б) оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования;

в) изучения вопросов контрциклического регулирования и применения макропруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.

г) осуществление мероприятий по поддержке доверия к денежно-кредитным институтам, что представляется весьма важным на фоне отмечающейся интенсивности отзыва лицензий на банковскую деятельность в 2014-2015 гг. При этом важное значение должно отводиться информированию общественности о тенденциях и перспективах развития банковского сектора и банковского надзора, а также решению вопроса доверия к Банку России, как мегарегулятору. Представляется, что в среднесрочной перспективе Банк России будет использовать в различном сочетании все инструменты регулирования банковского сектора, которые им применялись для сокращения отрицательных явлений в банковской системе РФ в период кризиса, а именно:

 введение временного моратория на признание отрицательной переоценки ценных бумаг;

 фиксация валютного курса при переоценке номинированных в валюте активов;

 дополнительные аукционы РЕПО в иностранной валюте;

 неприменение на время ограничений на значение полной стоимости потребительского кредита;

 увеличение срока послаблений по формированию резервов на возможные потери по кредитам;

 понижение коэффициента взвешивания по риску для нормированных в рублях кредитов;

 послабления по резервированию и признанию убытков при реструктуризации ипотечных ссуд;

 активного использования финансовой помощи государства за счет дополнительного выделения средств федерального бюджета, а также Фонда национального благосостояния для сокращения системных рисков и стабилизации банковского сектора [9,10]12. Предполагается, что почти половина из выделенных Правительством РФ мер на реализацию Антикризисной программы и стабилизацию экономики будет направлена на докапитализацию кредитных организаций;

д) оптимизации риск-менеджмента и процесса управления расходами банков, поскольку по показателям соотношения накладные расходы/ активы и расходы/доходы российские банки уступают не только банковским системам европейских стран, но и стран;

е) пересмотра текущих кредитных портфелей и проведения активной работы по реструктуризации кредитов пока еще не «ушедших» в список плохих долгов.

В перспективе представляется актуальным активное применение Банком России длинных по срокам источников фондирования (в условиях высокой ключевой ставки эта задача пока остается нереальной), что снизит стоимость фондирования за счет средств ЦБ РФ, поскольку такие средства занимают достаточно высокий процент (8%) в структуре источников фондирования банковского сектора.

В долгосрочной перспективе, российская банковская система призвана стать финансовой основой для модернизации экономики, обеспечения устойчивого экономического роста и уровня занятости населения. Для этого необходимо решить задачу наличия у российских банков достаточного объема ресурсов по приемлемой для заемщика стоимости, что предусматривает разработку и реализацию мер по снижению стоимости кредитов и повышению их доступности, позволит расширить внутренний инвестиционный спрос и обеспечить финансовую основу для экономического роста.

В заключение следует подчеркнуть, что правильная оценка негативных тенденций в функционировании банковской системы и всестороннее изучение уроков кризиса способны оптимизировать существующую модель банковской деятельности, грамотно сформулировать и научно обосновать направления денежно-кредитной политики государства и способствовать созданию стабильной и финансово устойчивой национальной банковской системы.

 

Сноски в тексте

  1.      Рябинина Е.В. Проблемы и перспективы регионального развития банковской системы в связи с вступлением России в ВТО. Актуальные вопросы развития банковского дела в России. Том 1. – Рига, 2014. – С.69.
  2.      В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: монография / авт.колл. под рук.д-ра экон., наук, проф. М.А.Эскиндарова. –М.: Финансовый университет, 2014. – С.141.
  3.      Заявление от 05 апреля 2011 г. Правительства РФ № 1472-П13 и Центрального банка РФ № 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года».
  4.      Здесь под фондированием понимаются привлеченные ресурсы, используемые банком для своей основной деятельности. Источниками фондирования выступают средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов, заимствования на российских и международных рынках капитала, межбанковские кредиты и прочие ресурсы.
  5.      Составлено автором по: Информационно-аналитические материалы Банка России.
  6.      Обзор банковского сектора Российской Федерации. Выпуск 19. 2015 г. (интернет-версия) // Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1504.pdf
  7.      Аболихина Г.А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков //Экономика. Налоги. Право – М., 2015. – № 1. – С.37-42.
  8.      Электронный ресурс: http://expert.ru/2015/01/20/rossiya-vsem-proschaet/.
  9.      SRV (special purpose vehicle) – компания специального назначения, создаваемая под определенный проект (размещение еврооблигаций), которая регистрируется в одной из офшорных юрисдикций. После привлечения финансирования с использованием SRV средства отражаются в балансе российского банка как кредит или депозит от компании-нерезидента.
  10. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: Электронный ресурс:http://raexpert.ru/strategy/conception/part2/5#top
  11. М.А. Абрамова, Л.Н. Красавина, С.В. Криворучко, О. И. Лаврушин, М. А. Федотова. Об основных направлениях единойгосударственной денежно-кредитнойполитики России на ближайшие три года: мнение экспертов //Экономика.Налоги.Право– М., 2015. – № 1. – С.6-12.
  12. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против //Финансовая аналитика: проблемы и решения – М., 2015. – № 4. – С.36-46; Шмиголь Н.С. Румянцев И.М. Современные подходы к использованию средств суверенных фондов в обеспечении инвестиционного развития экономики.//Экономика.Налоги.Право – М., 2015. – № 1. – С.72-78.

Библиографический список:

1. Рябинина Е.В. Проблемы и перспективы регионального развития банковской системы в связи с вступлением России в ВТО. Актуальные вопросы развития банковского дела в России. Сборник научных трудов по проблемам банковского дела. Том. 1 / Под ред. О.И. Лаврушина. – Рига, 2014 228с.

2. В поисках новых моделей научной и образовательной деятельности: монография /автолл. под рук. д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: Финансовый университет, 2014. Глава 6. С.139-162.

3. Заявление от 05 апреля 2011 г. Правительства РФ № 1472-П13 и Центрального банка РФ № 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года».

4. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Выпуск 19. 2015 г. (интернет-версия) // Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1504.pdf

5. Аболихина Г.А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков //Экономика. Налоги. Право М., 2015. № 1. С.37-42.

6. Электронный ресурс: http://expert.ru/2015/01/20/rossiya-vsem-proschaet/.

7. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: Электронный ресурс: http://raexpert.ru/strategy/conception/part2/5#top

8.  Абрамова М.А., Красавина Л.Н., Криворучко С.В., Лаврушин О.И., Федотова М.А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов //Экономика. Налоги. Право М., 2015. № 1. С.6-12.

9. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против // Финансовая аналитика: проблемы и решения М., 2015. № 4. С.36-46.

10. Шмиголь Н.С. Румянцев И.М. Современные подходы к использованию средств суверенных фондов в обеспечении инвестиционного развития экономики.//Экономика. Налоги. Право М., 2015. № 1. С.72-78.,

 

 

 

TASKS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN BANKING SYSTEM CONSIDERING THE LESSONS OF THE CRISIS

 

NN Shmigol, student

Scientific supervisor: EV Ryabininа, candidate of economic science, associate professor

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. Ensuring financial stability of the Russian banking system in any economic environment and increasing its competitiveness are high priority strategic tasks of the development of the banking system of the Russian Federation. Based on the author’s analysis of the state of the Russian’s banking system during the crisis period of 2008-2009 and in the conditions of sanctions against the Russian banking sector author characterized the impact of economic crises on the banking sector and reverse the impact of banking crises on the economy and formulated the objectives of the development banking system of the Russian Federation on the basis of the detected negative trends in its functioning during the crisis.

Key words: banking system, crisis, Central Bank, monetary policy, banking risks.