Иванов О.И. Возможности управления трансформацией экономического пространства России // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 44-47

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

 

О.И. Иванов, д-р философ. наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет

Институт проблем региональной экономики РАН

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В статье экономическое пространство определяется как ансамбль социальных позиций, на которых действуют и взаимодействуют хозяйствующие субъекты, производя и воспроизводя разнообразные продукты и услуги. Автор обосновывает необходимость, возможности и границы оперативного и стратегического управления его трансформацией. Все основные свойства и элементы экономического пространства и его сегментов разделены на две группы: доступные для оперативного управления и доступные главным образом для стратегического управления. Отмечается, что сегодня за пределами государственного управления трансформацией экономического пространства России остаются многие его сегменты, компоненты и свойства. В то же время широко используются практики теневого управления его трансформацией. К этим практикам прибегали и прибегают государственные чиновники разных уровней, представители законодательной и судебной власти, правоохранительных органов, бизнес сообщества. По мнению автора, пространственные преобразования должны проводиться под жестким государственным и общественным контролем, включая особый контроль за деятельностью «теневых менеджеров».

Ключевые слова: экономическое пространство, компоненты экономического пространства, трансформация экономического пространства, оперативное и стратегическое управление трансформацией экономического пространства, агенты и субъекты трансформации.

 

 

История свидетельствует, что экономическое пространство подвержено изменению. Это подтверждает и произошедшая в последние десятилетия в России трансформация практически всех его сегментов. Она привела к появлению в них новой конфигурации объективных мест-позиций, их новому ресурсному обеспечению, новых типов хозяйствующих субъектов, новых способов их рекрутирования и исключения из сегментов пространства, новых норм-правил отношений хозяйствующих субъектов на социальных позициях, новых паттернов поведения и мышления и др. Особенностью этих трансформаций является то, что они проведены активными общественными группами, движущей силой которых были их материальные интересы.

Сегодня экономическое пространство России трансформируют три основные общественные силы: федеральные и региональные органы власти, и «рынок» в лице его главных представителей-собственников. Пока, к сожалению, ни одна из упомянутых общественных сил в полной мере не справляется с преобразованием экономического пространства России в интересах ее поступательного развития и в интересах ее населения. Нередко перемены в экономическом пространстве России и его сегментах производились и производятся в корыстных интересах влиятельных общественных групп и отдельных индивидов.

Для конкретизации анализа пространственных преобразований мы предлагаем различать агентов и субъектов трансформации экономического пространства. Агенты трансформации пространства – индивидуальные и коллективные деятели, социальные институты, организации, выступающие от имени государства и (или) от действующих органов власти. Субъекты трансформации пространства – это индивидуальные и коллективные деятели, прежде всего представители бизнес сообщества, общественные движения, политические партии, общественные деятели, которые действуют исходя из своих интересов и занимают активную позицию в процессе трансформации пространства, энергично его изменяют и защищают его от неблагоприятных с их точки зрения внешних воздействий.

Необходимо иметь в виду, что основные цели преобразовательной деятельности агентов и субъектов трансформации часто не только различаются, но и вступают в противоречия. Эти противоречия могут разрешаться как легитимными средствами, так и нелигитимными. В последнем случае проводят скрытное или «теневое» управление трансформацией. К теневому управлению трансформацией экономического пространства прибегали и прибегают как агенты (в частности, государственные чиновники разных уровней, представители законодательной и судебной власти, правоохранительных органов), так и субъекты трансформации (прежде всего представители бизнес сообщества): они используют разнообразные практики скрытного и часто незаконного воздействия на отдельные свойства и компоненты соответствующих сегментов пространства с тем, чтобы получить преимущества в реализации своих экономических и других интересов. Полагаем, что сегодня одной из важнейших научно-практических задач совершенствования управления трансформацией экономического пространства России является борьба с его теневым управлением, выявление «теневых менеджеров» его трансформации и блокирование их деятельности. Решающая роль в решении этой проблемы принадлежит российскому государству.

В настоящее время государственное управление трансформацией экономического пространства России и ее регионов в достаточной степени не осуществляется, а регулирование происходящих в его сегментах процессов либо ограничено, либо вообще отсутствует. Как отметил Швецов А.Н, в настоящее время, «государственная политика воздействия на пространственное развитие стремится иметь дело преимущественно с макрорегиональными объектами, процессами и пропорциями (к ним относятся особые экономические зоны, индустриальные, промышленные и технопарки, зоны территориального развития, пространственные кластеры, промышленные округа, территории опережающего развития)» [1, С. 54].

За пределами управления трансформацией экономического пространства России остаются многие его сегменты, компоненты и свойства. Пространственные изменения во все большей мере регулируются рыночными механизмами, а по существу ими «управляются».

Созданные в России за чрезвычайно короткий период времени сегменты экономического пространства сегодня уже не так просто изменить. Тем не менее, возможности перемен в каждом сегменте и в отношениях между ними существуют. Больше того, такие перемены необходимы. Их можно и нужно произвести на основе как «оперативного», так и «стратегического» управления трансформацией экономического пространства. Но прежде чем перейти к обсуждению вопросов управления трансформацией экономического пространства, остановимся на его определении. Таких определений, как известно, достаточно много (анализ некоторых из них дан, например, в работе Биякова О.А. [2]). Здесь мы будем исходить из собственной, социологической, трактовки экономического пространства. В самом общем виде мы определяем его как ансамбль социальных позиций, на которых действуют и взаимодействуют хозяйствующие субъекты, производя и воспроизводя разнообразные продукты и услуги [Более подробно о нашей концепции экономического пространства см. 3, С. 32-38].

Трансформация экономического пространства процесс, включающий объективные и субъективные компоненты. Он может и, как правило, происходит спонтанно, но ему в необходимых случаях можно придать управляемый характер. Но управление процессом трансформации экономического пространства имеет объективные ограничения. Одна из центральных научных задач установление возможностей, целесообразности и границ управляемой трансформации экономического пространства.

Понятие «управление трансформацией экономического пространства» пока не получило широкого распространения. Обычно используют понятие «управление пространственным развитием» или «управление пространством» экономики, города, региона и т. д. Учитывая масштабы экономического пространства России, его протяженность, многообразие и разнообразие его сегментов, следует признать, что управление его трансформацией поистине сложная и трудно выполнимая задача.

Все основные свойства и элементы экономического пространства и его сегментов мы разделили на две группы: доступные для оперативного управления и доступные главным образом для стратегического управления. Это деление носит относительный характер, поскольку один и тот же компонент или одно и то же свойство пространства и его сегментов в разных ситуациях может стать объектом оперативного или стратегического управления. Тем не менее, предлагаемое деление полезно иметь в виду при определении и разработке различных стратегий трансформации экономического пространства и его сегментов.

Первая группа свойств и элементов экономического пространства и его сегментов — доступные для оперативного управления. К этой группе мы относим:

 деперсонализированные, объективно существующие места-позиции для коллективных и индивидуальных хозяйствующих субъектов и связи между местами-позициями;

 реальных, действующих в данное время хозяйствующих субъектов с присущими им потребностями, интересами и правами, а также отношения между этими субъектами;

 институционализированные нормы-правила взаимодействия хозяйствующих субъектов в поле;

 реальные паттерны стандартизированных индивидуальных и коллективных действий хозяйствующих субъектов;

 ресурсы (материальные, финансовые, организационные, культурные, духовные и.т. п.) объективных мест-позиций;

 свойства сегментов пространства: открытость-закрытость; доступность-недоступность; способы включения и исключения субъектов экономических деятельностей из пространства; способы рекрутирования в его сегменты новых субъектов, способы их мотивирования; способы поддержания социального порядка в поле, нормы-правила взаимодействия субъектов в поле, насыщенность сегментов эу и дисфункциональным социальным капиталом, насыщенность позитивными и негативными паттернами поведения и т.п.

Вторая группа свойств и элементов экономического пространства и его сегментов доступные главным образом для «стратегического управления». К этой группе мы относим:

 процессы социальной организации и дезорганизации, социальной интеграции и дезинтеграции, расширения и (или) сужения сегментов и т. д.;

 отношения между различными сегментами пространства;

 потоки людей, социальных групп, материалов, финансов, информации, идей, образов, паттернов стандартизированных индивидуальных и коллективных действий, паттернов поведения и мышления социальных деятелей; паттернов публичной оценки поведения и мышления и т.п.;

 скейпы – сети действующих лиц и организаций, образующих различные взаимосвязанные узлы, по которым могут осуществляться те или иные потоки;

 публичные арены(в том числе арены интернет пространства), места, где возможен и проводится публичный дискурс между социальными акторами (публичные арены могут существовать как внутри одного сегмента, так и вне его, существовать над всеми сегментами) [4, с. 1853].

В качестве предметов оперативного и стратегического управления могут быть различные проблемы или «проблемные ситуации» хозяйствующих субъектов, отношений между ними, а также общественно значимые проблемы, которые возникают уже сегодня в результате пространственных преобразований в различных сегментах экономического пространства и за их пределами или которые могут возникнуть в них и за их пределами в отдаленной перспективе.

Активное использование методов оперативного и стратегического управления трансформацией экономического пространства России и механизмов его регулирования под государственным и общественным контролем может создать комфортные и благоприятные условия для деятельности в нем позитивных хозяйствующих субъектов и сокращения возможностей для деятельности негативных субъектов.

 

Библиографический список

1. Швецов А. Н. Роль государства в преобразовании социально-экономического пространства // Пространственная экономика. 2015. №1. С. 38-61.

2. Бияков О. А. Теория экономического пространства: методологические и региональные аспекты. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004.

3. Иванов О.И. Экономическое пространство как объект управляемой трансформации (взгляд социолога) // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. – № 8. – С. 32-38.

4. Хилгартнер Стивен, Боск Чарльз Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен// Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. Составитель Н.Г. Ясавеев. Изд-во Казанского Университета, 2000. С. 18-53.

 

 

OPPORTUNITIES FOR MANAGING THE TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA

 

O.I. Ivanov, doctor of philosophical sciences, professor

St. Petersburg state university

Institute of regional economy of the Russian academy of sciences

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. In the article, the economic space is defined as an ensemble of social positions, on which business entities operate and interact, producing and reproducing various products and services. The author justifies the necessity, possibilities and boundaries of the operational and strategic management of his transformation. In the article, all the main properties and elements of the economic space and its segments are divided into two groups: available for operational management and available mainly for strategic management. It is noted that today, beyond its state management, the transformation of the economic space of Russia remains many of its segments, components and properties. At the same time, shadow management practices of its transformation are widely used. These practices were resorted to and resorted to by state officials of different levels, representatives of the legislative and judicial authorities, law enforcement agencies, and the business community. In the author’s opinion, the activities of «shadow managers» of spatial transformations should be put under strict state and public control.

Keywords: economic space, components of the economic space, transformation of the economic space, operational and strategic management of the transformation of the economic space of Russia, agents and subjects of transformation.