Альпенова Б.А. Внутренний аудит в системе налогового учета Республики Казахстан // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 11-14.

Внутренний аудит в системе налогового учета Республики Казахстан

 

Б.А. Альпенова, докторант

Бишкекская финансово-экономическая академия

(Кыргызская Республика, Бишкек)

 

Аннотация. В статье даны определения налогового учета и отчетности. Налоговая отчетность не может совершенствоваться как самостоятельный вид системы бухгалтерского учета без теоретической обоснованности налогового учета и внутреннего аудита. Эффективность аудиторской проверки налоговой отчетности предприятия зависит от методики проведения внутреннего аудита предприятия. В данной статье предложена методика проведения внутреннего аудита в системе налогового учета Республики Казахстан.

Ключевые слова: налоговый учет, налоговая отчетность, аудит налоговой отчетности, Республика Казахстан.

 

 

 

 

С обретением суверенитета Республика Казахстан начала развивать налоговую систему, чтобы укрепить свою независимость. В результате дальнейшего совершенствования налогового законодательства разработан и принят новый Налоговый кодекс. С его принятием в апреле 1995 года было введено понятие «налоговый учет». В особенной части Налогового кодекса выделены новые главы: глава 12 «Правила налогового учета и налоговая отчетность» и глава 13 «Особенности налогового учета отдельных видов операций», в которых налоговый учет определен как самостоятельный вид учета, осуществляемый налогоплательщиком в целях определения объектов налогообложения. Налоговый учет – это вид учета, имеющий свои объекты, субъекты и специфические методы.

Согласно действующему налоговому законодательству, налогооблагаемый доход формируется в соответствии с положениями Налогового кодекса независимо от финансового результата хозяйствующего субъекта, полученного по данным бухгалтерского учета. Но информация, используемая в налоговом учете, извлекается из данных бухгалтерского учета и формируется в процессе ведения налогового учета.

Основную проблему налоговой системы представляют трудности, связанные с налоговой отчетностью, ее подготовкой, составлением, сдачей в налоговые органы. Вследствие этого рассмотрение налоговой системы должно проводиться комплексно, начиная с системы налогообложения, ведения налогового учета и заканчивая составлением и сдачей налоговой отчетности в налоговые органы. В условиях глобализации учета и отчетности, эффективность составления и достоверность налоговой отчетности являются важными моментами развития экономики в целом. Налоговая отчетность не может совершенствоваться без теоретической обоснованности налогового учета и выделения его в самостоятельный вид системы бухгалтерского учета [1].

В настоящее время перед налогоплательщиками стоит вопрос о выборе метода подготовки налоговой отчетности путем ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета либо путем подготовки налоговой отчетности с выделением налогового учета в самостоятельную подсистему бухгалтерского учета, либо основываясь на данных бухгалтерского учета, корректировке их для налогообложения. В республике, выделение подсистемы налогового учета и ведение самостоятельного учета для подготовки налоговой отчетности полностью отданы на усмотрение предприятий, однако законодательством четко регламентированы требования по ее сдаче. Такая постановка не позволяет привести налоговую систему предприятий к одним параметрам, что усложняет контроль налоговых органов и проведение аудита налоговой отчетности.

Совершенствование налоговой системы в республике ограничивается снижением налоговых ставок, пересмотром параметров и элементов налогов, но совершенствование налоговой отчетности остается на прежнем уровне. Внедрение форм налоговой отчетности, создание электронного портала сдачи налоговой отчетности и развитие налоговой системы диктуют требования по развитию не только практического, но и теоретического обоснования налоговой отчетности.

Анализ специальной литературы по исследуемой теме показывает, что казахстан­скими авторами мало уделяется внимания вопросам совершенствования налогового учета, налоговой отчетности, а также стандартизации и методике внутреннего аудита налоговой от­четности. Вместе с тем, многие аспекты налогового учета, налоговой отчетности и ее аудита требуют дальнейших исследований, а также уточнения с учетом сложившихся условий и перспектив развития налоговой системы предприятия и ее контроля.

Налоговая отчетность является документом, на основании которого перечисляются суммы налоговых обязательств в бюджет, и от эффективности и достоверности составления которого зависят объемы налоговых поступлений. Эффективность составления налоговой отчетности определяется универсальным использованием раздельного учета данных по цели своего применения. Предприятие должно выделять налоговый учет в системе бухгалтерского учета для составления налоговой отчетности. В свою очередь, достоверность налоговой от­четности доказывается как внутренним ее аудитом, что дает большой эффект, так и внеш­ним.

Большая востребованность данной услуги на рынке, обусловлена следующими факто­рами:

 постоянно меняющимся налоговым законодательством;

 сложностью механизма порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

 неоднозначностью положений налогового законодательства;

 недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерских служб;

 тенденцией к повышению «качества» исков налоговых органов к налогоплательщи­кам, которые рассматриваются в судебном порядке (иски налоговых органов к налогопла­тельщикам становятся все более юридически грамотно построенными и обоснованными).

Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

 предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения эко­номического субъекта;

 проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

 оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

Система внутреннего аудита на предприятиях Республики Казахстан не имеет обще­принятых правил и требований по его проведению [2]. В связи с этим предлагаются четыре основных стандарта внутреннего аудита налоговой отчетности:

1. Ответственность внутреннего аудита налоговой отчетности.

2. Планирование внутреннего аудита налоговой отчетности.

3. Аудиторские доказательства при проведении внутреннего аудита налоговой отчет­ности.

4. Завершение внутреннего аудита налоговой отчетности.

Общепринятой практикой для внутреннего аудита финансовой отчетности является разделение налоговой отчетности как объекта аудита на составные элементы, предназначен­ные для документирования проверки этих конкретных элементов. Однако, по нашему мне­нию, налоговую отчетность необходимо выделять как основной элемент объекта аудита на­равне с аудитом финансовой отчетности. Налоговые обязательства представляют собой один из сегментов в рамках внутреннего аудита отчетности предприятий, максимально подвер­женный искажениям, наибольшее количество которых обусловлено спецификой расчета обя­зательств по налогам предприятия, а также особенностями раскрытия в соответствии с МСФО как текущих, так и отложенных налоговых активов и обязательств. Эти особенности были положены нами в основу методики внутреннего аудита расчета и раскрытия налоговых обязательств в отчетностях предприятий.

Для проведения внутреннего аудита налоговой отчетности были определены основ­ные этапы внутреннего аудита налоговой отчетности, к которым относятся: разработка плана-графика и программы внутреннего аудита; проведение внутреннего аудита налоговой отчетности по сегментам; обобщение, анализ и систематизация результатов аудита; подготовка отчетов по результатам аудиторской проверки. На первом этапе составляются план-график и программа проведения внутреннего аудита налоговой отчетности предприятия, в которой четко указываются объекты внутреннего аудита, время его проведения, состав внутренней аудиторской группы. Второй этап характеризуется своей действенностью: определяются основные параметры и нормы, в соответствии с которыми устанавливаются отклонения и несоответствия, процедуры и методы аудиторской проверки внутренними аудиторами, осуществляется сбор сведений и информации, необходимой для проведения аудита, доказательств несоответствий и отклонений. На третьем этапе обобщается информация, полученная по результатам аудиторских процедур, анализируются и систематизируются выявленные несоответствия и отклонения, в зависимости от норм и параметров, принятых изначально. На завершающем этапе внутренними аудиторами подготавливаются предварительный и заключительный отчеты о проведенном аудите. Предварительный отчет, в котором систематизированные несоответствия и отклонения раскрываются в полном объеме и указываются пути их устранения, подготавливается главным аудитором. Завершающая отчетность, представленная службой внутреннего аудита, обеспечивает контроль за устранением выявленных отклонений и несоответствий, определяя тем самым окончание внутреннего аудита налоговой отчетности.

Эффективность аудиторской проверки налоговой отчетности предприятия зависит от методики проведения внутреннего аудита предприятия. Можно предложить следующее:

 регламентировать порядок ведения налогового учета, требования к налоговой учетной документации, разрешив налогоплательщикам самостоятельно разрабатывать и утверждать формы учетных регистров;

 установить корректировки данных бухгалтерского учета для целей исчисления налогов.

Ожидаемые результаты:

 избежать влияния МСФО на размер налогооблагаемой базы;

 обеспечить соответствие Налогового кодекса принципу определенности налогообложения.

 

 

 

Библиографический список

1. Принципы организации налоговой отчетности и требования предъявляемые к ней // КазЭУ Хабаршысы.  2006.  №5.  С. 207-209.

2. Методика осуществления налогового аудита при внутреннем аудите предприятия: материалы международной научно-теоретической конференции «Проблемы формирования и развития конкурентоспособной экономики», посвященной 15-летию образования МКТУ им. Х.А. Ясави. Шымкент, 2006. 2 т.  С. 129-134.

 

 

INTERNAL AUDIT IN TAX ACCOUNTING OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

B.S. Alpenova, doctoral

Bishkek finance and economic academy

(Kyrgyz Republic, Bishkek)

 

Abstract. The article gives the definition of tax accounting and reporting. Tax reports can

not be improved as an independent accounting system without the theoretical validity of the tax accounting and internal audit. The effectiveness of audit tax returns of the enterprise depends on the method of the entity’s internal audit. In this paper, the technique of internal audit in the system of

Keywords: tax accounting, tax reporting, audit of tax reporting, the Republic of Kazakhstan.