Яруллин, Р. Р. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны / Р. Р. Яруллин, О. А. Емец. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 210-212.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

 

Р.Р. Яруллин, др экон. наук, профессор

О.А. Емец, студент

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В статье рассмотрены положительные и отрицательные моменты влияния государственного внешнего долга на экономику страны, приведена структура, а также выявлены направления долговой политики Российской Федерации по управлению государственным долгом.

Ключевые слова: внешний долг, структура долга, влияние государственного долга.

 

 

В настоящее время задолженность по внешним государственным заимствованиям представляет собой актуальную проблему для России. Объективная возможность погашения внешнего государственного долга является основным моментом стабильности экономики страны. От того насколько правильно происходит управление страной и какие решения принимаются для погашения данного государственного долга зависит уровень ставок по процентам, эффективность бюджета государства, стабильность курса по валюте внутри страны, инвестиционная привлекательность. Следовательно, при организации бюджета государства органам государственной власти необходимо принимать во внимание оптимальную величину государственного внешнего долга страны.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет государственный долг, как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией [1] (БК РФ, гл. 14, ст. 97).

В государственый внешний долг включаются выраженные в иностранной валюте:

 сумма долга по ценным бумагам государства;

 размер основного долга по тем кредитам, которые получены Российской Федерацией;

 величина обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации.

Структура государственного внешнего долга России характеризуется следующим образом (табл.1).[3]

 

 

Таблица 1. Структура государственного внешнего долга России по состоянию на 1 октября 2017 года

Категория долга

Млн. долл. США

Удельный вес, %

Государственный внешний долг РФ

51 230,0

100

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба

594,3

1,16

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

722,4

1,4

Задолженность по внешним облигационным займам

38 221,7

74,6

Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа

3,2

0,006

Прочая задолженность

20,6

0,04

Государственные гарантии РФ в иностранной валюте

11 667,8

22,78

 

 

Заметим, что 75% от общей суммы государственного внешнего долга занимает задолженность по внешним облигациям. Выплачивать их необходимо будет до 2047 года, самый высокий платеж ожидается в сумме 6 966 млн. долларов США в 2030 году.

В данное время перед экономикой государства стоят две цели: развивать финансовый рынок внутри страны и направлять средства на уменьшение дефицита в консолидированном бюджете России. При значительном объеме государственного внешнего долга, большая часть средств федерального бюджета отправляется именно на данные цели, следовательно, происходит снижение расходов на развитие и расширение производства внутри страны, на социальные нужды, в итоге, все сказывается на уровне жизни людей. Таким образом, происходит замедление экономического роста страны.

Государственный внешний долг страны оказывает как положительное влияние на национальную экономику страны, так и отрицательное.

Положительные последствия заключаются в следующем:

1) большой выгодой для страны является то, что существует возможность привлечения в бюджет государства заемных средств и сохранения относительного размера долга;

2) дефицит бюджета в стране приводит к нарастанию объемов государственного долга, а профицит, наоборот, наделяет возможностью погашать наросший долг. Следовательно, если в стране наблюдается продолжительный экономический рост, то возрастает доходная часть бюджета, которая позволяет уплачивать проценты по долгу государства.

Негативные последствия заключаются в следующем:

 при постоянном увеличении внешнего долга государства, правительству приходиться сдерживать капиталовложения инвестиций в национальное хозяйство страны;

 нарастание внешних заимствований ведет к снижению своей политической независимости, а также влечет за собой огромную зависимость отечественных финансов от международных;

 государственный внешний долг, как и любой другой долг, необходимо погашать вместе с процентами.

Управлять внешним долгом страны можно с помощью различных инструментов, таких как конверсия, выкуп долга с дисконтом, реструктуризация. Конверсия заключается в частичной ликвидации внешних долгов заменяя их на национальные активы. Положительным моментом данного инструмента является превращение внешнего долга страны в акции с помощью инвестиций в предприятие страны. Выкуп долга с дисконтом выгоден лишь тем, чьи долги имеют большой дисконт. В данном случае стране, которая является должником необходимо иметь огромные запасы в золотовалютных резервах. Реструктуризация представляет собой изменение каких-либо основных условий в обслуживании долга.

В настоящее время Правительство РФ намерено применять реструктуризацию по отношению к внешнему долгу государства. Для того чтобы уменьшить совокупный объем внешнего долга государства и, следовательно, снизить расходы на его обслуживание в 2017 году принято решение о расположении ценных бумаг государства в иностранной валюте со стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США.

При ограничениях на внешние заимствования, которые действуют в данное время, можно порекомендовать следующие направления долговой политики Российской Федерации для управления государственным долгом:

 поддержание объема внешнего долга государства на безопасном уровне для экономики;

 необходимо максимально эффективно расходовать средства, которые привлечены от внешних государственных заимствований;

 стараться возмещать государственный внешний долг при низком валютном курсе иностранной валюты по отношению к рублю;

 увеличивать конкурентоспособность отечественных товаров и уменьшать зависимость экономики от нефтяных и газовых доходов.

Внешний долг государства является огромным бременем для национальной экономики страны, потому что при его выплате уходит значительная часть денежных средств из бюджета страны. Всё это тормозит экономический рост в стране и, следовательно, может произойти спад в национальном производстве. При постоянном нарастании долга страна, по сути, передает его своему будущему поколению.

 

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017).

2. Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса // Современные научные исследования и инновации. 2017. – №2 (70).

3. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru

 

 

INFLUENCE OF THE EXTERNAL STATE DEBT ON THE NATIONAL ECONOMY OF THE COUNTRY

 

R.R. Yarullin, doctor of economic sciences, professor

O.A. Yemets, student

Ufa branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

 

Abstract. In the article positive and negative moments of influence of the state external debt on the economy of the country are considered, the structure is shown, and directions of the debt policy of the Russian Federation on public debt management are revealed.

Keywords: external debt, debt structure, influence of public debt.