Уткин А.И. Влияние Центрального Банка на инфраструктуру валютного рынка России на разных этапах развития российской национальной валютной системы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 140-145.

ВЛИЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ИНФРАСТРУКТУРУ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

 

А.И. Уткин, студент

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

(Россия, г. Иваново)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию воздействия Центрального Банка на валютный рынок России и состояние золотовалютного резерва на разных этапах становления национальной валютной системы. Актуальность заключается в необходимости разработки комплексной программы государственных мероприятий по преодолению проблем валютного рынка современной России. Автором сформулированы собственные предложения, касающиеся ориентирующих направлений для разработки желаемого комплекса действий со стороны правительства.

Ключевые слова: валютная монополия государства, перестройка, право собственности на валютные ценности, либерализация валютного рынка, программные ориентиры.

 

 

Формирование универсальной правительственной программы по преодолению проблем современного российского валютного рынка невозможно без исследования тенденций развития и особенностей функционирования валютного рынка России на конкретных этапах становления валютной системы. Наиболее важным здесь является отражение влияния Центрального Банка на инфраструктуру валютного рынка, а также конкретизация роли и места данного регулятора в осуществлении валютных операций на территории России и формировании золотовалютного резерва. Изучение регулирующего воздействия Центрального Банка на валютный рынок России с течением времени позволит выделить эффективные мероприятия. Именно их следует учесть и взять в качестве ориентиров при разработке желаемой программы правительственных мер.

Выделяют пять основных этапов в истории развития валютной системы Российского государства после 1917 года [1].

Первый этап (1917 – 1986 гг.) характеризовался валютной монополией государства и запретом на осуществление внеплановых валютных операций. Полная централизация валютных доходов от экспорта внешнеторговыми объединениями сопровождалась государственным утверждением твердого официального курса советского рубля по отношению к любым зарубежным валютам. Данная политика СССР не допускала возможности существования свободы в валютно-финансовых отношениях и валютного рынка как такового и подразумевала наличие минимального состава участников внешнеэкономической деятельности, исполняющих обязанности по проведению международных расчетов и валютных сделок в пределах сферы влияния единого государственного банка. Результатом централизованного регулирования системы валютных отношений стала фактическая изолированность от остального мира и тотальный контроль над всеми валютно-финансовыми операциями.

В связи с тотальным вмешательством государства во все сферы хозяйственной деятельности советская экономика не подлежала организованному валютно-правовому регулированию, необходимому для стран с рыночной системой. Внешторгбанк (позднее – Внешэкономбанк) и Госбанк СССР, являвшиеся модификациями современного Центрального Банка, всецело обладали совокупным объемом выручки от экспорта в иностранной валюте. В соответствии с потребностями регионов, отраслей и производственных предприятий политика Госбанка в основном сводилась к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны по установленному валютному плану, управлению официальными золотовалютными резервами и наблюдению за строго определенным процессом протекания валютных отношений между физическими лицами [2, C. 53]. В связи с этим отдельные хозяйствующие субъекты и подразделения в принципе не имели возможности проявлять активность и осуществлять выгодную для них деятельность, что определяло отсутствие валютного рынка в СССР.

Формирование и воздействие на золотовалютный резерв осуществлялось Госбанком благодаря конфискации за спекуляцию золотом и системе магазинов «ТОРГСИН», где дефицитные товары обменивались на валюты и золото [1]. Если накануне Октябрьской революции 1917 года золотой запас России составлял 855 т, то в годы Советского Союза было произведено 11 тыс. т золота, из которых 3 тыс.  т было использовано в промышленности [2, C. 54]. Наибольшего значения золотой запас достигал в 1953 году и составлял 2049,8 тонн  [2, C. 54]. Именно тогда государство начало экспортировать золото за рубеж, что привело в дальнейшем к реализации на международном уровне 8,2 тыс. тонн  драгоценного металла [2, C.56]. Эффективность политики Госбанка по отношению к золотовалютному резерву проявилась также и в том, что к 1991 году Российская Федерация получила от бывшего государства 485 т золота, что обеспечило ей 17-е место в мире по этому показателю [1].

Второй этап (1986 – 1991 гг.), напротив, в связи с начавшейся перестройкой ознаменовался децентрализацией экономической деятельности страны во взаимоотношениях с иностранными государствами, когда хозяйствующие субъекты получили право напрямую участвовать во внешних валютно-финансовых операциях. Была организована система валютных фондов (валютных отчислений), в рамках которой государство стало отчислять предприятиям фиксированный процент от формальной валютной выручки. Для предприятий машинной ориентации процент составлял 40-50%, а для аграрного комплекса – 70% [2, C. 60]. В результате сохранения данной тенденции отдельные фирмы и организации получили возможность присваивать часть валютной выручки от экспорта товаров и услуг, что заложило первоначальные основы валютного рынка. В 1987 – 1988 гг. число участников внешнеэкономической деятельности на территории страны существенно увеличилось за счет возникновения совместного предпринимательства.

Валютным регулированием в рассматриваемый временной период занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, фактически принявшая на себя данную функцию по причине перестройки системы Госбанка, выразившейся в появлении большого количества независимых от государства коммерческих банков. Источниками валютного законодательства являлись решения Совета Министров СССР, а также нормативные акты подвластных ему министерств и ведомств. Нарушение тотального контроля со стороны государства над процессом валютных отношений с внешним миром, отсутствие увеличения объема золотовалютного резерва привело к пониманию необходимости создания новых правил законодательного регулирования валютных отношений в условиях проникновения в экономику рыночных механизмов, а также придание функций валютного регулирования одному из органов государственного управления.

Принятие 1 марта 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» положило начало третьему этапу развития валютной системы страны (1991 – 1992 гг.) [3]. Были определены основные принципы проведения операций с валютой СССР и иностранной валютой на территории СССР, полномочия и функции органов власти и банковской системы в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. Центральный Банк получил свою современную модификацию и был назначен основным органом валютного управления, что соответствовало уровню развития большинства иностранных государств. Главное значение закона заключалось в провозглашении гарантируемого права собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране. Однако в условиях продолжающегося советского монополизма полноценный валютный рынок по-прежнему отсутствовал. Госбанк СССР, осуществляющий функцию регулирования наряду с Центральным Банком РФ, разработал и принял письмо «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», раскрывающее основные правила совершения операций в иностранной валюте с участием резидентов и нерезидентов [4]. При подкреплении текста данного письма другими принятыми Госбанком СССР нормативными документами сформировалась правовая основа осуществления валютно-финансовых операций на территории страны, обязательная для всех участников набирающего обороты валютного рынка.

Распад СССР на рубеже 1991 – 1992 гг. обусловил истощение золотовалютного резерва. К этому моменту объем золотого запаса России был в 22 раза меньше, чем в США [5, C. 56]. С целью пополнения золотовалютного резерва Центральный Банк установил для предпринимателей-резидентов специальный коммерческий курс, по которому они обязывались перечислять часть валютной выручки в валютный резерв государства. Результатом этого можно считать начало работы валютной биржи Центрального Банка, на которой стали еженедельно организовываться торговые сессии, а также учреждение Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), ставшей основой рыночной торговли валютой и рублем. В итоге, главными правовыми актами, регулировавшими функционирование российского валютного рынка в постсоветском периоде,  выступили Указы  Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 года и «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» от 30 декабря 1991 года, а также Инструкция Центрального Банка «О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв РФ, валютные фонды республик, краев и областей в составе РФ, стабилизационный фонд Банка России» от 22 января 1992 года. Вступивший в силу 9 октября 1992 года Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал сущность внутреннего валютного рынка России и дал подробную трактовку основных валютных операций с участием физических и юридических лиц [6]. В связи с этим сформировался фундамент нормативного регулирования валютного рынка России, начавшего бурно развиваться с 1992 года. Наступил четвертый (российский) этап развития национальной валютной системы (1992 – 2006 гг.).

На данном этапе принимались попытки упорядочения валютно-финансовых отношений на подзаконном уровне. Так, 1 июля 1992 года произошли унификация валютного курса и установление обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки от операций в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки. ММВБ выступила организатором валютной торговли и определила единый официальный курс рубля к доллару, по которому отдельные банки расплачивались с предприятиями. Четкие правила торгов на бирже обеспечивали прозрачность процесса динамики курса рубля, необходимую  Центральному Банку для регулирующего воздействия.

В связи с увеличением числа и объемов валютных операций на межбанковском уровне каждый хозяйствующий субъект получил свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка. В результате значительно уменьшились возможности государства и Центрального Банка РФ влиять на характер протекания валютных процессов в национальной экономике. Стал формироваться свободный рынок срочных валютных сделок [2, C. 58]. Данная свобода привела в итоге к первому столкновению российского валютного рынка с проблемой снижения значимости рубля как национальной валюты увеличения долларовых купюр в денежном обороте страны. Дата 11 октября 1994 года получила название «черного вторника» [7]. По сравнению с предыдущим значением курс доллара вырос на 27% [8]. В то время Центральный Банк и Правительство РФ использовали для вытеснения доллара и сохранения стабильности на валютном рынке метод поставки против платежа, заключающийся в осуществлении операций по торговле валютой только при условии ее фиксированного количества и подтверждения наличия на счетах участников необходимого объема денежных средств. В результате к 1995 году значительное количество долларовых купюр, импортированных в Россию, было выведено из денежного оборота. В этот же период Центральный банк ввел в действие новые правила проведения операций с долларами США на ММВБ.

Быстрый темп развития валютный рынок обрел в период 1995 – 1998 гг. Произошло укрепление и становление российской банковской системы, а также утверждение привлекательного курса иностранной валюты. Однако невозможность Центрального Банка выплачивать долги по накопившимся обязательствам привела в итоге к валютно-финансовому кризису (дефолту) 1998 года. Это ознаменовало распад системы валютного рынка конца 90-х гг. и послужило внедрению с 1998 года технологий и положений зарубежных валютных контрактов, минимизирующих риск по срочным валютным сделкам и развивающих новые способы торговли валютой. Заимствование зарубежных принципов определило либеральный характер отношений между резидентами и нерезидентами на валютном рынке. Вступивший в действие с 18 июня 2004 года новый Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» фактически заложил правовые основы всеобщей либерализации и полноценной свободы действий граждан, предпринимателей и юридических лиц [6]. Если до 1997 года основной прирост золотовалютных активов обеспечивался благодаря увеличению средств Центрального Банка, то дефолт 1998 года привел к существенному сокращению золотых запасов. За период от июня 1998 года до января 1999 года золотовалютные резервы сократились более, чем в 2 раза [8].

Пятый этап развития российской валютной системы, начавшийся в 2007 году и продолжающийся по настоящее время, характеризуется полной либерализацией валютного рынка. В основу регулирования порядка осуществления валютных операций заложен принцип «разрешено все, что не запрещено законом» [7]. Он наиболее точно отражает тенденцию отхода от административных мер воздействия. В связи с этим особенностями валютного рынка современной России являются децентрализация в процессе совершения валютных операций и заключения валютных сделок, а также большое разнообразие видов заключаемых сделок. Именно излишняя свобода и произвол на внутреннем валютном рынке и во взаимоотношениях резидентов и нерезидентов в итоге определяет существование обозначенных в предыдущей главе современных проблем валютного рынка, связанных с падением значимости рубля и нестабильностью валютного курса.

В условиях установившейся либерализации наряду с девальвационной политикой Центрального Банка и поддержкой с его стороны уровня золотовалютных резервов с 2012 года было взято направление на невмешательство в курсообразование как таковое. При этом создаются условия для перехода к режиму плавающего валютного курса [9]. Данная система действий нацелена на повышение гибкости курса рубля, но в действительности получается лишь сглаживать его колебания к основным мировым валютам, а также устранять дисбаланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В результате сокращения участия Центрального Банка в валютных операциях за последние годы произошел рост неопределенности динамики курса рубля, обусловленный самоуправством отдельных экономических агентов в процессе осуществления валютно-финансовых операций.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 1 января 2001 года золотой запас России предназначен для проведения финансовой политики государства и удовлетворения нужд страны при чрезвычайных ситуациях [10]. Поэтому в условиях нестабильности валютного рынка увеличение объемов золотовалютных резервов является целесообразным. Это позволяет поддерживать величину курса российского рубля на установившемся в настоящий момент уровне, и тем самым формировать базу для его укрепления и постепенного вытеснения доллара [11]. Еще в 2003 году Центральный Банк учредил новую инвестиционную директиву, направленную на диверсификацию инвестиционного портфеля ценных бумаг и драгоценных металлов. В перспективе это способно оказать влияние на структуру золотовалютных резервов в плане уменьшения доли валюты США.

Таким образом, параллельно со сменяемостью различных этапов становления российской национальной валютной системы валютный рынок прошел длительный путь своего формирования и развития, прежде чем достигнуть современной модификации. При этом на него оказывалось регулирующее воздействие со стороны Центрального Банка, также принимавшего разные формы на протяжении времени. Каждый этап характеризовался конкретными мерами валютного регулирования. В качестве результатов исследования можно выделить следующие направления, которые Правительству РФ необходимо взять в качестве ориентиров для разработки комплекса мероприятий по преодолению проблем валютного рынка:

 наблюдение и неустанное регулирование со стороны государства и Центрального Банка валютных операций с участием нерезидентов;

 обеспечение права собственности резидентов на валютные ценности в условиях рынка;

 установление приемлемой величины налога на размер валютной выручки для предпринимателей-резидентов с целью пополнения золотых резервов;

 установление единого официального курса рубля к доллару и использование метода поставки против платежа;

 развитие системы диверсификации инвестиционного портфеля ценных бумаг и драгоценных металлов с целью укрепления национальной валюты (рубля) и вытеснения иностранной (доллара).

Достижение баланса на валютном рынке, обеспечивающем непрерывные валютные переводы, приведет к возможностям извлечения наибольшей выгоды от совершаемых сделок, а также к повышению гибкости и оздоровлению  российской  экономики в целом.

 

Библиографический список

1. Голодова Ж.Г. Финансы и кредит: учебное пособие / Ж.Г. Голодова. М.: ИНФРА-М, 2009. – 448 с.

2. Дорофеев Б.Ю. Развитие валютного рынка и его место в экономической и правовой системе Российской Федерации / Вопросы правоприменительности практики (DE LEGE LATA). 2011. – 563 с.

3. Закон СССР «О валютном регулировании» от 1 марта 1991 г. №1982-1 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Информационно-правовой системы «Консультант». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.10.2016 г.)

4. Письмо Госбанка СССР «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» (24.05.1991 г. №352) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1991. № 12. С.4.

5. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Москва, 2012. – 479 с.

6. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция, 2016), ст. 9 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Информационно-правовой системы «Консультант». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.10.2016 г.)

7. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсантъ» от 06.02.2012. № 20. С. 1.

8. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.

9. Попова Н.Ф. Правовое регулирование экономической деятельности: учебник и практикум. – М.: Крайт, 2016. – 280 с.

10. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»  от 01.01.2001 г. в редакции от 18 июля 2005 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Информационно-правовой системы «Консультант». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.10.2016 г.)

11. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации. Правила, контроль, ответственность / И.В. Хаменушко. М.: Норма, 2013.352 с.

THE INFLUENCE OF CENTRAL BANK ON THE INFRASTRUCTURE OF THE CURRENCY MARKET OF RUSSIA IN DIFFERENT STAGES OF DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN NATIONAL CURRENCY SYSTEM

 

A.I. Utkin, student

Plekhanov university of economics (Ivanovo branch)

(Russia, Ivanovo)

 

Abstract. In this article the influence of Central Bank on currency market of Russia and the gold reserve is researched by author in different stages of formation of national currency system. The relevance consists in the need to develop a comprehensive program of state measures on overcoming problems of currency market of contemporary Russia. The author formulated his own proposals concerning the orienting directions for developing a desired complex action on the part of the government.

Keywords: currency monopoly of the state, the restructuring, the ownership right on currency values, liberalization of currency market, political orientations.