Боркова Е.А. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России / Е.А. Боркова, Ю.И. Буравилина, А.А. Сенчило // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 9-12.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И

ПРОМЫШЛЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ

 

Е.А. Боркова, канд .экон. наук ,доцент

Ю.И. Буравилина, студент

А.А. Сенчило, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В данной статье освещается влияние санкций, примененных к России со стороны Запада, на состояние инвестиционного климата в промышленности и перспективы его изменения. Рассмотрены общие экономические показатели российского рынка и определены приоритеты повышения инвестиционной привлекательности в промышленности, одновременно выявлены позитивные и негативные моменты. Эффективными инструментами привлечения инвестиций являются создание особых экономических зон и территорий опережающего развития и внедрение мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса.

Ключевые слова: санкции, инвестиционный климат, промышленная политика, нефтегазовый сектор, инвестиции.

 

 

Инвестиционный климат это создание положительных экономических, политических и социальных условий для привлечения капитала, и, прежде всего, от иностранных инвесторов. Среди социальных и политических условий, негативно сказывающихся на инвестиционном климате, можно выделить следующие: народные волнения, массовые забастовки, вооруженные восстания, военная угроза и прочее.

На сегодняшний день многие экономисты сходятся во мнении, что инвестиционный климат в России ухудшается. Наибольшее влияние на этот процесс оказывают санкции западных стран  в отношении России, связанные главным образом с политической позицией РФ касательно украинского кризиса. Западные государства, основная часть которых входит в НАТО, посчитали недопустимым действия властей РФ в отношении Крыма, а также восточных регионов Украины, в которых, по мнению стран Атлантического блока, ведут деятельность пророссийски настроенные вооруженные формирования.

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России отразились и на настроениях иностранных инвесторов:

В 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70% – до 21 млрд долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года. Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций.

Эксперты, связанные с деятельностью иностранных компаний, отмечают в 2014-2015 годах сокращение инвестиционных проектов, инициируемых и реализуемых иностранными инвесторами на территории России.

Согласно данным американского ведомства, за два года операционная прибыль в компаниях, попавших под санкции, сократилась на треть, а активы на половину. Ограничительные меры также привели к уменьшению объема российских фондов. В частности, резервный фонд может иссякнуть в 2017 году. Дополнительное давление на российскую экономику оказало падение цен на нефть. К тому же инвесторы, по оценкам Госдепа, стараются избегать Россию из-за «неопределенности» на рынке. При этом Россия, несмотря на действие санкций, не находится на грани «системного» кризиса. Вероятность банкротства попавших под ограничения компаний выросла всего на 2-3%, а разорение «стратегически важных» организаций крайне маловероятно.

Ранее пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест допустил, что администрация президента США не исключает возможность введения дополнительных экономических санкций в отношении России из-за ситуации в Сирии.

Все эти факторы четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России:

 Традиционные проблемы, связанные с государственным управлением и бюрократией

 Неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем

 Неуверенность в проводимой на национальном уровне экономической политике.

Исследования экономистов показали, что, хотя инвесторы, вкладывающие средства в реальный сектор, рассматривают текущую ситуацию как неблагоприятную, они не планируют сокращать свое присутствие в стране. Компании видят потенциал российской экономики и склонны к увеличению объема инвестиций в ближайшие годы.

В таком положении российской экономике остаётся рассчитывать только на собственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые отрасли.

Этот процесс начался ещё несколько лет назад, однако теперь его придётся ускорить. Очень важно сформировать качественный климат для иностранных инвесторов, чтобы они даже в режиме санкций работали в России.

В настоящий момент улучшение инвестиционного климата в промышленности происходит несколькими способами. Это создание особых экономических зон и территорий опережающего развития, что действительно может стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата промышленного сектора России путём внедрения мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса и повышению эффективности работы судебно-правовой системы. Однако точечная работа правительства по созданию особых экономических зон и территорий опережающего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной   привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России.

Введение санкций, безусловно, повлияло и на промышленную политику России. Зависимость эта крайне неоднозначна. Есть несколько областей промышленности, которые подвержены спаду. Наиболее чувствительными к санкциям являются регионы, в которых сосредоточены оборонные и машиностроительные предприятия (Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург). К числу компаний, находящихся в повышенной зоне риска можно отнести «Урал-вагонзавод» (Свердловская, Челябинская, Тверская, Томская области), «НПО машиностроения» (Московская, Оренбургская, Смоленская, Челябинская области, Пермский край), НПО «Базальт» (Москва, Костромская, Московская, Тульская области), Концерн «Созвездие» оронежская, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская, Тверская области, Краснодарский край, Северная Осетия, Москва), концерн «Радиоэлектронные технологии» (97 предприятий и НИИ), ПВО «Алмаз-Антей» (46 предприятий и НИИ во многих регионах). Динамика развития «топливных» регионов Западной Сибири также находится в зависимости от санкций из-за снижения инвестиционной активности западных партнеров. Безусловно, необходимо сказать о Крыме, на предприятия и компании которого пришлись адресные западные санкции. Давление ощущают такие крымские компании как Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, Керченская паромная переправа, Керченский и Севастопольский торговые порты, компании «Массандра» и ряд других. Наиболее тревожные ожидания заметны в регионах, всецело зависящих от благополучия бюджетообразующих организаций.

Что же касается нефтегазовой отрасли, на компании Транснефть и Газпромнефть распространяются и финансовые санкции – введен запрет на любые сделки, финансирование и другие операции с новыми долговыми обязательствами сроком более 30 дней в ЕС и 90 дней в США. Со стороны ЕС подобное ограничение распространяется и на Роснефть.

Больше всего от санкций пострадали совместные проекты в нефтегазовой отрасли – западные компании отказываются от «опасного» сотрудничества. Санкции, к примеру, бумерангом ударили по крупнейшей нефтяной компании Exxon Mobil ей пришлось выйти из совместного проекта с компанией Роснефть по добыче нефти в Ледовитом океане. Поставщики нефтяного оборудования, Baker Hughes и Schlumberger, также готовы отказаться от проектов с российскими компаниями. С одной стороны, по оценкам экспертов, технологически санкции сильно ударят только по добыче трудноизвлекаемой нефти и разработкам месторождений на шельфе, где замену западным технологиям найти сложно. Но эти проекты пока не являются значимыми для российских компаний. В то же время санкции в области финансирования наряду с ограничением кредитования российских банков могут повлиять на развитие нефтяных и газовых компаний в долгосрочной перспективе. Важным является и вопрос поставок оборудования для новых проектов – китайское пока не может похвастаться надежностью, а российского производится очень мало. Конечно, санкции помогут стимулировать развитие производства отечественного оборудования, о чем говорят главы Сургутнефтегаза и Роснефти, но насколько реалистично его реанимировать в ближайшее время – это серьёзный вопрос. Например, озвученные планы Роснефти к 2020 году довести использование отечественного оборудования в новых проектах до 70% эксперты считают неосуществимыми в силу отсутствия производителей и технологий. 

Ключевым последствием санкций является ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и, следовательно, удорожание фондирования для российских банков и организаций, а также возможное ухудшение общего финансового состояния. Таким образом, российская экономика остается уязвимой в условиях действия санкций. Во многом причиной этому является ее направленность не на развитие собственных производственных возможностей и усиление экономического потенциала, а на потребление импортной продукции. Следует отметить, что сегодня примерно половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Действие санкций со стороны Запада вынуждает органы исполнительной власти России развивать высокотехнологические отрасли промышленности, обрабатывающие производства, и, тем самым, сокращать технологическое отставание ее от развитых стран в целях обеспечения национальных интересов и устойчивого социально-экономического развития. Реализация программы импортозамещения позволит экономической системе России занять достойное место в мировой экономике и укрепить мирохозяйственные связи.

 

 

Библиографический список

1. Официальный сайт «Бизнес России» [Электронный ресурс]  http://businessofrussia.com/

2. Официальный сайт «Газета.RU» [Электронный ресурс].  http://www.gazeta.ru/

3. Официальный сайт «Президента России» [Электронный ресурс].  http://www.kremlin.ru/

4. Пономарева, Е. С. Мировая экономика и международные отношения.  М.: Юнити-Дана, 2010.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие / под ред. Л.С. Шаховской. – М.: КНОРУС, 2013.

6. Официальный сайт «Федеральное бизнес-агентство «Экономика сегодня» [Электронный ресурс]. http://rueconomy.ru/

THE IMPACT OF THE SANCTIONS ON THE INVESTMENT CLIMATE AND

INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA

 

Е.А. Borkov, candidate of economic sciences ,associate professor

Y.I. Baravilala, student

A.A. Senchilo, student

State economic university Saint-Petersburg

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. In this article considers the condition of investment climate in the industry and the prospects of its change from the result of imposing sanctions from the West. This article considers common economic indicators of the Russian domestic market and defines priorities of increasing investment attractiveness in industry, simultaneously brings out positive and negative sides. Effective instruments for attracting investment are: the creation of special economic areas of advanced development, implementation of measures of reducing administrative barriers of business.

Keywords: sanctions, investment climate, industry, investment, oil and gas sector.