Мейлиев О.Р. Влияние налогов на развитие региональной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №1. — С. 58-61.

 

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

О.Р. Мейлиев, старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан,г. Ташкент)

 

Аннотация: В данном материале рассмотрены вопросы влияние налогов на развитие региональной экономики. Анализирован налоговые стимулы и механизмы развития региональной экономики, а также даны практические предложения по совершенствованию налоговых механизмов в условиях модернизации национальной экономики.

Ключевые слова: региональная экономика, налоговый механизм, местные налоги, налоговое обременение, бюджет.

 

 

В обеспечении социально-экономического развития регионов страны налоговые механизмы является важными средствами воздействия. В налоговой системе на развитие предпринимательской деятельности уделяется большое внимание, но вместе с тем еще остаются дастаточно много нерешенных проблем, которые постепенно решаются соответственно с либерализацией экономики и  ее модернизацией.

За последные годы в стране приняты серьезные меры по снижению налогового бремени. К примеру в 2014 году налоговая нагрузка в экономической сфере было снижена с 20,5 до 20,0% и ставка налога на прибыль юридических лиц была снижена с 9 до 8%. Несмотря на такие меры государственный бюджет по отношению к ВВП был завершен профицитом.

Снижение налогового бремени приводит к резкому уменьшению государственной доли в составе вновь создаваемой стоимости, служит обеспечению финансовой стабильности субъектов экономики, расширению масштабов предпринимательской деятельности в регионах. Но несмотря на это уровень налогового бремени по регионам и сферам экономики разнятся между собой.

В условиях модернизации экономики страны, при развитии регионов становится ясным необходимость иссследования некоторых вопросов совершенствования региональной экономики посредством налогового механизма.

Недостаточное использование возможностей экономики, увилечение безработицы и другие проблемы, связанные с развитием регионов требуют обоснованного и инновационного подхода. Социально-экономические проблемы, направленность инвестиционных потоков, разнообразие условий и возможностей в развитии регионов требуют рационального ведения экономической политики.

Эффективная организация хозяйственной системы в рамках региональной экономики предопределяет её тратегическое развитие. Размещение и наращивание производственных мощностей является составной частью этого процесса. В настоящее время актуальной задачей является координация межбюджетных отношений и использование имеющегося экономического потенциала. Создание эффективного механизма налоговой системы и обеспечение его действенной работы требует постоянного совершенствования налогового механизма, налоговой политики и каждого налога по отдельности. Проведенные исследования свидетельствуют, что сегодня в системе местных налогов и других обязательных платежей имеются ряд не решенных проблем.

Совершенствование местных налогов и сборов должно включать и механизм поступления их в местный бюджет. В настоящее время описанные выше налоги составляют большую часть доходов местных бюджетов. По мнению автора, это связано не только с эффективным использованием возможностей их формирования, но и практикой государственного регулирования.

Исходя из анализа регулирования местных бюджетов, можно сказать, что до сих пор используется старые механизмы, т.е. самые надежные виды налогов в первую очередь направляются в государственный бюджет и только определенный процент этих поступлений перераспределяется в местные бюджеты, когда требуется покрыть их затраты. Использование этого механизма не вызывает интерес со стороны местных хокимиятов в увелечении доходов. Как известно, при определении объема отчислений из общегосударственных налогов не принимается во внимание доля бюджетных доходов, которые составляют эти отчисления. Поэтому, по мнению автора, при определении процентов отчислений из общегосударственных налогов необходимо по крайней мере установит определенную ставку на 4-5 лет. Именно тогда повышается экономический интерес местных хокимиятов (властей) в аккумулировании средств. В результате повышается устойчивость поступления бюджетных доходов, исчезнут перебои в финансировании проводимых мероприятий, а также повысится эффективность действия механизма местных налогов и сборов.

Еще одним способом усиления устойчивости доходной базы местных бюджетов является совершенствование критериев распределения источников дохода между государственным и местными бюджетами.

По нашему мнению, распределение между бюджетами источников дохода должно осущестлятся на основе следующих критериев:

  • ресурсные налоги, налоговая база которых неравномерно распределена в различных регионах, а также централизованные налоги, поддерживающие экономическую стабильность — налог на добавленную стоимость, акцизный налог должны быть полностью прикреплены к доходам республиканского бюджета;
  • в настоящее время основные требования по развитию предпринимательства, поддержку малого бизнеса возложены на органы местного самоуправления. Это означает необходимость полного прикрепления к местному бюджету выплачиваемых предприятиями налога на прибыль юридических лиц;
  • на наш взгляд, налог на доходы физических лиц должен распределятся пропорционально между республиканским и местными бюджетами. Потому что этот налог взимается по принципу постояного места расположения объекта налогообложения и от этого появляется повышенный интерес у местных финансовых органов. Во-вторых, эти налоги имеют значительный вес в доходах общегосударственного бюджета.
  • одним из способов усиления доходной базы местных бюджетов считается переход к системе объективных критериев, дающих возможность реального дифференцирования административных регионов в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Установленные нормы регулирования доходов могут привести к минимальному обеспечению бюджетными средствами административных регионов.

В настоящее время считается актуальным формирование со стороны государства эффективного механизма регулирования социально-экономического развития регионов. В практике развитых стран при регулировании экономики с помощью налогов используются следующие методы:

  • осуществление изменений в составе и структуре налоговой системы;
  • изменение налоговых ставок и льгот во времени;
  • создание свободных экономических оффшорных зон.

В условиях рыночных отношений, государство с помощью налогов регулирует экономику в целом, в результате чего снижается его прямое вмешательство. В результате развитие субъектов экономики во многом будет осуществляется в зависимости от налоговой политики, сформированной в стране. В условиях когда налоги составляют оптимальную долю в доходах налогоплательщиков – это служит развитию экономики, а при сверхпредельном уровне налоговой бремени процветает теневая экономика. Как известно, конечная цель каждого предпринимателя в организации своего дела, является получение прибыли, а не уплата налогов. Исходя из этого, их уровень должен быть справедливым и не обременительным.

Имеются определенные факторы, влияющие на неравномерное распределение ресурсов по регионам страны, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры, наравномерное развитие промышленности. Они должны учитываться правительством страны при регулировании экономического развития регионов.

На наш взгляд, в целях развития экономики, со стороны государства требуется осуществление следующих мер:

  • обеспечение стабильности развития экономики регионов, достижение последовательного роста валовой региональной продукции, увеличение доли налоговых доходов в валовой региональной продукции;
  • последовательная реализация мер, направленных на снижение налогового бремени для предприятий;
  • реализация мер по повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
  • расширение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, особенно создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства;
  • повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании валового регионального продукта и насыщении товарами внутреннего рынка;
  • снижение безработицы в регионах, увеличение средней заработной платы и социальной защиты населения;
  • создание дополнительных экономических условий для расширения экспортного потенциала национальной экономики;
  • создание благоприятных условий для привлечения в отдаленные регионы инвестиций;
  • повышение роли местных бюджетов в инвестиционной деятельности регионов.

Оптимизация налогового механизма направленного на социально-экономическое развитии, служит основой для повышения эффективности проводимых реформ. Кроме этого, это создает возможность своевременного и полного формирования дохлдной части региональных и местных бюджетов.

 

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т. «Адолат», 2014г. Стр 400.

2. Постановление  Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» от 4 декабря 2014 года, №ПП- 2270.

3. Абдурахманов К.Х., Абдуллаев А.М., Дадабаев Ш.Х. Региональная экономика и управление. Учебник /Под ред. акад. С.С.Гулямова. Т.: “Фан ва технология”, 2007. – 750 с.

4. Маликов Т.С., Хайдаров Н.Х. “Государственный бюджет”: Т. Учебное пособие “IQTISOD-MOLIYA” 2008 г.

TAX EFFECT OF REGIONAL ECONOMY

 

OR Meiliev, Senior Lecturer

Tashkent Financial Institute

(Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract: This paper reviews the impact of taxes on the development of the regional economy. Analyze tax incentives and mechanisms of development of the regional economy, as well as some practical proposals to improve the tax arrangements in the modernization of the national economy.

Keywords: regional economy, the tax mechanism, local taxes, tax burden, the budget.