Колодина Е.С. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 38-40

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

 

Е.С. Колодина, студент

Научный руководитель: В.Н. Шаповалова, канд. экон. наук, доцент

Российская таможенная академия

(Россия, г. Люберцы)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты международной экономической интеграции, а также участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: международная интеграция, Российская Федерация, Евразийский экономический союз.

 

 

Благодаря увеличению международного движения товаров, услуг, капитала и миграции населения, характерной чертой современного мирового хозяйства является международная экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция – процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной политики в области экономики и других сфер жизни общества.

Общепризнанными считаются шесть этапов, через которые проходит экономическая интеграция.

1. Соглашения о преференциальной торговле. Государства, подписавшие данные соглашения устанавливают более низкие тарифы таможенных пошлин для взаимной торговли, нежели для товаров из третьих стран.

2. Зоны свободной торговли предполагают полную отмену пошлин и других таможенных ограничений в торговле между государствами-членами на некоторые товары и услуги.

3. Таможенный союз требует установления одинаковых тарифов на торговлю для всех государств-членов.

4. Общий рынок предполагает единый таможенный тариф, а также свободное движение товаров и производителей между государствами-членами и общую торговую политику.

5. Экономический союз предусматривает не только общий рынок и общую торговую политику, но и гармонизацию всех видов микро- и макроэкономики.

6. Полная экономическая интеграция подразумевает унификацию национальных экономических политик, создание органов наднациональной власти, а также введение общей валюты.

Происходит срастание экономик соседних государств в единую систему взаимосвязанных отраслей и сфер деятельности на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Это стало мощным инструментом ускоренного экономического развития этих государств и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Вследствие этого, между государствами стали создаваться более устойчивые торгово-экономические связи, устраняться многочисленные препятствия в международных отношениях, образовываться особые зоны влияния отдельных стран или же групп государств, появляться новые международные торговые и интеграционные объединения.

Целью формирования любого интеграционного объединения является получение странами-участницами экономических преимуществ и выгод от взаимного сотрудничества.

В настоящее время в мире практически не осталось ни одной страны, которая существовала бы обособленно от других участников интернациональных отношений.

Не будет преувеличением сказать, что Россия в последнее время уверенно выходит на мировой рынок. Интеграция Российской Федерации в мировую экономику является важнейшей задачей, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны.

Россия не является исключением и в настоящее время, является полноправным членом большинства наиболее влиятельных международных интеграционных объединений. Это позволяет государству лоббировать свои интересы в области экономики и политики. 

Российская Федерация принимает участие в таких интеграционных объединениях, как:

 Евразийский экономический союз (ЕАЭС);

 Содружество Независимых Государств (СНГ);

 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);

 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

 Всемирная торговая организация (ВТО);

 БРИКС;

 и др.

Основным направлением для Российской Федерации в области интеграции на сегодняшний день является развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС является результатом процесса евразийской интеграции, который готовился еще в рамках Содружества независимых государств (СНГ), Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Впервые идея «евразийского» объединения прозвучала в 1994 году, когда казахский лидер Нурсултан Назарбаев в Московском государственном университете представил проект создания Евразийского Союза Государств. Однако иные государства-члены СНГ тогда так и не рассмотрели эту идею.

В своем развитии евразийская экономическая интеграция прошла два этапа: Таможенный союз и Единое экономическое пространство и вступила в этап Евразийского экономического союза.

Подписание договора о ЕАЭС состоялось в 2014 году и, по словам В.В. Путина, имеет «эпохальное значение и выводит страны на принципиально новый уровень интеграции… Мы создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн. человек… На ЕАЭС будет приходиться пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти…» [2].

Выгодой для всех стран-участниц ЕАЭС является масштабный рынок, за который борется любое развитое государство.

Безусловно, создание ЕАЭС благоприятно сказывается на развитии внешнеторговых отношений стран-участниц:

 увеличивается экспорт продукции;

 снижаются тарифные ставки на импорт продукции для членов союза;

 открываются новые перспективы ведения бизнеса [3].

Весомый аргумент в пользу Евразийского экономического союза для российской экономики перспектива не только доступа к миграционным ресурсам стран партнеров, но что более важно, создания унифицированных правил регулирования миграционных потоков, что способствует одновременно реализации цели развития экономики и безопасности.

ЕАЭС обеспечивает Российской Федерации повышение эффективности использования собственного транзитного и технологического потенциала, повышает уровень конкурентоспособности на мировом и региональном рынках в конкуренции с другими интеграционными проектами (АТЭС, ЕС), создает условия для расширения торгово-экономического сотрудничества с другими странами, решая проблему «интеграции интеграций» в глобальном аспекте (создание свободных экономических зон позволяет продвигать российские интересы в геоэкономике и геополитике) [4].

Чем теснее будут экономические связи, чем больше общих понятных механизмов будет работать внутри союза, тем легче будет развивать задуманные союзом проекты. В дальнейшем в рамках ЕАЭС планируется интеграция социальной системы, здравоохранения, системы пенсионного обеспечения. Согласованное развитие экономики в перспективе поможет отказаться от значительной части «не союзных» импортных товаров [5].

В 2016 году внешнеторговый оборот государств-членов ЕАЭС с третьими странами составил 509,7 млрд. долл. США, снизившись на 12,0% по сравнению с предыдущим годом. Экспорт составил 308,4 млрд. долларов, снизившись на 17,6% по сравнению с 2015 годом, импорт – 201,3 млрд. долларов, снизившись на 2,0% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. На первый взгляд, экономические показатели 2016 года не внушают оптимизма, однако в 2015 году ситуация была гораздо хуже. Внешняя торговля ЕАЭС обвалилась тогда на 1/3, а взаимная – на 1/4. Так что темпы спада в 2016 году замедлились вдвое, что стало признаком приближающегося окончания экономического кризиса.

Дальнейшее интегрирование Российской Федерации в мировую экономику может позволить ей упрочить свои связи с другими государствами и нарастить с ними товарный обмен. Это, несомненно, положительно отразится на российской экономике.

 

Библиографический список

1. Шинкарецкая Г.Г. Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери // Международное право. – 2014. – №1.

2. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №11.

3. Холкина А.А. Преимущества и недостатки вступления стран-участниц в Евразийский экономический союз // Актуальные вопросы экономических наук. –2015. – №46.

4. Мигранян А. Россия в ЕЭАС к 2025 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://russiancouncil.ru/analyticsandcomments/analytics/rossiyaveaesk-2025-godu/?sphrase_id=324440. – 2017.

5. Авдеева Л. Чем выгоден России Евразийский экономический союз [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.posprikaz.ru/2014/06/chem-vygoden-rossii-evrazijskij-ekonomicheskij-soyuz/print. – 2014.

 

 

PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

 

E.S. Kolodin, student

Supervisor: V.N. Shapovalova, candidate of economic sciences, associate professor

Russian customs academy

(Russia, Lyubertsy)

 

Abstract. This article examines the main aspects of international economic integration, as well as the participation of the Russian Federation in the Eurasian Economic Union.

Keywords: international Integration, Russian Federation, Eurasian Economic Union.