Горда А.С. Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС / А.С. Горда, А.П. Сухаренко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 25-29.

 

Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС

 

А.С. Горда, канд. экон. наук, доцент

А.П. Сухаренко, магистрант

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты торгово-экономического сотрудничества стран-участниц интеграционной группировки ЕАЭС. В рамках данного союза для улучшения партнерских отношений страны развивают региональное интеграционное взаимодействие, создают определенные договоренности по реализации долгосрочных проектов. В тексте работы определены основные цели и приоритеты эффективной работы союза. Проанализирована статистика за последние 6 лет сотрудничества (начиная с 2010 года) и сделаны ряд выводов.

Ключевые слова: ЕАЭС, региональная интеграция, показатели товарооборота, статистические данные.

 

 

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был образован главами России, Белоруссии и Казахстана в 2014 году. C 1 января 2015 г. договор об образовании объединения вступил в силу. Уже 2 января 2015 г. в состав союза вошла Армения, а 12 августа 2015 года в состав участников ЕАЭС вошла Киргизия. Для данного экономического сообщества приоритетом является выработка единой политики в области торговли, экономической, денежной и налоговой политики. Цель взаимодействия стран в рамках данного интеграционного объединения — достижение максимальной эффективности экономической интеграции. Безусловно, Российская федерация является лидирующей страной, беря на себя ведущую роль в ЕАЭС в части обеспечение безопасности в регионе.

Создание Евразийского экономического союза предполагает формирование единого пространства в масштабах бывших республик СССР для реализации первоочередных задач по укреплению национальных экономик и усилению взаимодействия и партнерского сотрудничества. Каждая страна определяет для себя цели и задачи взаимодействия и сотрудничества, достижение которых возможно исключительно в рамках интеграционного процесса. Как правило, общей целью для участников интеграционного процесса в рамках ЕАЭС является развитие экономики страны и повышение эффективности сотрудничества между странами. Что касается Белоруссии, для страны крайне важно расширение рынка сбыта собственной продукции в страны ЕАЭС, а также налаживание хозяйственных связей для увеличения производства в ключевой отрасли тяжелой промышленности.

Для Казахстана вступление в ЕАЭС означает усиление лидерских позиций в Центрально-Азиатском регионе. Казахстан и Россия обладают существенными запасами природных ресурсов, а вместе с Белоруссией образуют мощный промышленно-технологический комплекс с развитой энергетикой, тяжелым машиностроением и достаточным технологическим потенциалом. Таким образом, именно эти направления интеграции принято выделять для них как приоритетные [1].

В рамках ЕАЭС уже достигнут первый этап интеграции – свобода передвижения товаров, услуг и рабочей силы. Прежде всего, упростилась торговля товарами и услугами между странами, благодаря отмене некоторых видов таможенных ограничений и пошлин. Единый рынок товаров услуг охватил множество сфер – строительство, торговлю, сельское хозяйство и др. и поэтапно движется к расширению. Страны ЕАЭС имеет значительный потенциал развития торгово-экономического сотрудничества, так как по данным за 2014 год они в совокупности занимают первое место в мире по добыче нефти, второе – по добычи газа, третье – по выплавке чугуна, четвертое – по выработке электроэнергии, пятое – по выплавке стали [2].

По данным статистического комитета ЕАЭС за последние несколько лет сотрудничества можно сделать ряд выводов:

1. Экспорт стран ЕАЭС вне Союза ежегодно увеличивается с 2010 года. Только в 2015 году, ввиду применения санкций относительно РФ, экспорт союза уменьшился на 32% относительно 2014 года и составил 374,1 млрд. долл. США, что на 182,7 млрд. долл. США меньше, чем в 2014 году (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Внешний и взаимный экспорт товарами Евразийского экономического союза, млн. долл. США

Страны

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

в страны вне Союза (внешняя торговля)

437 184,5

581 397,4

593 661,8

587 667,9

556 800,3

374 106,9

    в том числе:

Армения

1 253,4

Беларусь

14 865,0

26 236,1

28 944,2

19 495,2

20 020,2

15 688,60

Казахстан

54 271,7

77 232,6

80 220,2

78 766,8

73 010,0

40 838,8

Кыргызстан

1 136,6

Россия

368 047,8

477 928,7

484 497,4

489 405,9

463 770,1

315 189,5

в страны Союза

(взаимная торговля)

47 134,6

63 100,9

67 856,4

64 520,0

58 511,0

45 379,8

    в том числе:

Армения

236,6

Беларусь

10 418,4

15 182,9

17 116,3

17 708,4

16 061,1

10 998,1

Казахстан

5 999,2

7 103,3

6 228,7

5 933,60

6 449,9

4 886,8

Кыргызстан

539,7

Россия

30 717,0

40 814,7

44 511,4

40 878,0

36 000,0

28 718,6

Источник: [2]

 

 

2. Объем экспорта в рамках Союза увеличивался с 2010 по 2012 гг., после этого начался спад товарооборота. К концу 2015 года показатель экспорта опустился на уровень ниже, чем был в 2010 году, достигнув минимума.

3. В объеме экспорта вне Союза около 80% занимает Россия, на остальные 4 страны приходится 20% всего объема. Экспорт России в страны Союза — 60%, остальные 40% — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Таким образом, Россия в большей степени является экспортером в третьи страны, нежели другие участники интеграционного объединения. 

4. В экспорте вне Союза первое место занимает Россия, второе – Казахстан, третье – Республика Беларусь, четвертое – Армения, пятое – Кыргызстан. В экспорте внутри Союза страны расположились иначе. Первое место – Россия, второе – Беларусь, третье – Казахстан, четверное – Кыргызстан, пятое – Армения.

В целом, можно сделать вывод, что, начиная с 2013 года объем экспорта стран уменьшается, как внутри ЕАЭС, не смотря на отмену таможенных пошлин и ограничительных барьеров, так и за пределами союза. Данная тенденция продолжается, даже, не смотря, на то, что в состав ЕАЭС присоединились страны Армения и Кыргызстан, которые открыли свои рынки для экспорта продукции в первую очередь России и Беларуси.

Что касается импорта стран, наблюдается похожая тенденция уменьшения товарооборота как во внешней, так и во взаимной торговле. Во внешней торговле по показателю импорта лидирует Россия (в 2015 году – 168,7 млрд. долл. США), во взаимной торговле – Беларусь (17,2 млрд. долл. США) (табл. 2).

Товарооборот внутри союза на более чем 50% формируется за счет торговли между Россией и Белоруссией. Товарооборот между Россией и Казахстаном составляет около 30%. Соответственно 20% от общего объема занимают другие страны союза. Наиболее показательно в данной динамике то, что за 6 лет приведенной статистики сотрудничества стран стоимостные показатели экспорта и импорта впервые упали ниже значения 2010 года. Это говорит о том, что эффективность сотрудничества следует отрицательной динамике. В падении товарооборота стран важно, что для России экспорт падает в долларовом выражении, а в натуральном – растет. Физический объем российского экспорта в первом полугодии 2016 г., по данным ФТС, вырос на 5,2%, тогда как стоимостный упал почти на треть из-за падения мировых цен на сырую нефть, природный газ и металлы. 

 

 

Таблица 2. Внешний и взаимный импорт товарами Евразийского экономического союза, млн. долл. США

Страны

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

из стран вне Союза (внешняя торговля)

249 094,1

325 833,8

340 924,2

345 292,9

311 896,3

205 386,1

    в том числе:

 

 

 

 

 

 

Армения

2 218,9

Беларусь

16 225,9

20 144,5

18 735,3

20 036,3

18 225,9

13 105,6

Казахстан

18 225,0

20 980,0

28 699,1

30 135,5

26 714,0

19 292,7

Кыргызстан

2 062,6

Россия

214 643,2

284 709,3

293 489,8

295 121,1

266 956,4

168 706,3

из стран Союза

(взаимная торговля)

47 236,4

63 049,0

67 776,7

64 372,0

58 431,5

45 197,4

    в том числе:

Армения

       

      

       

      

        

1 003,6

Беларусь

18 658,5

25 615,7

27 670,8

22 988,6

22 279,8

17 210,9

Казахстан

12 899,5

15 925,8

17 659,6

18 670,1

14 581,5

10 893,4

Кыргызстан

2 006,9

Россия

15 678,4

21 507,5

22 446,3

22 713,3

21 570,2

14 082,6

Источник: [2]

 

 

Следовательно, данные товарооборота стран-участниц ЕАЭС указывают на уменьшение объемов торговли в денежном выражении всех стран. Безусловно, на сложившуюся ситуацию повлияла общая макроэкономическая среда, связанная, прежде всего, с западными санкциями – спад объема ВВП в России, падение цен на нефть, высокий валютный курс и прочее. В связи с кризисной ситуацией покупательная способность населения и предприятий снизилась.

Немаловажным фактором является относительно слабый уровень развития инновационной, научно-исследовательской и приборостроительной отраслей. Как следствие слабая обеспеченность новыми технологиями в производстве, а также невозможность обеспечить предприятия средствами производства за счёт национальных компаний. На этом фоне остро встаёт вопрос о резком сокращении числа потенциальных партнёров, которых можно наиболее четко очертить в размере стран-членов Евразийского Экономического Союза [3, с. 58].

Говорить об эффективности и достигнутых результатах для Армении и Кыргызстана пока не представляется возможным, так как прошло слишком мало времени для достижения намеченных, даже краткосрочных целей. В перспективе, когда интеграция будет углубляться, изменятся в лучшую сторону и показатели товарооборота данных стран. Существующая кризисная ситуация открывает перед странами ЕАЭС ряд определенных перспектив и возможностей относительно диверсификации производства, сотрудничества с третьими странами.

Обсуждение возможного сотрудничества стран-участниц ЕАЭС с третьими странами стало реальным, когда появились перспективы подписания соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) с Новой Зеландией, Вьетнамом и странами АСЕАН. Позднее начались переговоры о подписании торгового соглашения с Европейской ассоциацией свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн), а в 2014 г. – и с Израилем.

Дальнейшее развития и углубление торгово-экономического сотрудничества, снижение тарифных и нетарифных барьеров, как внутри интеграционного объединения, так и в торговле с третьими странами, для экономики стран ЕАЭС обусловит получение положительных эффектов:

а) рост реальных доходов экономики за счет снижения цен на товары конечного пользования для потребителей, и на промежуточные товары, используемые в промышленном производстве;

б) улучшение качества продукции отечественного производителя за счет увеличения конкуренции на внутреннем рынке.

Говоря о долгосрочной перспективе, при отмене барьеров увеличится благосостояние населения и рост инвестиций, а, следовательно, покупательная способность как граждан страны, так и предприятий.

Эффективность региональных интеграционных объединений обусловлена, прежде всего, происходящими глобальными изменения в экономических и геополитических связях. В перспективе сотрудничество стран ЕАЭС будет базироваться на углублении и расширении интеграции, а именно переходу к новой ступени — создание общего рынка капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, действующего на основе правил ВТО, а также подписание соглашений о создании ЗСТ между ЕАЭС и третьими странами.

С нашей точки зрения, перспективные направления углубления интеграции можно разделить на три направления:

1. Либерализация торговли услугами – отмена тарифных и нетарифных ограничений.

2. Законодательное обеспечение миграционных потоков рабочей силы, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества стран – создание соглашений по регулированию трудовой миграции. Этот рычаг будет стимулировать дополнительный приток квалифицированных специалистов и рабочей силы в национальные экономики государств союза.

3. Формирование общей энергетической, транспортной и аграрной стратегий, реализация которых потребует принципиально новых подходов к данным сферам.

Таким образом, для дальнейшего расширения и углубления сотрудничества внутри интеграционного объединения должна быть разработана комплексная система управления развитием ЕАЭС, которая включала бы разработку стратегии основных направлений развития, выработку приоритетов в построения структуры экономики ЕАЭС и соответствующей̆ торгово-промышленной политики.

 

 

Библиографический список

1. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой / Н.С. Зиядуллаев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №11.  С. 25-37.

2. Евразийская Экономическая Комиссия: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru

3. Горда О.С., Водолазов Д.А. Диверсификация производства в условиях сырьевой ориентации экспорта // Новый университет. Серия: Экономика и право.  2016.  3 (61).  С. 56-58.

Trade and economic cooperation EAEU countries

 

A.S. Gorda, candidate of economic sciences, associate professor

A.P. Sukharenko, graduate student

Crimean federal university named after V.I. Vernadsky

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. This article discusses the main aspects of trade and economic cooperation between the member countries of the integration grouping EAEU. As part of the Union to improve the country’s partnerships, countries promote regional integration cooperation, create a specific agreement on the creation of long-term projects. The text of the paper defines the main goals and priorities of the Union’s efficient operation. It analyzes the statistics for the last 6 years of collaboration (since 2010) and made a number of specific findings.

Keywords: EAEU, regional integration, trade turnover indicators, statistics.