Калиновская Н.А. Теоретические взгляды на развитие процессно-ориентированного управления таможенной деятельностью / Н.А. Калиновская, Р.А. Моисеенко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №9. – С. 59-63.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Н.А. Калиновская, канд. экон. наук, доцент

Р.А. Моисеенко, магистрант

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

(Россия, г. Хабаровск)

 

Аннотация. Рассматриваются теоретические взгляды на развитие процессно-ориентированного управления таможенной деятельностью. Отличие функционального и процессного подхода в рамках таможенного управления. Переход от функциональной ориентации к ориентации на процессы таможенной системы управления.

Ключевые слова: процессно-ориентированный подход, процессный менеджмент, таможенная деятельность, управление в таможенных органах, информационная система, таможенные органы, интеграция, таможенное оформление, таможенный контроль.

 

 

В настоящее время любую организацию можно рассматривать, как ряд составленных и последовательно выполняемых процессов, которые являются устойчивыми и целенаправленными действиями, по преобразованию входов в выходы для получения предварительно определенных продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителей. Корпоративное управление, снабжение, производство, маркетинг, бухгалтерский учет, подбор персонала – все это может рассматриваться как процессы, протекающие в организации. Данные процессы не формализованы и, внедрение процессного менеджмента позволяет систематизировать эти действия, тем самым способствуя рассмотрению всей деятельности организации как набора процессов.

Процессный менеджмент представляет собой новый подход к управлению предприятием, чем обуславливает серьезность внимания со стороны современных исследователей. Существующие в современном мире условия управления организациями выстроены по функционально-ориентированному признаку. Выстроенное таким образом управление организацией, вступает в противоречия с серьезными проблемами, связанными с возникновением вертикальных и горизонтальных «барьеров» (функциональных, организационных, кадровых и информационных). Необходимость преодоления этих «барьеров» обусловливает внедрение нового типа управления, ориентированного не на функцию, а на процессы.

Внедрение процессного подхода в таможенную деятельность позволяет уменьшить число уровней иерархии и объединить ряд частных функ­циональных подзадач в рамках целостного охвата общих задачи. Также, данный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций – процессов. Процесс – это некоторая логическая последовательность связанных действий, преобразующих вход или в выход, или в результаты [5]. В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в ней управленческих и технологических процессов и управление этими процессами. Процессный подход существенно меняет логику организации и механизм управления.

Рассматривая функционально-ориентированный и процессно-ориентированный подход (табл. 1, 2) в рамках управления в таможенных органах можно выявить ряд различий.

 

 

Таблица 1. Функционально-ориентированная организация

Функционально-ориентированный подход

Анализ и прогнозирование; Планирование; Организация; Регулирование; Учет и контроль

Специализация и разделение труда

Организационная структура

Организация процессов

Данные для принятия решений

Данные об организации

 

Данные для планирования и управления

 

Таблица 2. Процессно-ориентированная организация

Процессно-ориентированный подход

Анализ и прогнозирование; Планирование; Организация; Регулирование; Учет и контроль

Процессы руководства

Основные процессы

Вспомогательные процессы

Данные для принятия решений + Данные об организации + Данные для планирования и управления

 

 

Сравнительный анализ данных таблиц показывает, что место специализации и разделения труда, организационной структуры и организации процессов заняли процессы руководства, основные и вспомогательные процессы. Также, иначе выглядит и информационно-коммуникационная система, роль которой здесь тоже важна. По мнению авторов [3], переход от функциональной ориентации к ориентации на процессы предполагает действия в двух направлениях: интеграцию ответственности по вертикали и функций по горизонтали. Так, интеграция ответственности приводит руководство в готовность к изменениям, к делегированию полномочий и ответственности, к постепенному сокращению уровней иерархии. Стремление к повышению квалификации должно наблюдаться у сотрудников организации. Те знания и опыт, накопленные за долго время должны храниться в доступной для работников организации форме в виде электронной базы знаний. На основе управления знаниями формируется обучающая организация. Интеграцию функций по горизонтали авторы объясняют следующим образом: «Интеграция функций проявляется в таких преобразованиях, как формирование команды, выстраивание управляемых процессов, уменьшение в них числа стыков, их оптимизация путем сокращения избыточности, упрощения функций» [3].

При таком подходе ответственность руководителей и исполняемые работниками функции интегрируются в рамках процессов управления и технологических процессов. Таким образом, взамен функционально-ориентированной концепции организации, где руководители противопоставлены работникам, а структура – операциям, приходит так называемая процессная стратегия. Основополагающими принципами этой стратегии можно назвать: ориентацию на клиента; ориентацию на сотрудников; ориентацию на процессы.

Современные тенденции постоянного улучшения качества оказываемых государством услуг, а также динамичные изменения, происходящие во внешней среде, активно развивающиеся внешнеэкономические связи российских и зарубежных компаний жестко аргументируют необходимость использования маркетингового подхода при оказании таможенных услуг. И возможность реализации такого подхода возможна только в рамках простых и прозрачных организационных процессов. Улучшение потребительских характеристик таможенных услуг означает ускорение цикла их оказания с повышением качества и при минимальном увеличении издержек.

Сотрудник таможенных органов при процессно-ориентированном подходе ставится в центр процесса. Он отвечает за свои результаты, сам их контролирует, решает проблемы, возникающие в основных процессах (видах таможенной деятельности), и оптимизирует эти процессы путем упрощения, совершенствования и ускорения таможенных процедур. Для всех процессов должны быть определены целевые показатели и критерии оценки результата деятельности участников и владельцев процессов. Ответственными за процессы должны быть не узкие специалисты, хорошо разбирающиеся в технических деталях конкретных операций, а руководители, умеющие работать с людьми и понимающие, кто и в какой сфере более компетентен. При этом не утрачивается необходимость в высококлассных специалистах узкого профиля, умеющих решать те или иные специфические задачи [3].

Как отмечали авторы [4], деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления. Говоря о взаимозависимости функций, можно сказать что, в любом предприятии качество предыдущего этапа является необходимым условием обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). Этот момент для организации является таким же важным, как и подсчет издержек за тот или иной период времени.

К основным видам деятельности таможенных органов относят: таможенная деятельность; социальная деятельность; административно-хозяйственная деятельность; финансово-экономическая деятельность. Таможенная деятельность является основным видом деятельности и включает в себя подвиды деятельности, так и отдельные, составляющие их процессы (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Таможенная деятельность

 

 

Авторы в своей работе [4] представили ряд основополагающих принципов для построения модели управления деятельностью таможенных органов на основе процессно-ориентированного подхода.

Так, первым принципом является «принцип выстраивания цепи процессов». Он означает, что таможенные процедуры (процессы) определяются административными регламентами исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) и выстраиваются в жесткой порядковой и временной последовательности. Вторым принципом является «принцип горизонтального сжатия». Согласно данному принципу, таможенные процедуры (процессы) необходимо объединять в целостные блоки, устранять дублирование функций, тем самым повышая результативность деятельности таможенных органов.

Следующий принцип – «принцип вертикального сжатия».  Он подразумевает наделение сотрудников таможенных органов более широкими полномочиями в части принятия решений, что сокращает время таможенных операций и повышает эффективность таможенной деятельности. Принцип «минимизации количества согласований» подразумевает отказ от порядка многочисленных согласований, принятых в таможенных структурах, так как многократные согласования представляют собой избыточную форму контроля и нарушают главное требование к контролю – его экономичности.  На уменьшение избыточного контроля ориентирован и «принцип уменьшения количества проверок и управленческих воздействий на сотрудников таможенных органов».

Реализация данных принципов в рамках процессно-ориентированного управления позволит упорядочить процессы и устранить избыточные процедуры, избежать многократного предоставления идентичной информации, реализовать принцип «одного окна», сократить сроки исполнения, определить ответственность должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов.

Так, одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов, является время выполнения таможенной процедуры (процесса). Сокращение данного показателя в таможенном оформлении и таможенном контроле может привести к ускорению товарооборота в мировой торговле и снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, а также к снижению цены товара для конечных потребителей.

Однако для обеспечения эффективного и безубыточного внедрения процессно-ориентированного подхода в деятельность таможенных органов необходимо убедиться в том, что таможенные органы готовы к серьезным переменам в своей системе управления.

Как известно, начало любых изменений должны предварять исследования. Следовательно, переход к процессно-ориентированной организации должен начинаться с исследования ее управленческих и организационных процессов. При анализе организационных процессов необходимо определить потребительские качества таможенных услуг, осознать уровень качества при создании «ценности» для клиента, анализировать выполнение рабочих заданий работниками таможни. Совершенствование организационных процессов должно быть направлено на максимальное повышение качества таможенных услуг – из чего вытекают такие задачи, как, например, повышение гибкости или включение потребителей услуг в рассмотрение та­моженных процедур (процессов).

Формирование и организация процессов неотделимы от подготовки информации, а первое требование при создании информационной системы организации – это наличие спецификаций, которые могут быть составлены только на основе формального описания процессов, полученного в результате их анализа [4]. Затем внедряется программное обеспечение с функциями, отвечающими заданным спецификациям, описываются форматы ввода данных. В дальнейшем на основе анализа процессов может быть создана специфическая для организации концепция интегрированной обработки данных.

С нашей точки зрения внедрение процессно-ориентированного подхода весьма обоснованно и отвечает основным моментам менеджмента, а именно: таможенное управление должно адаптировать своих сотрудников к новым изменениям; при динамических изменениях, таможенное управление обязано учитывать потребительские качества; ответственность сотрудников за их результаты возлагается на них. Развитие процессно-ориентированного подхода в управлении таможенной деятельностью должно предусматривать стремление к улучшению таможенной системы, таким образом, чтобы она пользовалась высокой репутацией и была признанной как одно из самых современных, эффективных и прозрачных государственных учреждений.

 

Библиографический список

1. Ермолина, Л.В. Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием / Л.В. Ермолина // Основы экономики, управления права. – 2013. — №4 – С. 64-66.

2. Колобова, И.Н. Концептуальные основы процессно-ориентированного подхода в таможенных органах / И.Н. Колобова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2015. №7 – С. 12-14.

3. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В.В. Макрусев, В.А. Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 448 с.

4. Плучевская, Э.В. Поиск оптимальных критериев эффективности внедрения процессного подхода на предприятиях с учетом требований системы менеджмента качества / Э.В. Плучевская, О.И. Торош // Вестник науки Сибири – 2011. – №1 – С. 491-494.

5. Рожкова, Ю.В. Управление качеством таможенной деятельности / Ю.В. Рожкова // Вестник ОГУ. – 2013. – №8 (157) – С. 54-58.

6. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.customs.ru/

 

 

THE THEORETICAL VIEWS OF THE DEVELOPMENT OF PROCESS-ORIENTED MANAGEMENT OF THE CUSTOMS ACTIVITY

 

N.A. Kalinovskaya, candidate of economic sciences, associate professor

R.A. Moiseenko, graduate student

Far Eastern state transport university

(Russia, Khabarovsk)

 

Abstract. Considered the theoretical views of the development of process-oriented management of the customs activity. The difference between functional and process approach in the framework of the customs control. The transition from functional orientation to process orientation of the customs systems control.

Keywords: process-oriented approach, process management, customs activity, management in customs authorities, information systems, customs authorities, integration, customs clearance, customs inspection.