Баклаева Н.М. Технологии блокчейн в практике межбюджетных отношений // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №8. – С. 13-18

ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В ПРАКТИКЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Н.М. Баклаева, старший преподаватель

Филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова в г. Пятигорск Ставропольского края

(Россия, г. Пятигорск)

 

Аннотация. Новые тенденции во взаимодействии межбюджетных трансфертов, как одного из основных инструментов реализации бюджетного федерализма, и валового регионального продукта (ВРП) показывают, что межбюджетные поступления практически не оказывают влияния на изменение ВРП. В связи с этим требуются новые технологии развития межбюджетных отношений, в частности предлагается применение технологии блокчейн.

Ключевые слова: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, технологии блокчейн.

 

 

 

Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации началось в 1994 году, когда закончился период стихийной децентрализации бюджетной системы страны после начала рыночных реформ. Тогда был предпринят ряд принципиальных шагов, направленных на упорядочение нормативно-правовой базы и переход к бюджетной системе, основанной на принципах бюджетного федерализма [1]. Также были созданы предпосылки для перехода от практики индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам РФ к практике единых формализованных стандартов.

Принятием «Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» был ознаменован следующий этап реформирования межбюджетных отношений. Тогда изменениям подвергся механизм предоставления бюджетной помощи, и претерпели изменения и условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. Отныне ключевым требованием стало проведение ревизии расходов конкретного субфедерального бюджета, претендовавшего на центральную финансовую поддержку.

Следующий этап реформирования российской системы бюджетных отношений был сконцентрирован на развитии бюджетного федерализма. Целью «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» было формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. По сути дела, ключевым направлением реализации данной Программы было упорядочивание бюджетного устройства на субфедеральном уровне.

Продолжение реформы нашло свое выражение в «Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах». В ходе ее реализации акценты реформирования системы межбюджетных отношений сместились в направлении реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), ключевым критерием которого является не «управление бюджетными ресурсами (затратами)», а «управление результатами».

Новый этап реформирования системы межбюджетных отношений был определен «Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года». Реализация данной концепции во многом была направлена на внесение изменений в сложившуюся систему межбюджетных отношений с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг. Поскольку, в условиях экономического кризиса субфедеральный уровень бюджетной системы столкнулся с проблемой обеспечения сбалансированности, первоочередная задача Концепции заключалась в обеспечении мер, направленных на снижение негативных последствий экономического кризиса, осуществление соответствующих структурных изменений в системе межбюджетных отношений и повышение качества управления бюджетными процессами на региональном и местном уровнях.

Однако, несмотря на поступательное развитие системы межбюджетных отношений в последние годы, благодаря развитию нормативно-правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной эффективной системы все же не был завершен. Новая концепция реформирования системы межбюджетных отношений была изложена в «Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года». Ключевой целью данной программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, прежде всего путем разработки и введения в действие новой редакции Бюджетного кодекса и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики.

Помимо этого, было запланировано развитие методологии формирования и использования каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется поиску новых эффективных инструментов развития межбюджетных отношений.

С этих позиций следует учитывать развитие процесса формирования основ цифровой экономики в России в условиях многочисленных вызовов внутреннего и внешнего характера. При этом, значительные сложности существуют в выработке общей концепции стратегии социально-экономического развития [24]. Много различных предложений выдвигается по отдельным острым вопросам, в том числе бюджетной проблематике [5, 6]. Среди последних особую актуальность обретают формы и методы реализации принципов бюджетного федерализма в сфере межбюджетных отношений.

В последнее время наблюдаются новые тенденции во взаимодействии межбюджетных трансфертов, как одного из основных инструментов реализации бюджетного федерализма, и динамикой показателей валового регионального продукта (ВРП). Для этого исследуем влияние межбюджетных трансферт на развитие территориальной экономики посредством анализа связи между динамикой межбюджетных поступлений и динамикой ВРП субъектов РФ в период с 2005 по 2016 годы (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Связь межбюджетных поступлений и динамики валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ в 2005-2016 гг. в сопоставимых ценах *

*график и диаграмма рассчитаны и построены автором на основе данных Федерального казначейства России

 

 

 

За рассматриваемые годы совокупный объем ВРП субъектов РФ увеличился с 18034,4 до 23618,4 млрд. руб. в сопоставимых ценах (скорректированных на уровень инфляции и выраженных в постоянных ценах базисного периода). При этом можно сказать, что динамика ВРП была монотонно положительной, если бы не резкое сокращение в 2009 году, а также замедление темпов роста в 2014-2015 годах. Проведенный корреляционный анализ показал, что нет оснований говорить о наличии тесной линейной связи между приростом суммы межбюджетных поступлений в текущем году и приростом суммы ВРП субъектов РФ в будущем году. Другими словами, увеличение суммы межбюджетных поступлений в текущем году практически не оказывает влияния на изменение ВРП субъектов РФ в будущем году.

На фоне ухудшения экономической конъюнктуры субфедеральный уровень бюджетной системы демонстрирует ослабление своей устойчивости, проявляющееся в росте дефицита и увеличении разницы между объемом утвержденных и исполненных расходов.

Анализ связи межбюджетных поступлений и дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ (рис. 2) с расчетом ковариации и коэффициента корреляции показали, что увеличение суммы межбюджетных поступлений практически не оказывает влияния на изменение суммы дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в текущем году, а увеличение суммы межбюджетных поступлений в текущем году практически не оказывает влияния на изменение суммы дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в будущем году.

 

 

 

Рис. 2. Связь межбюджетных поступлений и дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2005-2016 гг. в сопоставимых ценах*

*график и диаграмма рассчитаны и построены автором на основе данных Федерального казначейства России

 

 

 

В связи с этим, ученые и специалисты предлагают дополнительные технологии мобилизации налоговых доходов бюджетной системы РФ, которые могут быть эффективными в процессе дальнейшего развития межбюджетных отношений, а также по ряду других финансовых направлений [7, 8]. По нашему мнению, более важной в настоящее время становится технология блокчейн. По мнению экспертов, данная технология уже в ближайшем будущем позволит существенно изменить принципы функционирования не только финансового сектора, но и иных сфер общественной жизнедеятельности [9].

По прогнозам аналитиков, выступавших на конференции «Blockchain & Bitcoin Conference, Russia – 2016», объем финансирования блокчейн-проектов в 2017 году достигнет 1 млрд. долл. США, а издержки финансовых учреждений, благодаря применению блокчейн-технологий, сократятся на 15-20 млрд. долл. США. При этом к 2027 году объем мирового ВВП, произведенного с применением блокчейн-технологий, достигнет 10%. Схожие прогнозы даются и экспертами Всемирного экономического форума. В частности, в 2016 году в докладе «Technology Tipping Points and Societal Impact» был представлен прогноз развития технологии блокчейн, согласно которому, к 2023 году произойдет полная интеграция данной технологии в государственный сектор, а наивысший уровень своего развития технология достигнет к 2027 году [10].

Блокчейн представляет собой особый вид публичной базы данных, в которой сохраняются любые транзакции, информация о сделках, контрактах, выданных кредитах, правах собственности, зарегистрированных браках, совершенных правонарушениях и всем том, что нуждается в отдельной независимой записи и последующей проверке.

По своей сути база данных, реализованная по технологии блокчейн, является публичным электронным реестром, в котором может храниться все, что угодно, что необходимо сохранить и невозможно несанкционированно изменить. Технически такая база данных представляет собой цепь последовательно связанных между собой блоков, содержащих определенный набор записей (транзакций). Каждый из последующих блоков содержит в себе ссылку на предыдущий блок таким образом, чтобы предыдущий блок было невозможно изменить без пересчета и перезаписи всех последующих блоков. Для этого для любой записи, которую необходимо сохранить, применяется специальный алгоритм, рассчитывающий так называемый электронный отпечаток записи – хеш (код из 64 символов, уникальный для каждого документа). Причем, какого бы размера не была исходная запись, к примеру, объем файла генома человека составляет порядка 9 Гб, на выходе хеш-функции все равно будет 64 битный хеш (запись из 64 символов). Хеш такой длины позволяет гарантировать криптографическую взломоустойчивость блокчейн базы данных, потому как для взлома данной схемы с использованием существующих вычислительных мощностей потребуется время, которое превышает время существования Вселенной. Таким образом, на практике получается, что любые виды цифровых и материальных активов могут быть зарегистрированы в блокчейн базе данных, и с ними в последующем можно будет совершать любые транзакции.

При этом криптографическая технология блокчейн обладает и еще одним очень серьезным преимуществом. Блокчейн предоставляет открытый доступ к истории транзакций с самого начала. Однако при этом сторонами сделок являются анонимные ключи, не привязанные к конкретным физическим или юридическим лицам. А каждое физическое или юридическое лицо может завести неограниченное количество публичных анонимных ключей. Доступ к публичному ключу можно получить лишь при наличии комплементарного к нему закрытого зашифрованного ключа. Чтобы совершить любую транзакцию, пользователю необходимо использовать ключевую пару (публичный и закрытый ключи). При этом любой пользователь, зная лишь публичный ключ, сможет проверить транзакцию, совершенную с помощью данного публичного ключа, но не сможет внести в нее изменения. Благодаря этому в блокчейн базе данных обеспечивается криптографическая защита и, одновременно, публичность транзакций на уровне национальных финансовых систем.

Учитывая вышеизложенные преимущества, целесообразно на национальном уровне разработать и начать реализацию проекта по внедрению в повседневную практику межбюджетных отношений технологии блокчейн. Это, в перспективе, может стать одним из ведущих национальных проектов стратегического социально-экономического развития и новым этапом реформирования межбюджетных отношений.

 

 

Библиографический список

1. Баклаева Н.М. К вопросу о бюджетном регулировании в системе межбюджетных отношений территориального уровня // Terra Economicus. – 2006. – №2. С. 73-77.

2. Акиндинова H., Кузьминов Я., Ясин E. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. – 2016. – №6. – С. 5-35.

3. Кудрин А., Горюнов Е., Трунин П. Стимулирующая денежно-кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2017. №5. – С. 3-17.

4. Ясин Е. Развитие постсоветской экономики: из прошлого в будущее // Вопросы экономики. 2017. – №6. – С. 3-12.

5. Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. – 2016. – №1. – С. 5-35.

6. Пайкович П.Р. Бюджетный федерализм как фактор стабилизации социально-экономического развития Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4-2 (69-2). – С. 769-773.

7. Галазова С.С. Системные ориентиры инвестиционной отраслевой политики на примере промышленности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. – № 2. – С. 204-209.

8. Татуев А.А., Шаш Н.Н. Эффективность межбюджетного регулирования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. – №2. – С. 204-209.

9. Моткова М.А. Возможности применения технологии блокчейн в банковской сфере // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – №3. (24). – С. 104-107.

10. Нигматулин Т.А., Краснова А.И., Лавринович А.А. Перспективы использования технологии блокчейн таможенными органами Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2016. – №4(60). – С. 11-14.

 

 

BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF INTER-BUDGET RELATIONS

 

N.M. Baklaeva, senior lecturer

Plekhanov Russian university of economics, Pyatigorsk Branch

(Russia, Pyatigorsk)

 

Abstract. New tendencies in interaction of the interbudgetary transfers as one of the main instruments for implementing fiscal federalism and the gross regional product (GRP) show that the interbudgetary revenues practically don’t exert impact on change of GRP. In this regard, new technologies of development of the inter-budget relations are required, in particular use of technology a blockchain is offered.

Keywords: federal budget, consolidated budgets, inter-budget relations, interbudgetary transfers, blockchain technologies.