Шелкунова Т.Г. Сценарный подход в стратегическом управлении региональным развитием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 87-91.

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ

РАЗВИТИЕМ

 

Т.Г. Шелкунов, канд. экон. наук, доцент

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

(Россия, г. Владикавказ)

 

Аннотация. В настоящей работе рассмотрены вопросы практического применения сценарного подхода в практике государственного управления региональным развитием. Исследован опыт, обоснована целесообразность разработки перспективных сценариев, предполагающих инновационное развитие, взамен инерционного мышления при постановке целей и задач. Также рассмотрена взаимосвязь сценарного подхода с обеспечением устойчивого развития и вариантами решения проблемы модернизации экономики российских регионов.

Ключевые слова: сценарный подход, стратегическое планирование, устойчивое развитие, региональное развитие, стратегия, целеполагание.

 

 

Региональное планирование имеет свои методические основы. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, имеющиеся на национальном уровне целевые установки и методические инструменты для их обоснования для региональных систем слабо применимы. Во-вторых, в условиях нестабильности внешней среды и экономических шоков требуются новые методические решения, способные выявить и оценить потенциально возможные траектории территориального развития, а также мероприятия для достижения выбранных траекторий.

Условия высокой неопределенности социально-экономического развития, волатильность цен на глобальных рынках требуют усовершенствования методического подхода к стратегическому планированию, что обращает к использованию сценарного подхода к социально-экономическому прогнозированию и планированию. Выбор того или иного подхода индивидуален и зависит от круга лиц, выбирающих и формирующих стратегию. Возможно сочетание нескольких подходов. К примеру, можно придерживаться политики наиболее вероятного сценария и в то же время сохранять гибкость. Несмотря на затратность применения сценарного подхода, его применение совместно с традиционными методами исследования позволяет субъектам управленческой деятельности формировать защитные меры от угроз, обусловленных неопределенностью внешней среды, снижать риски и повышать качество прогнозов, формируя серьезный и устойчивый базис для принятия стратегических решений. Немаловажное значение имеют вопросы, связанные с оценкой рисков, а если говорить в более широком ключе, то с оценкой экономической безопасности развития. Н.Б. Голованова, рассматривая данную проблематику, отмечает возможность применения пяти подходов к оценке экономической безопасности: системный, функциональный, процессный, ресурсный и причинный [1].

Территориальное планирование – далеко не единственная сфера, где применяется сценарный подход. Практика его использования есть в ряде отраслей промышленности, для рынков и самых различных субъектов хозяйствования. Сценарный подход предполагает анализ внешней среды объекта управления на предмет наличия ключевых факторов и их комбинирования для создания альтернативных сценариев развития. Сформированные в сценарном подходе альтернативы позволяют выявить совокупность возможных траекторий развития внешней среды и тем самым формируют базис для принятия стратегических решений.

На региональном уровне сценарное планирование представляет собой не просто разработку сценариев развития субъекта Российской Федерации, оно тесно связанно со стратегическим планированием. Таким образом, сценарий – это описание одного из вероятных вариантов картины будущего, состоящей из взаимоувязанных факторов, с различной вероятностью ведущих к прогнозируемому состоянию объекта управления.

Сценарный подход применяется при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов федерации, равно как и в процессе подготовки иных документов стратегического планирования. Сценарии строятся с учетом плановых и прогнозных документов. По мнению В.А. Гневашевой, «главное в прогнозе и планеэто точность отражения в них объективной жизни, в том числе разнообразных ее проявлений. Однако экономическая среда постоянно испытывает влияние множества различных взаимодействующих и исключающих друг друга факторов, что необходимо учитывать» [2, с. 144].

Сложившаяся в России практика применения сценарного подхода к социально-экономическому планированию характеризуется рядом особенностей и ограничений, которые связываются с высокой степенью зарегулированности и формализованности процесса выработки решений. Так, в основу выделения сценариев положены три макроэкономические переменные: среднегодовая стоимость нефти, прогнозируемый темп инфляции и обменный курс рубля к бивалютной корзине. Этот набор показателей в определенном смысле адекватен для уровня Российской Федерации, тогда как для регионов целесообразно использовать и другие факторы. Еще один момент заключается в невозможности эффективно прогнозировать имеющиеся параметры, поскольку во многом они являются производными от стоимости нефти, а значит экзогенными. Именно поэтому на практике зачастую имеет место «директивное» установление прогнозируемых значений в угоду экономической конъюнктуре. Ярким примером является первая редакция закона о федеральном бюджете на 2015 год, принятая из расчета среднегодовой стоимости барреля нефти в размере 90 долларов США в том момент, когда биржевые цены находились в диапазоне 60-65 долларов и имелся тренд к их понижению, которое в результате и произошло.

Обращение к региональному опыту позволяет установить, что по факту подходы варьируются. В частности, стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 г. [3] предполагает два сценария (оптимистический и инерционный), в основу которых положены следующие предпосылки (см. табл. 1).

Положительным фактом следует признать то, что на уровне оптимистических сценариев – то есть в пределах горизонта целеполагания – разработчики предлагают шаги и меры, направленные на модернизацию экономики регионов, без которой, по мнению В.В. Матвеева, невозможно развитие высокотехнологичных отраслей и создание устойчивого базиса долгосрочного социально-экономического развития [4].

 

 

Таблица 1. Сценарные условия социально-экономического развития Московской области до 2020 года

 

Инерционный сценарий

Оптимистический сценарий

Структурные преобразования

Минимальный объем структурных преобразований, инвестирование в развитие существующих производств, отставание темпов развития инфраструктуры от средних по экономике показателей

Модернизация экономики региона в сторону увеличения доли высокотехнологических производств, развитие инфраструктуры

Характер развития промышленности

Наращивание воспроизводственного потенциала в традиционных отраслях

Двунаправленное развитие воспроизводственного потенциала как в традиционных, так и в инновационных отраслях

Динамика инвестиций в основной капитал

Догоняющий характер роста инвестиций

Опережающий характер роста инвестиций, уменьшение удельного веса капиталовложений в традиционные сектора за счет наращивания доли инновационных

Динамика инноваций

Умеренное инновационное развитие, минимальные инвестиции в развитие инновационного потенциала

Интенсивное инновационное развитие, расширенные инвестиции в развитие инновационного потенциала, выстраивание региональной инновационной системы

Динамика индекса потребительских цен

В соответствии с общероссийскими показателями

Рост цен ниже, чем в среднем по стране

Демография

Естественная убыль и отрицательное миграционное сальдо. Возрастание нагрузки на работающее население

Прекращение естественной убыли и положительное миграционное сальдо

Качество жизни населения

Уменьшение доли бедного населения до уровня среднероссийских значений

Развитие среднего класса до 50 % численности населения

 

 

Следует также признать, что модернизация экономики региона представляет собой капиталоемкую задачу, в связи с чем необходимо учитывать региональную специфику и уровень обеспеченности территории финансовыми ресурсами. Решению этой задачи может поспособствовать адаптация разработанных для предприятий методик стратегического финансового планирования, подобных той, что описана в работе А.В. Воробьева [5].

При этом междисциплинарный подход может быть крайне эффективным в данном случае – модернизация не может и не должна лежать только в одной плоскости обновления оборудования. Помимо этого, необходимы новые способы менеджмента, изменение способов стимулирования труда, отмечает Г.А. Волковицкая [6, с. 29].

Рассматривая проблему в междисциплинарном ключе, можно отметить, что моделирование сценариев развития какого-либо объекта или процесса получило широкое распространение в инженерных науках. И.В. Деревяшкин и соавторы, например, предлагают «модель расчета потенциального, индивидуального и социального пожарных рисков согласно действующим нормативным документам» [7], опираясь на сценарный подход и аппарат имитационного моделирования, несомненным преимуществом которого является то, что он позволяет адаптировать полученные сценарии с учетом изменений макроэкономической среды, а также реализовывать на практике инструменты регионального риск-менеджмента, особенно в части финансовых рисков. Так, в работе С.Н. Меликсетян обосновано, что необходимым элементом процесса управления финансами сегодня становится механизм оценки уровня финансовых рисков, предназначенный для реализации следующих задач: 1) для выявления неприемлемых финансовых рисков на основе определения ожидаемых потерь в стоимостном выражении; 2) для определения допустимых значений финансовых рисков при выборе финансовых инструментов результативности использования бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов; 3) для выработки комплексных мер, направленных на снижение финансовых потерь [8, с. 19].

Сценарии по своей сущности являются качественным описанием ситуации, содержащим ряд количественных оценок. Это отличает их от прогнозов, в которых, как правило, делается акцент на количественные показатели. Особенностью сценарного прогнозирования является возможность использования различных методов при построении сценариев как экспертных, описанных в работе Т.М. Малевой и соавторов [9], так и формализованных, реализованных в ряде исследований коллектива в составе А.Г. Поляковой и В.В. Колмакова [10; 14].

Для определения эффективности сформированных сценариев применяются такие методы как имитационное моделирование экономических процессов, построение прогнозно-аналитических моделей с косвенной их верификацией. При этом материально-вещественную основу построения сценариев обеспечивают перспективные образы соответствующей территории, характерные для описания результата ее развития.

 

 

Библиографический список

1. Голованова Н.Б. Формирование подходов к оценке экономической безопасности субъекта хозяйствования / Н.Б. Голованова // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.2014. 2 (32).С. 294-302.

2. Гневашева В.А. Прогнозирование экономики: понятия и история / В.А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение.2005. 2.С. 141-144.

3. Постановление Правительства Московской области от 15.12.2006 г. № 1164/49 «О стратегии социально-экономического Московской области до 2020 года (с изменениями на 08 июля 2011 года)» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/5812984

4. Матвеев В.В. Эффективное инфраструктурное обеспечение ускоренного развития высокотехнологических отраслей / В.В. Матвеев // Экономические науки.2011. 84.С. 123-126.

5. Воробьев А.В. Расчет финансового ресурсного потенциала при разработке и реализации финансовой стратегии предприятий водного транспорта / А.В. Воробьев // Региональная экономика: теория и практика.2008. 4.С. 42-44.

6. Волковицкая Г.А. Стимулирование труда; критерии качества / Г.А. Волковицкая // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2007.№27.С. 29-38.

7. Пузач С.В. К расчету безопасной эвакуации людей из машинных залов гидроэлектростанций / С.В. Пузач, О.С. Лебедченко, И.В. Деревяшкин, В.П. Спиридонов // Энергосбережение и водоподготовка.2015. 6.С. 66-73.

8. Меликсетян С.Н. Управление финансами вузов в условиях бюджетной реформы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / С.Н. Меликсетян. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2013.

9. Малева Т.М. Долгосрочная (до 2050 г.) Концепция социальной политики в Российской Федерации / Т.М. Малева, Е.М. Авраамова, Н.В. Зубаревич, А.Г. Полякова, Е.Т. Гурвич // Статья в открытом архиве № 2608913 от 06.05.2015

10. Колмаков В.В. Разработка механизма эффективного управления региональной собственностью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / В.В. Колмаков. – Тюмень, 2005.

11. Колмаков В.В. Подходы к терминологической идентификации региональной собственности / В.В. Колмаков // Перспективы науки.2010. 9 (11).С. 78-80.

12. Полякова А.Г. Регионы нового освоения в условиях модернизации. Монография / А.Г. Полякова. – Тюмень: EFSC, 2010.232 с.

13. Полякова А.Г. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономической системы региона / А.Г. Полякова, Д.И. Кузнецов // Интеллект. Инновации. Инвестиции.2012. 1.С. 40-42.

14. Полякова А.Г. Модернизация экономики регионов нового освоения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / А.Г. Полякова. – Санкт-Петербург: Институт проблем региональной экономики РАН, 2012. – 366 с.

 

 

SCENARIO APPROACH IN REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIC MANAGEMENT

 

T.G. Shelkunova, candidate of economic sciences, associate professor

North Caucasian mining and metallurgical institute (state technological university)

(Russia, Vladikavkaz)

 

Abstract. The paper deals with the matters of scenario approach practical use and implementation in regional development public administration. It studies the experience, probes the necessity of perspective scenarios development that propose innovation development strategies instead of inert thinking in goalsetting. It also studies the interrelation between scenario approach and sustainable development techniques, as well as different variants of solving the problem of regional economies modernization.

Keywords: scenario approach, strategic planning, sustainable development, regional development, strategy, goalsetting.