Бутько Е.В. Стохастическая оптимизационная модель планирования региональной потребности в финансовых ресурсах на ликвидацию природных чрезвычайных ситуаций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №8. – С. 7-9.

СТОХАСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ НА

ЛИКВИДАЦИЮ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Е.В. Бутько, аспирант

Ивановский государственный химико-технологический университет

(Россия, г. Иваново)

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность применения, при планировании бюджета региона, экономико-математического моделирования, а именно, использования стохастической модели определения региональной потребности в финансовых ресурсах на ликвидацию природных чрезвычайных ситуаций (ЧС), учитывающей погодную неопределенность. Рассматривается подход к построению модели с помощью выделения набора типовых погодных ситуаций характерных для региона. Дано определение частоты годовых погодных исходов. Определены различия между принимаемыми управленческими решениями в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: стохастическая неопределенность, резерв финансовых ресурсов, оптимизационная экономико-математическая модель, погодно-экономический риск.

 

 

 

На сегодняшний день не существует конкретной методики определения объемов резервов финансовых ресурсов. Недостаточный уровень планово-экономической работы по определению резервов для ликвидации ЧС может привести к неблагоприятным экономическим последствиям от ЧС и стихийных бедствий. Вследствие этого, необходимо оптимизировать то направление работы, которое позволит усовершенствовать меры по накоплению финансовых ресурсов в резервах для ликвидации ЧС. В своем исследовании мы ставим задачу оптимизации планирования объема резервируемых средств, на ликвидацию природных ЧС.

Если финансирование деятельности МЧС России осуществляется из средств федерального бюджета, финансовых средств субъектов РФ, то финансирование непосредственно ликвидации чрезвычайных ситуаций в основном проводится за счет средств резервных фондов областных бюджетов субъектов Федерации [1].

В структуре годового объема финансовых ресурсов, можно выделить фиксированную (детерминированную) часть, прогнозно-плановую часть и неопределенную (стохастическую). Фиксированная доля предназначена для содержания ведомственных структур. Прогнозно-плановая доля определяет финансирование будущего развития МЧС. Неопределенная (стохастическая) доля – это и есть финансовый резерв на устранение и ликвидацию последствий ЧС, который может расходоваться только на указанные мероприятия [2].

В условиях погодного риска, затраты на ликвидацию ЧС можно рассматривать как процесс, протекающий во множестве возможных, в том числе типовых погодных ситуаций. Некоторые из принимаемых управленческих решений в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций невозможно изменить или скорректировать при изменении погодных условий. Это более или менее устойчивые параметры принятых решений определяют потенциальные возможности, мощности устранения чрезвычайных ситуаций. Такие решения следует рассматривать как инертные, не изменяющиеся, по крайней мере, в течение одного годового или сезонного цикла действия случайных погодных факторов. Описывающие параметры – размер зарезервированных финансовых ресурсов на устранение и ликвидацию ЧС. Такие решения являются стратегическими. Другого типа решения определяют объемы мероприятий, осуществляемых как бы в рамках стратегических решений, но сообразно со складывающейся погодной ситуацией. Это решения определяющие процесс ликвидации чрезвычайных ситуаций. Описывающие их параметры – это объемы и состав выполняемых работ в соответствии с технологиями в данных погодных условиях; объемы технологических мероприятий. Соответствующие решения являются тактическими [3, 4]. Для выбора стратегического решения отдельная случайная реализация погодных условий не является определяющей. Совокупность инертных структурных параметров стратегических решений должна быть рассчитана на «погружение» ее в разные погодные условия, с частотой, определяемой вероятностью возможного исхода (ситуации). Выбор же тактических решений может быть гибким и должен определяться применительно к складывающейся погодной ситуации. Это различие определяет существенно разный характер влияния стратегических и тактических мероприятий на объемы финансирования для ликвидации чрезвычайных ситуаций [3].

Учитывая полные годовые циклы в сфере деятельности МЧС, целесообразно говорить об интегральной погодной ситуации, представляющей собою комбинацию из погодных условий по отдельным решающим периодам календарного горизонта планирования. Такую ситуацию мы назовем годовым исходом погодных условий. При соответствующем учете погодных характеристик каждому годовому исходу погодных условий и фиксированному набору технологических и организационных решений можно однозначно сопоставить годовые финансовые затраты [4].

Из этого следует, что прогнозируемые годовые исходы условий и результатов финансирования деятельности МЧС в целом поддаются количественному определению и ранжированию. Определенному сочетанию количественных погодных характеристик при фиксированных технологиях можно однозначно сопоставить определенные объемы затрат ресурсов. После этого такие типовые для региона исходы можно ранжировать по степени вероятности возникновения ЧС и относительно объемов и затрат. При фиксированных затратах на ЧС принципиально возможно выделить такие сочетания интервалов погодных характеристик, в пределах которых их вариация не влияет на затраты.

Это означает, что для данной климатической зоны можно выделить конечное число N типовых дискретных годовых исходов погодных условий. Поскольку допускаются сколь угодно малые интервалы характеристик погодных условий и различные реализуемые их сочетания, N может быть довольно большим, но все же конечным числом. Для плановых расчетов и анализа в качестве полного набора типовых годовых исходов достаточно взять небольшое их число (порядка трех-четырех). Это вносит известную степень погрешности в представление погодного и экономического процессов. Тем не менее, такая модель получается несравненно более адекватной реальным процессам, чем при усреднении показателей по всему диапазону погодных характеристик. Уменьшение числа выделяемых типовых исходов N заметно облегчает расчеты, кроме того, большие значения N предъявляют и слишком большие требования к точности исходной информации о погодных и экономических процессах.

Поскольку, в зависимости от погодных условий, колеблются затраты финансовых ресурсов для выполнения работ по ликвидации ЧС, возможные природные исходы могут быть определены именно через затраты на устранение и ликвидацию ЧС. Степень отклонения затрат от средних (установленных по статистическим данным) определяет содержание исхода. Возможное количество исходов погодных ситуаций N конечно, будем рассматривать исходы для трех случаев (N=3): благоприятный, средний и неблагоприятный, и для них можно определить совокупность частот повторения:. Для того, чтобы определить частоту повторения погодных условий необходимо проанализировать накопленные статистические данные, публикуемые в официальных источниках, о величине затрат – Z. Для определения частот годовых погодных исходов (N) определяется интервальная оценка математического ожидания затрат [M1(Z); M2(Z)]. В случае если затраты на ликвидацию ЧС попадают в интервал, годовой исход считается средним, если значение затрат ниже нижней границы интервала – годовой исход считается благоприятным, если выше верхней границы интервала – неблагоприятным [3].

На основании анализа имеющейся информации и характеристик региона, необходимо определить наиболее вероятные для природно-климатической зоны ЧС природного характера. На основании статданных необходимо определить для каждого вида ЧС, возможные погодные исходы, оценить их частоту, определить математическое ожидание годовых затрат на ликвидацию вида ЧС. Получив оптимальные управленческие решения по каждому виду ЧС, можно определить всю совокупность оптимальных управленческих решений и определить оптимальный объем резерва финансовых ресурсов на ликвидацию ЧС природного характера. Так определив, оптимальные значения всей совокупности погодных условий. Значения резервов по каждому виду природных ЧС, характерных для данной климатической зоны, можно определить вектор оптимальных управленческих решений.

 

 

Библиографический список

1. Воробьев Ю.Л. Бюджетное финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obzh.ru/eco/3-1.html (дата обращения 18.06.2016).

2. Ильченко А.Н., Бутько Е.В.  Стохастическая модель среднесрочного прогнозирования финансовых резервов субъекта РФ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций / /Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2015. №1. – С. 32

3. Ильченко А.Н. Моделирование внутрирегиональных экономических взаимоотношений в АПК. М.:МСХА, 1993.

4. Кардаш В.А. Экономика оптимального погодного риска в АПК. М.: АПИ, 1989.

Статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом РФФИ №15-46-03180.

 

 

STOCHASTIC OPTIMIZATION MODEL FOR PLANNING REGIONAL FINANCIAL

RESOURCE REQUIREMENTS ON NATURAL DISASTER RESPONSE

 

E.V. Butko, graduate student

Ivanovo state university of chemistry and technology

(Russia, Ivanovo)

 

Abstract. The article discusses the possibility of using, when planning the budget of the region, economic-mathematical modeling, namely, the use of stochastic models to define regional needs for financial resources for liquidation of natural emergency situations (es), taking into account weather uncertainty gelendost. An approach to build a model by selecting a set of typical weather situations characteristic of the region. This definition frequency annual output of weather outcomes. Identify the differences between make management re-senami in the sphere of liquidation of emergency situations.

Keywords: stochastic uncertainty, the provision of financial resources, op-timization economic-mathematical model, weather and economic risk.