Ширинов С.Э. Сравнительное изучение упрощенного механизма налогообложения в налоговых системах Российской Федерации и Республики Узбекистан // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №4. – С. 133-136

 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПРОЩЕННОГО МЕХАНИЗМА

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

С.Э. Ширинов, канд. экон. наук, доцент

Ташкентский финансовый институт

(Республика Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и Республики Узбекистан по упрошенному налогообложению деятельности субъектов малого предпринимательства. Автором описываются отличительные черты налогообложения малого бизнеса в данных странах.

Ключевые слова: единый налоговый платеж, упрошенная система налогообложения, фиксированный налог, единый земельный налог.

 

 

 

 

 

Мировая практика свидетельствует о том, что малый бизнес является важнейшим сектором национальной экономики, с помощью которого государство обеспечивают наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала. Развитие малого бизнеса способствует решению проблем занятости в стране и повышения уровня реальных доходов населения.

Для налогообложения деятельности субъектов малого бизнеса в налоговых системах многих стран предусмотрены различные механизмы упрошенных систем налогообложения. Как в Российской Федерации, так и Республике Узбекистан существует подобная система налогообложения. В налоговой системе Российской Федерации упрощенный механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства называются упрощенной системой налогообложения, а в налоговой системе Узбекистана она называется упрощенным порядком налогообложения.

Сначала рассмотрим общие черты этих двух систем налогообложения. Главная цель применения упрощенной системы налогообложения Российской Федерации и упрощенного порядка налогообложения Узбекистана – это максимально облегчить жизнь малому предпринимательству, снизить налоговую нагрузку на субъекты малого бизнеса, а также облегчить и упростить ведение налогового и бухгалтерского учёта. Переход к упрощенной системе и упрошенному порядку налогообложения осуществляются на добровольной основе- на основе заявления субъекта малого бизнеса.

Теперь рассмотрим главные особенности упрощенной системы и упрошенного порядка налогообложения.

Главные особенности упрощенной системы налогообложения Российской Федерации заключаются в следующих положениях. Упрощенную систему налогообложения Российской Федерации применять можно только при соблюдении следующих критериев. 4 критерия перехода на упрощенную систему и ее применения:

 Если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, не превысили 112,5 млн. руб.

 Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

 Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек.

 Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. руб.

Кроме того, нижеперечисленные организации и учреждения не имеют право применять упрощенную систему налогообложения:

 Организации, имеющие филиалы;

 Банки и микро финансовой организации;

 Страховщики и иностранные организации;

 Бюджетные учреждения и негосударственные пенсионные фонды;

 Инвестиционные фонды;

 Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

 Ломбарды;

 Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;

 Организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

 Нотариусы, занимающиеся частной практикой и адвокаты, учредившие различные формы адвокатских образований;

 И некоторые другие налогоплательщики, для которых предусмотрен специальный режим налогообложения.

Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика не превысили 150 млн. руб., такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

Плательщики упрощенной системы налогообложения освобождаются от уплаты следующих видов налогов:

 налога на прибыль организаций;

 налога на имущество организаций

 налога на добавленную стоимость.

Индивидуальные предприниматели являющиеся плательщиками упрощенной системы налогообложения, освобождаются от уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности).

Специфика определения налогооблагаемой базы для упрошенной системы налогообложения зависит от выбора объекта налогообложения:

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налогооблагаемая база определяется на основе денежного выражения доходов организации или индивидуального предпринимателя.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, то налогооблагаемая база определяется на основе денежного выражения доходов, уменьшенных на величину расходов.

Применяются два вида налоговых ставок. В соответствии со статьёй 346.20. Налогового кодекса Российской Федерации:

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов;

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Главные особенности упрощенного порядка налогообложения Узбекистана заключаются в следующих положениях.

В отличие от упрошенной системы налогообложения, к упрошенному порядку налогообложения относятся три вида налогов:

1. Единый налоговый платеж;

2. Единый земельный налог;

3. Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности.

Для налогоплательщиков упрощенного порядка налогообложения сохраняются обязательства по уплате следующих налогов и других обязательных платежей:

1. Налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты;

2. Налога на добавленную стоимость по работам (услугам), выполняемым нерезидентами Республики Узбекистан;

3. Налога на добавленную стоимость по объектам, строительство которых осуществляется на основе конкурсных торгов с привлечением централизованных источников финансирования;

4. Акцизного налога при производстве подакцизной продукции;

5. Налогов и специальных платежей для недр пользователей;

6. Налога за пользование водными ресурсами для производителей отдельных видов товаров, определенных законодательством;

7. Таможенных платежей;

8. Единого социального платежа;

9. Государственных пошлин;

10. Сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг;

11. Сбора в Республиканский дорожный фонд за приобретение и (или) временный ввоз автотранспортных средств.

Микроформы и малые предприятия имеют право выбирать режим налогообложения, тогда как предприятия торговли, общественного питания и юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей такого право немеют.

Единый налоговый платеж не распространяется на микроформы и малые предприятия:

 осуществляющие производство подакцизной продукции и добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами;

 в рамках деятельности, по которой предусматривается уплата единого земельного налога;

 участников соглашений о разделе продукции.

Основой для расчета налогооблагаемой базы единого налогового платежа является валовая выручка. Нормативная стоимость земли является налогооблагаемой базой для исчисления единого земельного налога.

Объектом налогообложения для фиксированного налога является физический показатель, характеризующий вид деятельности, для которого установлен фиксированный налог, а налогооблагаемая база определяется исходя из количества физических показателей.

Выше мы рассмотрели и сопоставляли опыт Российской Федерации и Республики Узбекистан по налогообложению деятельности субъектов малого предпринимательства. Мы считаем, что в налоговых системах этих двух государств есть, что принять друг от друга для совершенствования упрошенного механизма налогообложения.

 

 

 

Библиографический список

1. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, Н.П. Назарчук.Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 2013.388 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. www.consultant.ru

3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. http://www.lex.uz/

 

 

A COMPARATIVE STUDY OF A SIMPLIFIED MECHANISM TAXATION IN TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 

S.E. Shirinov, candidate of economic sciences, associate professor

Tashkent financial institute

(Republic Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract. The article examines the experience of the Russian Federation and the Republic of Uzbekistan on simplified taxation of activities of small business entities. The author describes the distinctive features of small business taxation in these countries.

Keywords: single tax payment, simplified taxation system, fixed tax, single land tax.