Бургонов О.В. Современные проблемы реформирования естественных монополий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 31-34.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ

 МОНОПОЛИЙ

 

О. В. Бургонов, др экон. наук, профессор

Санкт-Петербургский академический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. Статья посвящена анализу направлений реформирования естественных монополий в российской экономике. Определены основные проблемы, возникающие в процессе реформирования, а также характер их воздействия на потребителей. Автором делается вывод о том, что реформирование естественных монополий требует предварительного серьезного исследования его возможных последствий для национальной экономики.

Ключевые слова: естественные монополии, реформирование, конкуренция, государственное регулирование, слияние и поглощение.

 

 

В большинстве экономически развитых стран конец прошлого века был отмечен активным реформированием естественных монополий. Этот процесс был направлен на ослабление государственного регулирования в данной сфере и на выделение видов деятельности, предусматривающих формирование конкурентных отношений при условии сохраняющегося контроля со стороны государства. Аналогичные преобразования в нашей стране стали возможны с переходом к рыночной экономике, когда обозначились проблемы, связанные со снижением эффективности в отраслях, где действовали естественные монополии. Предпосылкой преобразований послужила нехватка инвестиций в данной сфере при расширении международных связей в условиях нарастающей глобализации. Однако эти преобразования зачастую проводились без проведения фундаментального теоретического анализа и разработки научно обоснованного плана действий, в то время как существовала острая необходимость в предварительной проработке ключевых вопросов реформирования. Ее важность подчеркивалась, в частности, В. П. Марьяненко, отмечавшим, что в современных исследованиях не сложилось единой идентификации природы естественных монополий, их особых структур [2, c. 36].

Категория «естественные монополии» носит во многом относительный, временный характер, в силу чего не может рассматриваться в отрыве от состояния внешней среды и достигнутого научно-технического и технологического уровня. Это позволяет утверждать, что данная категория, с присущими ей конкретно-историческими чертами, подвержена большому числу динамических изменений. В этой связи можно определить естественные монополии как сферу деятельности, которая в данный исторический промежуток времени не предусматривает конкурентные отношения в силу их неэффективности, обусловленной значительными первоначальными издержками, большими объемами производства, не изменяющимися из-за колебаний спроса, и потребления произведенного продукта большинством членов общества.

Отнесение современной экономической наукой тех или иных видов деятельности к естественным монополиям осуществляется по ряду причин, которые можно структурировать следующим образом:

экономические (экономия от масштабов, концентрация капитала, субаддитивность издержек);

политические (государственная необходимость, обеспечение безопасности, законодательные ограничения, связанные с участием в тех или иных видах деятельности);

природные (использование редких и даже уникальных природных ресурсов);

технические (использование уникальных технических конструкций, материалов и разработок);

технологические (применение уникальных технологий, нередко относящихся к коммерческой или государственной тайне).

В ходе структурных изменений в развитии отраслей, которые впоследствии стали естественными монополиями, происходили расширение сферы деятельности предприятий и их укрупнение. Наличие в вертикально интегрированных холдингах направлений, связанных с непрофильными видами деятельности (ремонт, сервисное обслуживание, курортно-оздоровительная и образовательная деятельность и др.), стимулировало формирование конкурентной среды в тех подсистемных элементах естественных монополий, где это было возможно [5, c. 54].

Безусловно, конкурентные отношения складываются под влиянием рыночного поведения тех или иных игроков, определяющих формирование платежеспособного спроса. Если рассматривать эти процессы на примере компаний, генерирующих электроэнергию, то можно отметить, что при этом в сферу конкурентных отношений входят как производители, так и энергосбытовые компании, поставщики, фирмы, предоставляющие гарантии, и крупные потребители [4, c. 112].

Монопольная власть, заключающаяся в способности компании определять рыночную цену, зависит не только от концентрации продавцов. Такая власть для производителя, обладающего доминирующим положением, реализуется путем установления высоких барьеров для входа на рынок. Говоря об электроэнергетике, следует отметить, что рыночная структура отрасли в настоящий момент до конца не сформирована, поэтому в краткосрочный временной период невозможно достоверно оценить входные барьеры. Кроме того, государством применяются инструменты ценового регулирования, устанавливающие максимально допустимый уровень оптовых цен на электроэнергию и регулирующие тарифы для пользователей, что искажает оценку барьеров входа на соответствующий рынок.

В российской системе управления электроэнергетической отраслью постоянно происходят преобразования, обусловленные как изменениями в технике и технологии, так и характером регулирующих действий государства. Следует принимать во внимание, что ОАО «РАО ЕЭС России» стало правопреемником предшествующей, советской системы. Основы электроэнергетики были сформированы в период СССР, во времена индустриализацииследовательно, они несли на себе отпечаток плановой экономики, изоляции и крайней централизации в управлении. До начала реформирования в отечественной электроэнергетике преобладали объекты, размещенные по территориальному признаку, что предполагало централизованное распределение электроэнергии. Финансирование и издержки одних видов деятельности при этом компенсировались за счет доходов от других, а завышенные промышленные тарифы на электроэнергию обеспечивали низкие тарифы для населения.

Такая система хозяйствования не способствовала энергосбережению и была не способна стимулировать рост эффективности в процессе производства и потребления электроэнергии. Естественная монополия функционировала по закрытой модели, с непрозрачностью большинства процессов в производственной, финансовой и информационной сфере, что препятствовало доступу на рынок новых участников. Указанные проблемы сформировали объективные предпосылки для осуществления реформирования и реструктуризации в отрасли в соответствии с наиболее радикальной моделью, основанной на приватизации, разделении собственников и перераспределении собственности при сохраняющемся государственном контроле и диспетчировании [3, c. 244].

Монопольная власть государства на рынке электроэнергии сохранялась до момента реструктуризации, в результате которой было ликвидировано ОАО «РАО ЕЭС России» и произошли качественные изменения как в структуре собственности, так и в составе основных хозяйствующих субъектов естественной монополии. Однако и сейчас значительная доля активов генерирующих компаний находится в государственной собственности. При этом имеется большая доля активов, принадлежащих зарубежным энергетическим компаниям, а также отечественным частным корпорациям. Это позволяет утверждать, что на рынке электроэнергетики сегодня установилась олигополия. Рынок естественной монополии в первой и второй ценовых зонах и зонах свободного перетока является высококонцентрированным. В первой ценовой зоне доминируют компании, контроль над которыми осуществляет государство. Это характеризует рынок как однородную олигополию, а в отдельных зонах свободного перетока как монополию. Существенная монопольная власть генерирующих компаний подтверждается отсутствием на рынке товаров-субститутов, а также неэластичностью спроса при высоком уровне рыночной концентрации. Вследствие этого сложившаяся рыночная структура не может обеспечить эффективное соотношение между спросом и предложением, а поведение потребителей отличается пассивностью.

Потенциальные угрозы для дальнейшего развития конкуренции на российском оптовом рынке электроэнергии связаны сегодня с деятельностью государственных корпораций. Государством, реализующим электрическую энергию, которая вырабатывается атомными электростанциями в рамках ОАО «Концерн Росэнергоатом» и гидроэлектростанциями в рамках ОАО «РусГидро», контролируется значительная доля рынка (63,99% в первой ценовой зоне и 21,87% во второй). Наибольшую долю активов при этом сосредоточивают тепловые генерирующие компании, действующие на оптовом рынке электроэнергии, федеральная гидрогенерирующая компания оптового рынка ОАО «Русгидро», 14 территориальных генерирующих компаний и концерн «Росэнергоатом» [1, c. 232].

В рамках указанной естественной монополии сегодня активно происходят процессы слияния и поглощения, в которых участвуют генерирующие и сбытовые компании, поставщики топлива, а также предприятия, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых. Это обеспечивает дополнительные преимущества для энергетических компаний, что может создать угрозы недобросовестной конкуренции и определенные риски для других производителей электроэнергии. Результатом этих процессов может стать формирование ряда относительно независимых предприятий, обладающих существенной монопольной властью, особенно если речь идет о региональном уровне. Такая интеграция не может рассматриваться как фактор, способствующий добросовестной конкуренции, поскольку потенциально создает возможность для злоупотреблений.

Таким образом, проведенный анализ деятельности естественных монополий в отечественной электроэнергетике свидетельствует о незавершенности процессов реформирования отрасли. Это демонстрирует направления дальнейших теоретических и прикладных исследований, направленных на создание эффективной рыночной среды, способствующей удовлетворению интересов производителей, потребителей, а также государства и российского общества.

 

Библиографический список

1. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. М.: Федеральная антимонопольная служба, 2014. 431 с.

2. Марьяненко В.П. Мезоэкономические и геополитические последствия глобального аутсорсинга многонациональных компаний // Экономика и управление. 2009.   1. С. 3640.

3. Синякова К.А. Структура оптового рынка электрической энергии и мощности России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. 2011. 3. С. 242246.

4. Управление экономическими системами и технологическим развитием: методология и практика стратегии социально-экономического развития отраслевых комплексов и предпринимательской деятельности в условиях кризисов. Монография / под ред. Г. А. Трофимова, О. В. Бургонова. СПб.: Изд-во СПбУУЭ, 2014. 288 с.

5. Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность российской экономики // Вестник национальной академии туризма. — 2012. 1(21). С. 5456.

 

 

MODERN PROBLEMS OF REFORMING

OF NATURAL MONOPOLIES

 

O. V. Burgonov, doctor of economic sciences, professor

St.-Petersburg academic university

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of the trends of reforming of natural monopolies in the Russian economy. The key problems arising in the process of reforming, as well as the nature of their impact on consumers are identified. The author concludes that the reforming of natural monopolies requires the serious preliminary studying of its possible consequences for the national economy.

Keywords: natural monopolies, reforming, competition, state regulation, mergers and acquisitions.