Анализ состояния и проблем развития системы заказов вооружений инженерных войск Вооруженных Сил РФ

Скрынченко Б.Л. Современное состояние и перспективы развития средств инженерного вооружения инженерных войск вооруженных сил РФ / Б.Л. Скрынченко, В.Д. Мороз // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 115-118.

Современное состояние и перспективы развития средств

инженерного вооружения инженерных войск

Вооруженных Сил РФ

 

Б.Л. Скрынченко, канд. экон. наук, профессор

В.Д. Мороз, канд. ист. наук, доцент

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы развития системы заказов вооружений инженерных войск ВС РФ. Проводится анализ состояния и перспектив развития вооружений инженерных войск ВС РФ. Делается вывод о том, что система заказов СИВ на предприятиях ОПК должна рассматриваться не только с точки зрения обеспечения ВС РФ современными и перспективными СИВ, но и как основа экономического развития России.

Ключевые слова: система заказов вооружений, оборонная продукция, инженерные войска, средства инженерного вооружения, государственная программа вооружений.

 

 

 

Анализ реформирования системы заказов вооружений в последние годы, показал, что постепенно основным направлением становится ее преобразование в систему приобретения, по аналогии с системами, существующими в развитых странах. При этом основной акцент деятельности этой системы смещается из области разработки образцов вооружения, в область их приобретения из различных источников, в том числе у иностранных поставщиков. Что касается процесса создания образцов вооружения, то предполагается, что его будут осуществлять оборонные предприятия самостоятельно, с использованием преимущественно собственных и заемных средств.

Количество и качество создаваемой оборонной продукции, а также своевременность ее поставки в войска в значительной мере зависят не только от функционирования всех элементов системы заказов оборонной продукции, но и от слаженной работы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

ОПК инженерных войск не выделяется в самостоятельный сектор предприятий, выпускающих продукцию военного назначения (ПВН), поэтому он рассматривается в комплексе всех предприятий ОПК России. Особенностью функционирования ОПК в интересах инженерных войск РФ является совместная деятельность научно-исследовательского и испытательного комплекса инженерных войск с предприятиями промышленности, связанная с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по модернизации существующих и созданию новых средств инженерного вооружения, инженерных боеприпасов и инженерного имущества.

Научно-исследовательский и испытательный комплекс инженерных войск включает:

1. Военно-научный комитет (УНИВ ВС РФ).

2. ФГУ «15 ЦНИИИ Минобороны России».

3. Военный институт (инженерных войск) ОВА ВС РФ.

4. 18 испытательный полигон (ИП).

5. ВНО Тюменского военно-инженерного училища.

6. Предприятия промышленности, традиционно выпускающие ПВН в интересах инженерных войск.

15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева предназначен для проведения исследований и испытаний в области создания и развития СИВ для ВС РФ и отвечает за научно-техническую составляющую исследований.

Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии ВС РФ отвечает за оперативно-тактическую составляющую исследований.

Основной и единственной испытательной базой инженерных войск является 18 испытательный полигон в ЗВО, который проводит испытания средств инженерного вооружения (СИВ), экспериментальные исследования по тематике 15 ЦНИИИ и других научно-исследовательских учреждений Минобороны. 18 ИП является головной организацией в Министерстве обороны (МО) РФ по испытаниям вооружения и военной техники (ВВТ) на противоминную стойкость, испытаниям средств маскировки и имитации.

Организация и проведение НИОКР осуществляется в рамках Государственных оборонных заказов (ГОЗ), которые являются составной частью Государственной программы вооружения, разработанной на период до 2015 года (ГПВ 2007-2015).

Тематика и количество НИОКР определяются на основе:

 приоритетных задач инженерного обеспечения;

 потребности войск в СИВ для выполнения приоритетных задач.

 объемов финансирования, выделяемых для выполнения НИОКР.

 возможности промышленности по реализации современных требований в создаваемых (модернизируемых) СИВ.

Приоритетными задачами инженерного обеспечения действий войск в настоящее время являются:

1. Ускоренное инженерное оборудование оборонительных полос, позиций и районов расположения войск, повышение их защиты от современных средств поражения.

2. Повышение эффективности минно-взрывных заграждений для сковывания маневра войск противника и нанесения ему потерь в живой силе и технике.

3. Достижение скрытности боевой деятельности войск и введение противника в заблуждение в мирное и военное время.

Актуальность этих задач подтверждена практическим опытом инженерного обеспечения боевых действий войск не только у нас в стране, но и за рубежом, в различных географических и климатических регионах планеты.

При планировании и организации выполнения НИОКР по разработке СИВ научно-технический комплекс инженерных войск активно сотрудничает с научными и испытательными организациями и органами военного управления, предприятиями промышленности.

В разработке СИВ принимают участие организации и предприятия практически в каждом регионе России.

Проведенный авторами анализ финансового обеспечения НИОКР в период 2007-2015 гг. показал, что в целом, несмотря на положительные тенденции, финансирование НИОКР в постперестроечный период явно недостаточно для охвата всего спектра СИВ. В результате из 56-ти существующих типов СИВ по 21 направлению работы не ведутся.

Несмотря на существующие трудности, научно-исследовательский и испытательный комплекс инженерных войск продолжает выполнять основную функциональную задачу – организацию разработки новых СИВ и принятие их на вооружение (снабжение) ВС РФ.

Так, в период с 1990 по настоящее время создано и принято на вооружение (снабжение) ВС РФ 165 новых СИВ.

Проведенный анализ состояния СИВ, находящихся в настоящее время в войсках, показал следующее.

1. Войска, в основном, укомплектованы инженерной техникой, разработанной и закупленной в период 1970-1990 г.г.

Производство многих инженерных средств прекращено или осталось за рубежом (Украина, Прибалтика), ремонтных фондов практически не осталось, отечественная промышленность до настоящего времени производство большого количества инженерных средств не освоила, поэтому планового обновления инженерной техники не происходит.

Cрок большинства СИВ, находящихся в эксплуатации, составляет, в среднем 15-20 лет. Наиболее критическое положение сложилось с дорожно-землеройной техникой; танковыми мостоукладчиками и механизированными мостами, инженерными машинами разграждения, установками разминирования, средствами полевого водообеспечения.

Общий ресурс перечисленных средств почти полностью израсходован. По своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) эти средства соответствуют современным требованиям войск только на 50-60%, а по техническому уровню отстают от зарубежных аналогов.

2. Проведенный сравнительный анализ эффективности и технического уровня отечественных СИВ и зарубежных аналогов показывает, что на сегодняшний день, в целом, мы отстаем от наиболее развитых стран (США, Германия, Великобритания), а по отдельным средствам нам удается сохранять паритет за счет научно-технического задела, созданного в 80-90 годы.

Сохраняется паритет с зарубежными образцами по инженерным боеприпасам, средствам фортификации и маскировки.

Наши понтонные парки и средства их моторизации, а так же средства, разработанные и принятые на вооружение за последние 10 лет: инженерные машины разграждения, минные тральщики, средства инженерной разведки, переправочно-десантные средства, превосходят зарубежные образцы.

Однако новые средства в серийном производстве заказываются в единичных экземплярах и в войска поступают в недостаточном количестве. Перспективные СИВ можно увидеть только в единичных экземплярах на площадках показа опытных образцов.

Таким образом, в настоящее время наметилась устойчивая тенденция дефицита современных СИВ.

Причинами такого положения являются следующие:

 недостаточное финансирование НИОКР и серийных закупок;

 слабые возможности предприятий отечественной промышленности.

В результате все это приводит к снижению конкурентоспособности целого ряда видов оборонной продукции по сравнению с импортными аналогами.

При проведении анализа состояния и динамики развития ОПК, выполняющего заказы в интересах инженерных войск ВС РФ, выявлены следующие проблемы:

 фактическая утрата производственных возможностей предприятиями выпускавших и ремонтирующих ранее инженерную технику в связи с изменением форм собственности и производственного профиля, что потребует дополнительного времени по созданию нормативной базы при заключении договоров и ужесточения контроля за выполнением плана предприятиями;

 при планировании объема серийных закупок и ремонта СИВ приходится учитывать проблемы связанные с восстановлением утраченной (оставшейся за пределами Российской Федерации) производственной базы.

Следовательно, система заказов СИВ на предприятиях ОПК должна рассматриваться не только с точки зрения обеспечения ВС РФ современными и перспективными СИВ, но и как основа экономического развития России. Государство должно мотивировать развитие предприятий ОПК как высокотехнологичного сектора российской экономики, а участие в выполнении гособоронзаказа должно стать так же выгодным, как выполнение экспортных контрактов и производство гражданской продукции, иначе оборонный комплекс потеряет военноориентированную направленность. Важно сохранить за оборонно-промышленным комплексом его инновационный характер, а для этого необходимо обеспечить спрос, стимулирующий оборонные предприятия к постоянному развитию их научно-технического и производственно-технологического потенциалов.

Источниками такого спроса сегодня могут служить: Государственная программа вооружения, реализуемая через государственные оборонные заказы, военно-техническое сотрудничество и выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

 

 

Библиографический список

1. Стратегия Национальной безопасности РФ (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683) / Российская газета. 2015. 31 декабря.

2. Военная экономика: учебник / под ред. доктора экономических наук, профессора Хорева В.П.  М.: ВУ, 2014.

 

 

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ENGINEERING EQUIPMENT OF ENGINEERING TROOPS OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

B.L. Skrynchenko, candidate of economic sciences, professor

V.D. Moroz, candidate of historical sciences, associate professor

Military university of the Ministry of defence of the Russian Federation

(Russian, Moscow)

 

Abstract. This article discusses the development of the system of orders of arms of the engineering troops of the armed forces. The analysis of state and prospects of development of armaments of the engineering troops of the armed forces. It is concluded that the system of orders of SIV in the defense enterprises should be considered not only from the point of view of providing the armed forces with modern and advanced CIV, but as a basis of economic development of Russia.

Keywords: a system of procurement of weapons, defense products, army corps of engineers, engineering of weapons, the state program of armaments.