Матвеев Д.М., Лещенко Г.С. Современное состояние долговой нагрузки субъектов РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 39-43.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ СУБЪЕКТОВ РФ

 

Д. М. Матвеев, канд. экон. наук, доцент

Г. С. Лещенко, студент

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация: В работе рассмотрены динамика внутреннего и внешнего долга РФ. Выявлены основные причины и возможные последствия увеличения внутреннего долга страны. Авторами проведен анализ структуры и динамики государственного долга субъектов РФ на примере Новосибирской области и Сибирского федерального округа в целом. Предложены основные мероприятия по оптимизации долговой нагрузки субъектов РФ.

Ключевые слова: государственный долг, РФ, Новосибирская область.

 

 

Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. Обеспечение профицита, легализация доходов населения, выведение теневой экономики из бизнеса – это позволяет органам власти стимулировать дальнейшее развитие отраслей и увеличивать количество социальных программ, повышая благосостояние общества.

В условиях проводимых бюджетных и налоговых реформ в Российской Федерации сложилась ситуация, когда в наиболее сложном положении находятся бюджеты субъектов, большинство из которых несбалансированны и ежегодно увеличивают долговую нагрузку.

Анализ данных показывает, что объем государственного внутреннего долга на 1 января 2014 года составил 5 722,24 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 4 222,42 млрд. рублей (табл. 1). Основной причиной его столь быстрого роста является покрытие дефицита федерального бюджета и реализация политики замещения внешнего долга внутренним., рост которого в анализируемый период был более умеренным. Увеличение внешнего долга, в последние годы обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а также увеличением объемов предоставляемых государственных гарантий в иностранной валюте.

 

 

Таблица 1. Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2009–2014 год

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Всего государственный долг РФ, млрдуб.

2660,73

3230,7

4152,87

5342,95

6519,77

7543,78

К ВВП, %

6,65

6,42

6,58

7,5

8,29

8,45

Государственный внутренний долг РФ, млрд. руб.

1499,82

2049,73

2904,39

4190,55

4977,89

5722,24

К ВВП, %

3,7

3,97

4,4

5,65

5,98

5,99

Государственный внешний долг РФ, млрдуб.

1160,91

1135,97

1212,48

1152,4

1541,88

1821,54

К ВВП,%

2,95

2,45

2,28

1,85

2,31

2,46

 

 

Также, с 2003 г. по 2014 г. наблюдается устойчивый рост совокупного показателя государственного долга по отношению к ВВП страны. Лишь в 2010 г. данная динамика изменялась [1]. Вместе с ростом государственного долга, увеличиваются и затраты на его обслуживание, которые в 2014 г. составили 5 722 млрд. руб.

Более негативная динамика прослеживается в субъектах РФ. Кризис 2009 г. и экономический спад, наблюдаемый в настоящее время, в совокупности с низкой эффективностью использования бюджетных средств ведет к ежегодному росту их долговой нагрузки, который увеличился с 2009 г. по 2014 г. на 4222,42 млрд. руб. Такие темпы существенно опережают рост валового продукта в регионах. Не исключением является и Новосибирская область, долг которой за анализируемый период вырос на 32,6 млрд. руб. (в 11 раз) (рис. 1).

 

 

Рис 1. Динамика государственного долга Новосибирской области, млн. руб.

 

 

Только за январь 2015 г. он Новосибирской области увеличился на 2 млрд. руб. и составил 35,8 млрд. руб. Его большая часть приходится на банковские кредиты, которые предоставляются на льготных условиях, что значительно снижает эффективность функционирования банковского сектора экономики.

В настоящее время сумма долга в области вплотную приблизилась к критической отметке от уровня собственных доходов. Преодоление порогового значения не позволит в дальнейшем региональным властям формировать бюджет со значительным дефицитом, что негативно отразится на темпах их развития и реализации социальных программ.

Рост государственного долга Новосибирской области на фоне общей стагнации российской экономики был предсказуем еще в прошлом году, в связи с увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, таких как: поэтапное повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, индексация выплат социальных пособий, увеличение расходов на выполнение социальных обязательств перед отдельными категориями граждан по улучшению их жилищных условий, а также с передачей в государственную собственность Новосибирской области системы здравоохранения города. Также, можно отметить снижение налоговых поступлений, прежде всего – по налогу на прибыль юридических лиц и акцизов [3].

Доходы бюджета Новосибирской области в 2015 г. составит 100,16 млрд. руб., расходы — 111,33 млрд. руб., дефицит — 11,17 млрд. руб., то есть 10% от доходов. Объем безвозмездных поступлений в казну должен составить 13,34 млрд. руб. [2].

Текущая структура бюджетных поступлений в Новосибирской области представлена на рис. 2, из которой можно сделать вывод, что основными источниками являются налоги на доходы физических и юридических лиц, которые составляют 56% от общего уровня доходов бюджета.

 

 

Рис. 2. Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Новосибирской области в 2015г.

 

 

Похожая ситуация характерна и для других регионов России. Их общий долг на 1 января 2015 года составляет 2,05 трлн. руб., прирост за год составил 17,9%. В 2013 году государственный долг вырос на 28,6%, в 2012 и 2011 гг. прирост был менее существенным 15,6% и 7% соответственно. В 2014 года у 35 субъектов объем госдолга уже превысил 50% доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

 

 

Таблица 2. Рейтинг субъектов РФ по объему государственного долга.

Место в рейтинге среди субъектов РФ

Субъект СФО

Уровень долговой нагрузки от уровня доходов, %

Госдолг на 1.01.2015, млрд. руб.

Изменение госдолга к 2014г., %

5

Алтайский край

10

2,039

+40

11

Иркутская область

14,4

11,767

+274

25

Новосибирская область

46,4

35,828

+46

26

Республика Бурятия

49

8,495

+51

31

Томская область

46,4

19,853

+36

35

Республика Тыва

56,7

2,014

-8

40

Красноярский край

59,8

68,739

+69,4

47

Кемеровская область

68,7

50,814

+22

51

Омская область

71,7

36,578

+23

59

Республика Алтай

80

2,048

+6

62

Республика Хакасия

85,7

10,854

+29

65

Забайкальский край

87,9

19,993

+35

 

 

При ранжировании субъектов РФ по отношению объема государственного долга к собственным доходам бюджета, Новосибирская область входит в число территорий с уровнем данного показателя ниже среднего значения, который составляет 46,4%.

В структуре государственного долга Новосибирской области (рис. 2) наибольшую долю составляют кредиты, полученные от кредитных организаций (более 50 %). Основным кредитором Новосибирской области является ОАО «Сбербанк России», доля которого в общей величине субфедеральной задолженности составляет 50,7 %.

 

 

Рис. 2. Структура государственного долга Новосибирской области по состоянию на 01.01.2014 г.

 

 

Долг по ценным бумагам составляет 12 млрд. руб. Срок погашения 5 млрд. истекает в ноябре 2018 года, еще 7 млрд. руб. – в октябре 2019. Есть долг у области и перед Министерством финансов РФ, его размер составляет 9,19 млрд. руб., из которых 1,5 млрд. руб. подлежит возврату в 2015 году.

В целях недопущения опасного увеличения долговой нагрузки регионов можно предположить следующие мероприятия:

1. Поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности региона.

2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизация стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.

4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежания начисления штрафов за просрочки.

5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.

6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Решение проблемы сбалансированности бюджетов субъектов РФ позволит добиться эффективного исполнения данных бюджетов, снизить размер их дефицита, минимизировать уровень государственного долга.

 

Библиографический список

1. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона / монография / С.А. Шелковников ; М-во сельского хоз-ва РФ, Новосибирский гос. аграрный ун-т. Новосибирск, 2010.

2. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Государственный долг Российской Федерации. — Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2014. — Режим доступа: http://www.minfin.ru

3. Matveev D.M. Сurrent state of production and finance development of scientific and technological progress in agriculture/European researcher. 2014. — 8-2 (81). — С. 1532-1545.

 

 

CURRENT STATUS OF SUBJECTS RUSSIAN DEBT BURDEN

 

DМ Matveev,

GS Leshсhenko, student

Novosibirsk State Agrarian University

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract: The dynamics of internal and external debt of the Russian Federation. The basic causes and possible consequences of increasing domestic debt. The authors analyzed the structure and dynamics of the public debt of subjects of the Russian Federation on an example of the Novosibirsk region and Siberian Federal District as a whole. The basic measures to optimize the debt burden of the RF subjects.

Keywords: public debt of the Russian Federation, Novosibirsk region.