Осипова А.С. Современная система образования в России: анализ состояния, проблемы и пути решения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 132-135.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

А.С. Осипова, студент

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(Россия, г. Орел)

 

Аннотация. Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Оно является одной из важнейших сфер социальной жизни, от которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. В статье дан анализ современной системы образования России. Выделены основные проблемы, связанные с реформированием данной системы, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: система образования, проблемы образования, государственные программы, образовательные реформы, модернизация системы образования.

 

 

Образование является неотъемлемой частью современного общества. Именно от качества образования зависит наше благополучие и будущее в целом. На замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. Данные реформы обусловлены следующими моментами, препятствующими развитию системы образования в современных условиях.

Во-первых, сегодняшние теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Так, по данным социологического опроса 20132014 годов, лишь 18% удовлетворены полученным знаниями и могут их уверенно применять [5]. Это объясняется плохой практической подготовкой, слабой связью между преподаваемым теоретическим материалом и практикой и устаревшей системой образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Во-вторых, это коррупция. Коррупция в российской системе образования многоликое и многоуровневое явление, которое начинается с родительских собраний в школах, а заканчивается продажей поддельных дипломов. По данным ЮНЕСКО, сумма взяток лишь в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 млн долл. [3] Против коррупции принято много законов, однако оценить их эффективность пока не удается.

В-третьих, низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Так, 54% респондентов, опрошенных ВЦИОМ в мае 2015 года, заявили о том, что полученных в школе знаний недостаточно для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ [1].

В-четвертых, постоянное недофинансирование учебных заведений, что негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования и на престиж профессий. По данным Росстата, заработная плата преподавателей на 2014 год составила 31 509 руб., но следует учесть, что это средняя заработная плата по всей России и далеко не у всех преподавателей она такая и есть [6].

В-пятых, проводимые образовательные реформы. Так, в старших классах учеников не обучают, а «натаскивают» на ЕГЭ. В результате абитуриенты приходят в ВУЗ с высокими баллами ЕГЭ, но глубина и качество их знаний не показывают положительных результатов. Сегодняшний контингент учащихся нацелен на считывание информации. Как след­ствие неумение ее использовать при решении производственных и социальных задач. Необ­ходимо переориентировать учебный процесс на осмысление и исследование.

Таким образом, проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, приумножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Однако в России реализуется ряд перспективных программ и проектов, которые направлены на улучшение российского образования. Одним из таких проектов является «5-100» [5]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов [2]. Реализация проекта «5-100» позволит продвинуться в модернизации системы высшего образования, научных исследований и разработок, в том числе появится возможность тиражировать значимые эффекты от проекта на всю систему высшего образования в целом. В соответствии с постановлением отбор вузов на получение государственной поддержки осуществляется на конкурсной основе. Участниками конкурса могут быть образовательные организации высшего образования (за исключением казенных учреждений) любой ведомственной принадлежности и географического положения, соответствующие утвержденному Минобрнауки России перечню к отбору вузов.

Следующий проект называется «Бюджет для граждан» [4]. Он подготовлен во исполнение решений Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение эффективности взаимодействия граждан и федеральных органов исполнительной власти. Проект представляет собой электронную брошюру, включающую наборы слайдов по направлениям деятельности и ключевым проектам Минобрнауки России, в основном в части вопросов финансирования мероприятий в сфере образования и науки. В каждом разделе брошюры отражены информация о расходах федерального и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере образования и науки, актуальные статистические данные, иная информация, которая может представлять интерес для граждан по соответствующим вопросам, включая информацию об изменениях в системе образования и науки, произошедших в 20132015 годах в связи с принятием новых федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации. Проект сформирован в доступной и понятной для граждан форме, что должно способствовать повышению открытости деятельности органов исполнительной власти в сферах образования и науки, в том числе Минобрнауки России, и информированности граждан об этой деятельности.

Одной из важнейших задач для современной России является сохранение и укрепление конкурентоспособного кадрового капитала страны. Именно поэтому Минобрнауки России была разработана Программа «Глобальное образование», которая предполагает ряд мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы и создание условий для их возвращения в Россию по окончании обучения [4]. Программой предусматривается бесплатное обучение российских граждан в ведущих зарубежных университетах по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. Одно из важных условий получения гранта на обучение в ведущих зарубежных университетах – трудоустройство после обучения на российских предприятиях и осуществление трудовой деятельности не менее 3 лет. Цель проекта сохранение и приумножение научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также поддержка граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации, и их последующее трудоустройство.

«Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ Российской Федерации» реализация комплекса мер, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, интеграция науки и образования [4]. Цель проекта развитие системы эффективного воспроизводства кадрового потенциала в сфере образования и науки, улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров, усиление государственной поддержки научной молодежи, гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ. Общий объем финансирования стипендий составляет 240 млн руб. ежегодно. Гранты Правительства РФ выделяются на конкурсной основе. Начиная с 2013 года гранты Правительства Российской Федерации выделяются в размере до 90 млн рублей каждый на проведение научных исследований в течение 3 лет с возможным продлением проведения научного исследования на 2 года. При этом необходимым условием предоставления грантов является привлечение российскими вузами и научными организациями внебюджетных средств для проведения научных исследований в размере не менее 25% размера гранта Правительства Российской Федерации.

«Поддержка талантливой молодежи» система выявления и поддержки молодых талантов формируется как совокупность программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни [4]. Для поддержки талантливых детей и молодежи ежегодно Министерством определяются 5350 юных талантов во всех регионах России. В соответствии с Указом Президента России 1250 ребят победители российских и призеры международных олимпиад получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 человек победители региональных и призеры российских олимпиад получают премии по 30 тыс. руб. Часть лауреатов премии отбирается федеральным центром из числа призеров международных и победителей всероссийских олимпиад среди школьников, учащихся профобразования, студентов, а также из числа победителей и призеров общероссийских мероприятий с молодежью, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями. Вторая часть лауреатов премии талантливой молодежи определяется субъектами Российской Федерации. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодежи в возрасте 1425 лет. По результатам региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяются 1600 человек на присуждение премии. В соответствии с правилами присуждения премий талантливой молодежи отбор кандидатов второй группы производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; любительский спорт.

Таким образом, в российском образовании определенно есть проблемы и недостатки, но необходимо заметить, что наше правительство активно пытается их решить. Создается множество программ, предлагаются пути решения тех или иных проблем, но с нашей сторонысо стороны обществадолжна быть обратная связь. Мы должны активно пользоваться данными программами, возможно, предлагать более новые и усовершенствованные методы, связанные с модернизацией образования, замечать не только недостатки, но и ту грандиозную работу, которая ежедневно проделывается высшим руководством. А также наша задача помогать искоренять проблемы современного российского образования изнутри. Ведь его непосредственные участники это мы.

 

 

Библиографический список

1. Данные опроса ВЦИОМ: [сайт]. URL http://wciom.ru/news/press_relea-ses/ (дата обращения 14.05.2016).

2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599: [сайт]. URL http://base.garant.ru/70170946/ (дата обращения 15.05.2016).

3. Образование XXI века: [сайт]. URL http://ru.unesco.org/ (дата обращения 14.05.2016).

4. Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации [сайт]. URL http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 15.05.2016).

5. СОЦОПРОС.RU: [сайт]. URL http://www.sotsopros.ru/polls/education/poll_146.html (дата обращения 14.05.2016).

6. Уровень средней заработной платы работников по категориям в организациях государственной и муниципальной форм собственности по отношению к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации: [сайт]. URL http://www.gks.ru/free_doc/new_site/PublishOTKR_9/index.html (дата обращения 14.05.2016).

 

 

MODERN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION: STATE ANALYSIS, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

 

A.S. Osipova , student

Orel state university named after I. S. Turgenev

(Russia, Orel)

 

Abstract. The education is a process and a result of person’s participating in knowledge about the world, values, experience, which was accumulated by previous generation. It is one of the most important spheres of social life, which effects on intellectual, cultural and moral social state. An article represents an analysis of Russian education system. It points the main problems, which are connected with this system reformation, and offers ways of their solutions.

Key words: an educational system, educational problems, government programs, an educational reformation, educational system modernization.