Саидов Санжар Шавкатович

Саидов С.Ш. Социально-экономические факторы, воздействующие на доступность образования в Узбекистане / С.Ш. Саидов, З. Каримов, С. Исмоилов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №3. — С. 58-61.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

С.Ш. Саидов, политолог

З. Каримов, старший преподаватель

С. Исмоилов, студент

Ургенчский государственный университет

(Узбекистан, г. Ургенч)

 

Аннотация. В данной статье дается анализ образовательной системы Узбекистана. Освещаются в научном формате факторы, влияющие на доступность образования в Узбекистане. Анализируется общие контуры проблемы в сфере социальной политики государства. В статье утверждается, что доступность образования является неотъемлемой частью защиты прав и свобод человека, формирования демократического общества.

Ключевые слова: экономический фактор, государственная программа, система образования, социальные права граждан.

 

Для Узбекистана, страны с почти 60 % населения в возрасте до 25 лет, политика в области образования имеет особое значение. Правовые положения, регулирующие взаимоотношения в сфере образования детально освещены в международных нормах. Например, Всеобщая Декларация прав человека гласит, что каждый человек имеет право на образование.[1] Более конкретно международные обязательства государства описаны в Международном Пакте о гражданских и политических правах.[2] В дополнении к международным обязательствам государства по улучшению системы и содержания образования, принятию соответствующих мер для искоренения дискриминации в области обучения и образования,[3] также закреплено международное положение о государственной поддержке в создании частных образовательных учреждений, которые работали бы, соблюдая минимальные стандарты, установленные государством. Конвенция по правам ребенка отдельно рассматривает вопросы обеспечения прав детей, включая и право на образование, и устанавливает международное обязательство государства по соблюдению положений Конвенции.[4]

 

Схема национальной системы образования в Узбекистане:[5]

Возраст

Наименование учебного заведения

Уровень образования

 

29-31 +

 

Докторантура

(срок обучения не менее 3-х лет)

Послевузовское образование

 

 

 

20-25

 

Профессиональные программы высшего образования

(медицина, срок обучения не менее 12 лет)

 

 

Магистратура

(не менее 2-х лет)

 

 

 

 

Высшее

образование

Программы общего высшего образования

(бакалавриат, не менее 4-х лет)

 

17-19

Академический лицей

(срок обучения 3 года)

 

Профессиональный колледж

(срок обучения 3 года)

Среднее специальное, профессиональное образование

 

12-16

 

8-11

Общая средняя школа

(срок обучения 5 лет)

 

Общее среднее образование

Начальная средняя школа

(срок обучения 4 года)

4-7

 

2-4

II ступень

 

Дошкольное

образование

I ступень

 

                   —  Обязательное обучение                            —  Добровольное обучение          

 

Правительство Узбекистана присоединилось к Международным Пактам в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав в 1995 году. B 1992 году страна присоединилась к Конвенции по правам ребенка. Таким образом, правительство Узбекистана признало свое международное обязательство защищать и продвигать права и свободы, закрепленные в вышеназванных международных документах, включая право на образование и недопущение дискриминации в сфере образования.

Узбекистан преодолел порог всеобщей грамотности, однако ему предстоит обеспечить полноценный доступ к образованию, повысить качество обучения и сформировать систему образования, соответствующую современным экономическим, социальным и политическим требованиям.

Узбекистану удалось сохранить впечатляющие достижения в сфере образования. По официальным данным, более 6 миллионов детей обучаются в школах и более полутора миллионов воспитываются в дошкольных учреждениях. Тем не менее, как и в других социальных сферах, сектор образования переживает трудности переходного периода.

Главные проблемы возникают на более поздних этапах факультативного обучения, средне специального, профессионального и высшего образования. Остро ощущается неравенство между мужчинами и женщинами. Более того, исследования Министерства Народного образования Узбекистана указывают на отчетливую тенденцию неравного доступа к образованию между сельским и городским населением.

Советская модель образования, делавшая упор на большое число обязательных предметов общего профиля в сфере базового образования и углубленные изучение предметов в техникумах и высших учебных заведениях не может больше восприниматься в качестве адекватной и гибкой системы при формирующейся рыночной экономике. Старая система образования, которая ставила во главу угла учебную программу, основанную на централизованном внимании к персоне преподавателя и традиционные методы педагогики. Основной упор делался на повторении и запоминании обучаемым того фактического знания, который передавался преподавателем. Данная модель сейчас воспринимается, как неподходящая для современных методик образования и обучения.

Дошкольное образование

С первых лет независимости контингент дошкольных учреждений (дети в возрасте от 3 до 6 лет) планомерно сокращался. В 1991-1992 гг. дошкольные учреждения посещало 1349400 детей, а в 1998 году 681200. Согласно данным независимых экспертов лишь 20% детей дошкольного возраста посещало детские сады и ясли в 2000 году. Этот показатель стараниями правительства по созданию частных дошкольных учреждений вырос в 2002 году до 27,4 %. [6]

Экономические трудности в начале 90-х годов прошлого столетия отразились на закрытии дошкольных учреждений принадлежавших различным ведомствам.

Начальное и общее среднее образование

Конституция Узбекистана от 1992 года гарантирует бесплатный, равный и обязательный доступ к начальному и общему среднему образованию для каждого человека. Согласно официальным данным почти все население охвачено системой образования.

Официальная статистика утверждает, что начальным и общим средним образованием охвачено почти 100% населения соответствующего возраста. У независимых информационных источников иное мнение. Например, в 2001-2002 учебном году в начальных классах (с 1 по 4-ый классы) обучалось 78% детей. Тогда же, в общеобразовательных классах (с 5 по 9-ый классы) обучалось 94% детей в возрасте от 12 до 16 лет (100% юноши и 88% девушки).[7]

Количество детей, бросающих школу, растет. Эта тенденция имеет особое значение для сельской местности, где данная проблема частично может быть связана с прямыми экономическими трудностями с обеспечением прямых и непрямых расходов обучения ребенка в школе. Следует отметить, что большинство дошкольных учреждений образования и факультативные центры/курсы образования либо находились при рабочих и производственных коллективах, либо поддерживались прямо из государственного бюджета. Со временем, большинство этих учреждений не стало.

Дети с ограниченными возможностями

В Узбекистане около 3500 детей воспитываются в детских домах и интернатах (всего 31 учреждение) и 22000 детей с ограниченными возможностями, которые распределены между 80 учреждениями специального назначения.[8] К сожалению, приходится констатировать, что многие дети с ограниченными возможностями, особенно в сельских районах, не имеют статуса инвалидности. Таким образом, часть детей с ограниченными возможностями остаются неохваченными школьным образованием.

Доступ к образованию для национальных и этнических меньшинств

Демократическое государство должно обеспечить национальным меньшинствам доступ к образованию. Правительство Узбекистана пытается выполнить свои обязательства и предоставить базовое образование на семи языках (русский, казахский, таджикский, каракалпакский, туркменский, киргизский) включая и узбекский. В настоящее время около 17% школ в Узбекистане либо полностью, либо частично проводят свои занятия на языках национальных меньшинств.[9] На долю рассматриваемых школ приходится примерно 15% от общего числа школьников в стране.

Школы, с преподаванием на языке нацменьшинств, испытывают острую потребность в учебниках и квалифицированных педагогах. Дальнейшее обучение выпускников таких школ, за исключением русских и каракалпаков, сопряжено с серьезными трудностями, так как высшее образование ведется преимущественно на узбекском, русском и каракалпакском языках.

Заключение

Из беглого анализа напрашивается вывод о том, что национальная система образования испытывает в настоящее время некоторые трудности и нуждается в реорганизации и пересмотре существующей финансовой поддержки со стороны государства. На наш взгляд, правительству следует предпринять ряд мер направленных на создание прозрачной и доступной для всех категорий населения, современной системы образования, отвечающей требованиям рынка. Это соответствует как политическим, так и экономическим интересам страны, т.к. только самодостаточные и образованные граждане способны обеспечить будущее грядущему поколению.

 

Библиографический список

1. Доклад «Система образования Узбекистана (реформа в цифрах и фактах) проекта АБР / ЮНЕСКО ТА № 2947-УЗБ «Мониторинг реализации образовательных реформ».

2. Silova et al., «Education and the Crisis of Social Cohesion in Azerbaijan and Central Asia», Сomparative Education Review 51/2, 2007.

3. Отчет по Узбекистану ПРООН на: http://www.undp.uz/sections/files/51/CCA-UZB.PDF 

4. World Bank, «Uzbekistan Living Standards Assessment», vol. II, May 2003, p. 93.

 

 

SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING ACCESS TO EDUCATION IN UZBEKISTAN

Abstract This article provides an analysis of the educational system of Uzbekistan. Highlights in scientific format factors affecting the availability of education in Uzbekistan. Analyzed General outline of the problems in the sphere of social policy. The article argues that the availability of education is an integral part of protecting the rights and freedoms of the individual, the formation of a democratic society.

Keywords: economic factor, state program, education system, social rights of citizens.

 

 


[1] Ст. 26 ВДПЧ

[2] Ст. 13 МПГПП

[3] Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), ст. 13

[4] Конвенция по правам ребенка, (ст.ст. 28 и 29)

[5] Доклад «Система образования Узбекистана (реформа в цифрах и фактах) проекта АБР / ЮНЕСКО ТА № 2947-УЗБ «Мониторинг реализации образовательных реформ». 

[6] Официальный отчет Министерства Народного Образования (2002 г.)

[7] Отчет Азиатского Банка Развития (2002 г.)

[8] Отчеты Министерства Народного образования и ЮНИСЕФ (2002 г.)

[9] Согласно статистике Министерства Народного образования Узбекистана, в 91.7 % общеобразовательных школ обучение ведется на узбекском языке, в 3.1 %  – на казахском, в 3 %  – на каракалпакском, в 1.8 %  – на таджикском, в 1.2 %  – на русском; в 0.4 %  – на туркменском и 0.3 % – на киргизском языках.