Амирдинова, М. Т. Система тарифов на воду в условиях рыночной экономики / М. Т. Амирдинова, Н. Н. Каландарова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 11-14.

СИСТЕМА ТАРИФОВ НА ВОДУ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

М.Т. Амирдинова, старший преподаватель

Н.Н. Каландарова, старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В данной работе представлены основные теоретические и практические аспекты тарифообразования в монопольных предприятиях сферы ЖКХ. Основное внимание уделено рассмотрению системы тарифов на воду в условиях рыночной экономики. В рамках данного исследования, авторами определены основные недостатки существующей системы тарификации и предложен ряд направлений по её совершенствованию.

Ключевые слова: тарифы на воду, водоснабжения, установление тарифов, тариф «по объекту», тариф «по диаметру», расчет тарифа.

 

 

Тарифы на воду представляют собой цену за услуги водоснабжения. В отличие от налогов и других общественных доходов, услуги водоснабжения включают поставку продукции.

Услуги водоснабжения предоставляются единственным предприятием-монополистом, в то же время вода является важнейшим продуктом в повседневной жизни человека. По этим причинам тарифы на воду устанавливаются поставщиком в одностороннем порядке. Такие условия устраивают водопользователей, так как расчёт тарифов и их обоснование находятся под государственным котролем.

Для соблюдения должного обслуживания и приемлемых тарифов, путем общественного контроля, необходимо обеспечить следующие критерии:

 Соответствие: уровень запланированного дохода от сбора оплаты за воду должен быть соответствующим.

 Справедливость: тарифы на воду долны обеспечивать справедливые затраты для всех пользователей.

 Ясность: тарифы на воду, рассчитанные для каждого пользователя, должны быть ясно представлены соответствующими цифрами и опубликованы.

 Стабильность: тарифы на воду должны стабильно держаться в течение определенного периода.

Установление тарифов – это процесс фиксации тарифов на воду по соответствующим правилам. Это процесс состоит из двух важных этапов. Первый этап определяет уровень тарифов. Второй этап устанавливает систему тарифов. Существует два направления в отношении определения уровня и системы тарифов на воду: на основе затрат и стандарта платежеспособности или потребительной стоимости.

При определении на основе затрат, тарифы на воду должны устанавливаться с учетом стоимости производства и доставки услуг водоснабжения. Таким образом, уровень тарифов на воду должен устанавливаться на основе составляющих затрат, и система тарифов определяется с учетом индивидуальных затрат, соответствующих спросу на услуги водоснабжения.

С другой стороны, при определении уровня тарифов на основе стандарта платежеспособности или потребительной стоимости, тарифы на воду должны основываться на платежеспособности пользователей или потребительной стоимости.

Если уровень тарифов определяется на основе платежеспособности пользователей или потребительной стоимости, независимо от затрат, тарифы могут подняться выше уровня затрат или сократиться ниже их уровня.

Период расчета тарифов должен быть как можно короче для обеспечения справедливого распределения затрат среди пользователей и правильного расчета основных затрат. С другой стороны, тарифы на воду влияют на повседневную жизнь людей, и значительные колебания тарифов могут вызвать социально-экономические сбои. Поэтому тарифы на воду должны держаться на стабильном уровне в течение значительного периода.

Общие затраты представляют собой сумму дохода в течение периода расчета тарифов и должны рассчитываться на основе затрат. В этом случае затраты включают не только текущие, но и капитальные затраты.

Текущие затраты – это затраты, связанные с эксплуатацией существующих водопроводных сооружений. Они включают затраты, начиная с забора сырой воды, до передачи и распределения воды, а также административные расходы, включая затраты на содержание персонала, затраты на реактивы, электроэнергию, ремонт, амортизацию и т.д.

Капитальные затраты – для сохранения высокого уровня обслуживания необходимо поддерживать реальный капитал, т.е. водопроводные сооружения в хорошем состоянии. Капитальные затраты включают выплату процентов и расходы по эксплуатации, погашение облигаций предприятия и недостающую амортизацию.

Имеется две системы тарифов на воду, в соответствии с тем, базируются ли тарифы на фактическом потреблении воды, т.е. на системе единого тарифа, и системе тарифов по показаниям водомеров.

Система единого тарифа определяет тарифы на воду на основе нормативов, независимо от фактического потребления воды.

Система тарифов на основе показаний водомеров предполагает установку водомеров у каждого пользователя, и тарифы на воду рассчитываются по объему потребляемой воды на основе показаний водомеров. Эта система подразделяется далее на системы оплаты «по объекту» и «по диаметру».

При системе тарифа «по объекту» более высокие тарифы применяются к категориям пользователей с большей платежеспособностью, а также по социальным или политическим соображениям. С другой стороны, население в целом, пользователи воды из общих водозаборов, общественные бани и другие объекты общественного назначения платят за водопользование по более низким тарифам. Таким образом, эта система может рассматриваться как основанная на социальном подходе.

Система тарифа «по объекту» классифицирует пользователей по нескольким категориям по целям водопотребления, без учета производственных затрат, и дифференцированные тарифы применяются к пользователям в зависимости от типа водопользования. Поскольку такая система допускает тарификацию по политическим соображениям, наблюдается недостаток рациональности и имеется некоторая произвольность в классификации типов водопользования и дифференцировании тарифов на воду.

Система тарифа «по диаметру» направлена на устранение политических факторов и произвольности, а также придание процессу установки тарифов большей объективности и научности. Это основано на сумме затрат и на принципе индивидуальных затрат или принципе получаемой пользы. При этой системе считается, что тарифы на воду должны быть одинаковыми для пользователей, независимо от их социального статуса и рода занятий. И если устанавливается разница в тарифах она должна быть пропорциональна разнице в затратах на водоснабжение и уровне получаемой пользы.

Действующая тарифная таблица пересматривается один-два раза в год на основе фактических затрат, поэтому тарифы увеличиваются один или два раза в год. Мы полагаем, что тарифная таблица должна быть разработана на период более одного года с учетом стабильности тарифов на коммунальные услуги.

 

Таблица 1. Тарифы для населения города Ташкента с 21.07.2017

В квартирах (с централизованной системой горячего водоснабжения и канализацией):

по счетчику за 1 м3 — 500 сум 00 тийин

— за 1 чел в месяц — 5 459 сум 85 тийин (с 1 июля по 31 июля)

— за 1 чел в месяц — 5 972 сум 31 тийин (с 1 августа)

В домах частного сектора (со всеми удобствами):

— по счетчику за 1 м3 (с канализацией) — 345 сум 00 тийин

— по счетчику за 1 м3 (без канализации) — 190 сум 00 тийин

— за 1 чел в месяц (с канализацией) — 4 878 сум 06 тийин (с 1 июля по 31 июля)

— за 1 чел в месяц (с канализацией) — 5 206 сум 12 тийин (с 1 августа)

В неканализованных домах с забором из уличных колонок (кранов):

— за 1 чел в месяц — 418 сум 22 тийин (с 1 июля по 31 июля)

— за 1 чел в месяц — 424 сум 77 тийин (с 1 августа)

 

 

Необходимо, чтобы пользователи имели стимулы для экономии водопотребления. Это означает, что абоненты, потребляющие больший объем воды, чем предусматривает стандартный уровень, должны платить по тарифам, включающим определенный штраф, что может стимулировать их к экономии воды.

Поскольку водоснабжения относится к системе коммунального обслуживания, размер тарифов на воду должен устанавливаться с учетом уровня доходов населения. В целях социальной защиты в настоящее время тариф для населения ниже, чем себестоимость единицы (все текущие затраты / объем поставляемой воды).

В результате изучения мирового опыта в области водоснабжения, мы отметили дополнительные характерные тенденции в странах, где применяются тарифные сетки, основанные на показаниях приборов учета.

1. Почти во всех странах, использующих тарифные сетки, основанные на показаниях приборов учета, существует разница между уровнем тарифов для населения по сравнению с прочими пользователями. Разница исчезает, когда потребление воды превышает 50 м3 в месяц. Это означает, что при обычном потреблении воды уровень тарифа для населения сохраняется ниже, чем для прочих пользователей. Однако если население начинает потреблять чрезмерное количество воды, оно, в качестве штрафа, должно платить по более высокому тарифу. Другими словами, тарифные ставки постепенно становятся выше с увеличением расхода воды. В случае, когда он меньше чем 10 м3 в месяц, почти все страны используют фиксированную тарифную ставку в качестве базовой оплаты.

2. В настоящее время население должно приобретать прибора учета воды за свой счет. Некоторые страны вместо обязанности приобретения приборов учета с пользователей взимается арендная плата или плата за их эксплуатационные расходы.

Настоящие проблемы потребителей описаны ниже:

 Несмотря на огромные утечки воды в квартирах и домах, люди не устраняют их, так как большинство из них не используют систему оплаты по показаниям водомеров и плата за воду очень низкая.

 Люди тратят воду впустую из-за низких тарифов и отсутствия водомеров.

 Люди не замечают важность проблемы воды утечки и траты воды.

Предполагаемые контрмеры для решения проблем в отношении потребителей воды описаны ниже:

 Должна быть четко обеспечена установка водомеров.

 Должны строго контролироваться ремонт протекающего оборудования и труб.

 Должны быть подготовлены соглашения о займе на ремонтные работы.

 Должны быть установлены критерии для выбора соответствующих водомеров и приспособлений, метода и места их установки.

 Пластиковые трубы надо использовать для трубопроводов в домах.

 Надо ввести систему дисциплинирующего тарифа.

 Должна проводиться просветительская работа по экономии воды Водоканалом.

 

Библиографический список

1. Закон Республики Узбекистан “О воде и водопользовании”. 6 май 1993 г.

2. www.agro.uz

3. www.edu.uz

4. www.ziyonet.uz

 

 

SYSTEM OF TARIFFS FOR WATER IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

 

M.T. Amirdinova, senior lecturer

N.N. Kalandarova, senior lecturer

Tashkent financial institute

(Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract. In this paper, the main theoretical and practical aspects of tariff formation in monopoly enterprises in the sphere of housing and communal services are presented. The main attention is paid to the consideration of the tariff system for water in a market economy. In the framework of this study, the authors identified the main shortcomings of the existing charging system and proposed a number of directions for its improvement.

Keywords: tariffs for water, water supply, tariff setting, «on-site» tariff, «diameter» tariff, tariff calculation.