Новоселова Т.Н. Синергетика: новые ориентиры финансовой политики // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №6. – С. 46-48.

СИНЕРГЕТИКА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Т.Н. Новоселова, аспирант

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

 

Аннотация. В статье рассмотрены причины финансового кризиса с точки зрения синергетики: неустойчивость как стимул развития экономики. Автор полагает, что основой формируемой системы является конкретный человек. Для эффективного прохождения стадии трансформации необходимо своевременное изменение финансовой системы как системы, обеспечивающей процесс перехода. Рассмотрена практика новых подходов в формировании финансовой политики государства. Предложено в качестве аттрактора рассмотреть финансовую политику муниципального уровня.

Ключевые слова: финансовая политика, синергетика, уровень благосостояния населения, муниципалитет.

 

 

Очередной глобальный экономический кризис отразился в различной степени на экономике всех государств. Задача ученых экономистов найти пути выхода из ситуации неопределенности, порожденной кризисом. В поиске решений многие из них обращаются к синергетической парадигме.

Синергетика принимает в качестве основы положение, что окружающий нас мир – это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся сложная система, состоящая из не менее сложных самоорганизующихся и саморазвивающихся и взаимосвязанных подсистем. С позиции синергетики развитие социально-экономических систем происходит следующим образом: стабильное состояние сменяется неустойчивым, а затем вновь возникает устойчивость до определенного времени. В результате неустойчивость является стимулом к развитию [1].

Основой современной социально-экономической системы, формируемой в результате кризиса, является удовлетворение потребностей конкретного человека. Переход от массового производства к индивидуальному создает условия для достижения оптимального равновесия: максимальной эффективности производства, финансового результата, с одной стороны, и максимального удовлетворения запросов потребителей, с другой.

Процесс трансформации социально-экономической системы, как процесс воспроизводства, обслуживается финансовой системой. Поэтому, для эффективного прохождения переходной стадии необходимо своевременное изменение финансовой системы. Действительно, основная задача финансовой системыобеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и по возможности максимальное расширение.

Несвоевременная реакция финансовых структур на происходящие изменения или неверный выбор направления измененийаттрактора, с точки зрения синергетики, могут не только углубить кризисные явления, но и привести к разрушению экономической системы.

В финансовой системе направления изменений определяются финансовой политикой. Синергетическая парадигма выводит на первый план благосостояние населения.

Современная финансовая политика Российской Федерации, являясь частью социально-экономической политики государства, направлена на финансовое обеспечение выполнения социально-экономических планов страны, имеющих целью рост качества жизни населения [2, с. 13].

Мировое сообщество пришло к осознанию того, что жизнь – это гораздо больше, чем цифры ВВП и экономической статистики. Например, в Королевстве Бутан правительство не считает ВВП измерителем экономики, как принято во всем мире. Главный показатель развития страныВаловое Национальное Счастье, которое измеряется качеством жизни, которое состоит из моральных и психологических ценностей. Это понятие введено королем государства в 1972 г. Экономику страны, измеряемую «Валовым национальным счастьем» планируют на 5 лет. Прогресс в ее развитии осуществляют медленно, чтобы не разрушить основные ценности — семью, культуру, религию и природу [3].

По примеру Бутана в 2011 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были выделены основные показатели благосостояния населения: здоровье, образование, уровень доходов, занятость, общий уровень удовлетворенности жизнью и ряд других. Для получения данных по этим показателям созданы специальные интерактивные программы «Индекс лучшей жизни» и «Как жизнь».

Россия является участником этой программы. Благосостояние населения нашей страны исследуется так же, как и остальных стран-участниц ОЭСР. Последние результаты исследований показывают, что уровень благосостояния в Российской Федерации ниже, чем средние показатели по странам ОЭСР. Следует отметить, что в последнее десятилетие уровень жизни россиян значительно возрос.

Россия показывает результаты выше среднего по уровню баланса работы и отдыха, но ниже среднего по субъективному благополучию, доходам и благосостоянию, личной безопасности, качеству окружающей среды, жилищным условиям, гражданской активности и уровню здоровья.

Несмотря на то, что счастье нельзя купить, деньги являются важным средством достижения более высокого уровня жизни. В Российской Федерации чистый семейный скорректированный доход после уплаты налогов на душу населения в 2015 году в среднем составляет 19292 доллара США в год, что меньше, чем в среднем по ОЭСР (25908 долларов США в год) [4].

Показатель чистого финансового благосостояния семьи на душу населения также значительно ниже, чем в среднем по ОЭСР (67139 долларов США). В идеалепри определении благосостояния семьи необходимо также учитывать недвижимое имущество (например, землю и дома), однако такая информация в настоящее время доступна лишь в немногих странах ОЭСР, и при подсчете данного показателя она не была учтена. В то же время имеется значительная разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения – доход 20 % наиболее обеспеченной части общества почти в восемь раз превышает доход 20 % самых бедных его представителей [4].

Для достижения Россией общего уровня стран ОСЭР по благосостоянию населения, которое выражается в удовлетворенности жизнью необходимо внести изменения в финансовую политику. В частности, в сфере муниципальных финансов.

Задача финансовой политики на местном уровнемобилизовать посредством всех имеющихся в распоряжении финансов инструментов ресурсы местного сообщества для эффективного перераспределения и использования. Так как муниципалитеты представляют собой уровень власти, непосредственно контактирующий с населением и имеющий возможность максимально эффективно удовлетворять потребности конкретного местного сообщества, именно они и их финансовая политика должны стать центром внимания со стороны государства, ориентиром в реализации государственной политики в период кризиса.

Таким образом, можно сделать вывод, что глобальный кризис является проявлением нового качественного изменения общества в целом. Для эффективного прохождения стадии трансформации необходимо адекватное изменение финансовой системы. С точки зрения синергетики, жизнь – это гораздо больше, чем цифры ВВП и экономической статистики. Стратегической целью финансовой политики становится организация системы финансов, направленной на повышение уровня жизни населения в целом и конкретного человека в частности.

Уровень жизни населения, его удовлетворенность, являются основными показателями, определяющими источники формирования, направления и структуру использования финансовых ресурсов, развитие производства.

Российская Федерация по данному показателю не достигла среднего значения по странам ОЭСР. Для улучшения положения центром внимания со стороны государства, его финансовой политики должны стать муниципалитеты. Местные органы власти могут оперативно выявлять потребности конкретного человека, местного сообщества.

 

Библиографический список

1. Бармашова Л.В. Синергетическая модель воспроизводства и становление российской экономики как синергетической системы [Электронный ресурс] / Л.В. Бармашова, Т.С. – URL:http://barmashova.ru/publikacii/sinergeticheska_model_vosproizvodstva_i_stanovleni_rosiski_ekonomiki (дата обращения:25.08.2015).

2. Васильева М.В. Финансовая политика / М.В. Васильева. – Ростов: Феникс, 2008. – 224 с.

3. Родионов-Зражевский А. Г. От эпохи валового внутреннего продукта к «экономике счастья» лектронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otepohivalovogovnutrennegoproduktakekonomikeschastya (дата обращения: 20.04.2016).

4. Индекс лучшей жизни. Сайт ОЭСР [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru (дата обращения: 28.09.2015).22.05.2016).

 

 

SYNERGY: NEW DIRECTIONS IN FINANCIAL POLICY

 

T. N. Novoselova, postgraduate

Tyumen state University

(Russia, Tyumen)

 

Abstract. The article considers causes of the financial crisis from the point of view of synergy: instability as a stimulus for the economy. The author believes that the basis of the system is a specific person. To efficiently complete stages of transformation, it’s necessary to change  the financial system as a system ensuring the transition processes. The article considers practice of new approaches to the formation of the state financial policy. It’s proposed to review the financial policy at the municipal level as attractor.

Keywords: fiscal policy, synergy, level of welfare, the municipality.