Турдубеков У.Б. Синергетический подход к оценке эффективности управления государственными финансами / У.Б. Турдубеков, Д.С. Худайбердиев, У.М. Асраев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 175-177.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

 

У. Б. Турдубеков, канд. экон. наук, доцент

Налоговая академия Узбекистана

Д. С. Худайбердиев, магистр экономики, соискатель

Ташкентский государственный экономический университет

У. М. Асраев, ст. преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В статье исследуются вопросы измерения эффективности управления государственными финансами с позиции синергетики. Выдвигаются основной понятийный аппарат синергетической интерпретации в управлении государственными финансами и его оценки. Необходимость систематизации основных показателей государственных финансов обосновывается в рамках бюджетного процесса, а также эффективности управления развитием финансово-кредитных инструментов. Получены основные выводы по повышению эффективности управления государственными финансами в терминах синергетики.

Ключевые слова: синергетика, эффективность управления, аттрактор, бифуркация, устойчивость системы.

 

 

Как известно, для развития общества государство совершенствует систему экономических отношений, направленных на формирование финансовых ресурсов, и осуществляет контроль над рациональным их использованием. Эти задачи решаются управлением государственными финансами, которое является сложным процессом, в силу необходимости его рассмотрения в системном контексте. Речь идет о том, что процесс управления государственными финансами представляется как единый процесс взаимодействия управляемой и управляющей систем, которые, в свою очередь, суть объекты и субъекты управления в форме финансов (объект) и финансовых институтов (субъект). С другой стороны, как нам представляется, рассматриваемый единый процесс взаимодействия объекта и субъекта управления государственными финансами, с точки зрения оценки эффективности государственных финансов, должен интерпретироваться в рамках бюджетного процесса. Эффективность государственных финансов не подлежит оценке, если не обосновать конкретные цели и задачи функций государства на каждом этапе развития общества, и носит интегральный характер.

Управление государственными финансами строится на основе финансовой политики государства. Эффективность реализации принципов управления как мер воздействия на состояние объекта (государственные финансы) во многом зависит от упорядоченности самих финансов и от методов организации работ органов финансовой системы. Именно эффективная финансовая политика позволяет разработать на определенный период времени государственные мероприятия по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Таким образом, управление государственными финансами имеет место, когда имеется процесс составления, исполнения бюджета и его контроля. Абстрагируя, можем предположить, что данное управление состоит из трех взаимосвязанных (совместно действующих) процессов управления: управление составлением государственного бюджета, управление исполнением государственного бюджета и управление процессом контроля государственных финансовых потоков. Взаимосвязанностью этих управлений обеспечивается обоснованность целей и задач функций государства, и, что очень важно, их реализация предполагает систематизацию государственных финансов.

Совокупные финансовые ресурсы государства в виде денежных и кредитных средств, аккумулированные всевозможными источниками распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, на определенный период в своей реализации образуют некую систему финансового состояния государства. Данная система характеризуется уровнем развития финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.). Эти инструменты по природе своего существования в рамках социально-экономических отношений, а также по внутренней логике развития не могут быть нацелены на решение конкретных стратегических и тактических задач государства в несовместном действии. Совместное действие элементов, структур и их нацеленность на поддержание желаемого порядка (устойчивости) в системе исследуются синергетикой. В таком контексте основные аспекты управления государственными финансами мало изучены. Далее мы исходим из основных положений принципов синергетического исследования сложных систем.

При формировании системы управления государственными финансами следует отдельно выделять такую ее структуру, которая обособляется на предмет структурирования целевых показателей государственных финансов: отдельные финансовые ограничения должны рассматриваться как проблемно-ориентированные по повышению эффективности управления финансовой системой. Эти ограничения имеют количественные показатели и влияют на эффективность управления государственными финансами. Области изменения таких показателей рассматриваются нами как области определения точек бифуркаций в государственных финансах. Оптимизация процедуры выявления и оценки точек бифуркаций ориентирована на снятие нежелательных, скачкообразных колебаний в управлении финансами государства.

Исследования показали, что в финансовой системе в качестве точек бифуркации должны рассматриваться всевозможные величины интегральных налоговых ставок, ставок рефинансирования и других нормативных ставок различных фондов, определяемые функциями от аргументовпоказателей обоснования доходной и расходной частей государственного бюджета. Аттрактор в данном случае задается именно этими аргументами-показателями, и управление данным аттрактором не всегда может иметь желаемый эффект в силу неустойчивой работы своеобразного механизма трансформации государственных финансов, определяемой наличием конкуренции аттракторов (в контексте развития экономики благосостояния). Это вызвано объективным существованием различных сценариев развития социальной и политической составляющих экономики государства.

На основе синергетической интерпретации эффективности управления государственными финансами получены следующие выводы:

1. В качестве критериев оценки эффективности управления финансовой системой следует принимать величины интегральных налоговых ставок, ставок рефинансирования и других нормативных ставок различных фондов, которые принимаются как прогнозируемые на основе экспертной оценки точек бифуркации и определяемые функциональными зависимостями от аттракторов.

2. Для установления конкретной функциональной взаимосвязи финансовой системы и экономики в целом необходимы синхронизация и согласование целей бюджетной политики и развития национальной экономики, которые «выращиваются» на основе оценок точек бифуркации, что и определяет дальнейшую стратегию по совершенствованию финансовой системы. Детали данной стратегии, например, могут быть использованы в качестве интегральных показателей налоговых ставок, причем эти ставки дифференцируются исходя из изменений целей управления налоговой системой.

3. Основные показатели финансовой системы, такие как доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте, денежные регуляторы кредитной стратегии национальной экономики и интегральные ставки по целевым финансовым фондам, следует рассматривать как границы аттракторов. Поэтому эффективность финансовой системы может быть оценена не только этими общепринятыми показателями, но и возможными системами показателей, для которых объективно существуют области определения аттракторов финансовой системы.

Всё это указывает на то, что оценка эффективности управления государственными финансами является сложной проблемой, которая наряду с проблемой оценки обшей стратегии развития социально-политической и экономической составляющей государственности имеет взаимообусловленную характеристику с оценкой управления целями государственности, экономики и социального прогресса.

 

Библиографический список

1. Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. Методологические основы экономической синергетики. М.: ИЭ, 2007.

2. Мордвинов В. А. Синергетика в информационном поле // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. 2015. — № 3(15). С. 2531.

3. Турдубеков У. Б. О принципах синергетического подхода к управлению национальными рынками труда и безработицей. Материалы III Междунар. конф. «Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2009». Институт проблем управления имени акад. В. А. Трапезникова РАН (57 октября 2009, Москва).

4. Турдубеков У. Б. Принципы управления рынками труда: синергетический подход // Материалы седьмой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2009». — М., 2013.

5. Turdubekov U. B., Khudayberdiev D. S., Majidova I. G. Evaluating the effectiveness of investment in human capital: information and conceptual approach // «Humanities and Social Sciences in Europe: аchievements and Perspectives» 1st International scientific conference. 18th December, Vienna, 2013.

 

 

A SYNERGISTIC APPROACH TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF

PUBLIC FINANCE MANAGEMENT

 

U. B. Turdubekov, candidate of economic sciences, associate professor

Tax academy of Uzbekistan

D. S. Hudayberdiyev, master of economy, applicant

Tashkent state economic university

U. M. Asrayev, senior lecturer

Tashkent financial institution

(Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract. This article examines the issues of measuring the effectiveness of public financial management from the perspective of synergetic. Extends the basic conceptual framework of synergistic interpretation in public financial management and its evaluation. The need for systematizing the main indicators of public finances is justified in the framework of the budget process, as well as the effectiveness of management of development of financial and credit tools. Received key findings for improving the effectiveness of public Finance management in terms of synergetic.

Keywords: synergy, effective management, attractor, bifurcation, stability of the system.