Турдубеков У.Б. Синергетическая интерпретация эффективности управления государственными финансами/ У.Б. Турдубеков, Д.Ш. Жолболдуева, А.О. Султонов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 76-78

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

 

У.Б. Турдубеков1, канд. экон. наук, доцент

Д.Ш. Жолболдуева2, канд. экон. наук, доцент

А.О. Султонов3, старший преподаватель

1Налоговая академия Налогового Комитета Узбекистана

2Жалал-Абадский государственный университет

3Джизакский политехнический институт

1(Узбекистан, г. Ташкент)

2(Кыргызстан, г. Джалал-Абад)

3(Узбекистан, г. Джизак)

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления государственными финансами на основе синергетического подхода. Обосновывается, что эффективность такого управления должна оцениваться синергетическими составляющими системы государственных финансов. Особо выделяется экономическая сущность точек бифуркации и аттрактора в финансовой системе государства.

Ключевые слова: Синергетика, эффективность управление, финансовые ресурсы, государственные финансы, аттрактор, точка бифуркации.

 

 

Управление государственными финансами строится на основе финансовой политики государства. Эффективность реализации принципов управления как мер воздействия на состояние объекта (государственные финансы) во многом зависит от упорядоченности самих финансов и от методов организации работ органов финансовой системы. Именно эффективная финансовая политика позволяет разработать на определенный период времени государственные мероприятия по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.

Управление государственными финансами является сложным процессом, и оно должно рассматриваться в системном контексте. Речь идет о процессе управления государственными финансами как о едином процессе взаимодействия управляемой и управляющей систем. Здесь объектом выступает – финансы, а субъектом финансовые институты. На наш взгляд, рассматриваемый единый процесс взаимодействия объекта и субъекта управления государственными финансами с точки зрения оценки эффективности государственных финансов, должен интерпретироваться в рамках бюджетного процесса. Оценка эффективности государственных финансов методологически будет обоснована на основе системного обоснования конкретных целей, задач и функций государства на каждом этапе развития общества и носит интегральный характер.

Управление государственными финансами есть управление процессами составления, исполнения бюджета и его контроля. Взаимосвязанностью этих управлений обеспечивается обоснованность целей и задач функций государства, и очень важно, их реализация предполагает систематизацию государственных финансов. Под систематизацией государственных финансов мы подразумеваем видение государственных финансовых ресурсов как процесса функционирования системы государственных финансов, т.е., государственные финансы есть сложная система, которая имеет цели и задачи в своем функционировании. Состояние данной системы характеризует финансовое состояние государства.

Аккумулированные всевозможными источниками распределения и перераспределения валового внутреннего продукта на определенный период совокупные финансовые ресурсы государства в виде денежных и кредитных средств, в своей реализации они образует некую систему финансового состояния государства. Эффективность данной системы характеризуется уровнем развития финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.). Эти инструменты по своей природе существования в рамках социально-экономических отношений, а также внутренней логике своего развития не могут быть нацелены на решение конкретных стратегических и тактических задач государства, если они не будут рассмотрены в совместном действии. Совместное действие элементов, структур и их нацеленность на поддержание желаемого порядка (устойчивости) в сложной экономической и финансовой системе исследуется синергетикой. В таком контексте основные аспекты управления государственными финансами мало изучены.

Далее мы исходим из основных положений принципов синергетического исследования сложных систем.

При формировании системы управления государственными финансами следует отдельно выделять такую её структуру, которая обособляется на предмет структурирования целевых показателей государственных финансов, что отдельные финансовые ограничения должны рассматриваться как проблемно-ориентированные по повышению эффективности управления финансовой системой. Эти ограничения имеют количественные показатели, и они влияют на эффективность управления государственными финансами. Области изменения таких показателей нами рассматриваются как область определения точек бифуркаций в государственных финансах. Оптимизация процедуры выявления и оценки точек бифуркаций ориентирована на снятие нежелательных, скачкообразных колебаний в управлении финансами государства.

Исследования показали, в финансовой системе точками бифуркации должны рассматриваться всевозможные величины интегральных налоговых ставок, ставок рефинансирования и других нормативных ставок различных фондов, определяемые функциями от аргументов-показателей обоснования доходной и расходной частей государственного бюджета. Аттрактор в данном случае задается именно этими аргументами-показателями, что управлять данным аттрактором не всегда может иметь желаемый эффект в силу неустойчивой работы своеобразного механизма трансформации государственных финансов, определяемой наличием конкуренции аттракторов (в контексте развития экономики благосостояния). Это вызвано объективным существованием различных сценариев развития социальной и политической составляющей экономики государства.

На основе синергетической интерпретации эффективности управления государственными финансами получили следующие выводы:

1. В качестве критериев оценки эффективности управления финансовой системой следует принимать величины интегральных налоговых ставок, ставок рефинансирования и других нормативных ставок различных фондов,  которые принимаются как прогнозируемые на основе экспертной оценки точек бифуркаций и определяемые функциональными зависимостями от аттракторов.

2. Для установления конкретной функциональной взаимосвязи финансовой системы и экономики в целом необходимо синхронизация и согласования целей бюджетной политики и развития национальной экономики, которые «выращиваются» на основе оценок точек бифуркаций, что и определяет дальнейшую стратегию по совершенствованию финансовой системы. Детали данной стратегии, например, могут быть использованы в качестве интегральных показателей налоговых ставок, причем эти ставки дифференцируются исходя из изменений целей управления налоговой системой.

3. Основные показатели финансовой системы, такие, как доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте, денежные регуляторы кредитной стратегии национальной экономики и интегральные ставки по целевым финансовым фондам следует рассматривать как границы аттракторов. Поэтому эффективность финансовой системы может быть оценена не только этими общепринятыми показателями, а возможными системами показателей, для которых объективно существует области определения аттракторов финансовой системы. В свою очередь, области определения аттракторов могут быть исследованы с точки зрения динамики состояний общей мировой экономической конъюнктуры.

Все это указывает на то, что оценка эффективности управления государственными финансами является сложной проблемой, которая наряду с проблемой оценки обшей стратегии развития социально-политической и экономической составляющей государственности имеет взаимообусловленную характеристику с оценкой управления целями государственности, экономики и социального прогресса.

 

Библиографический список

1. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Методологические основы экономической синергетики. – М.: ИЭ, 2007.

2. Мордвинов В.А. Синергетика в информационном поле // Перспективы Науки и Образования. – 2015. – 3 (15). С. 25-31.

3. Турдубеков У.Б. О принципах синергетического подхода к управлению национальными рынками труда и безработицей // Материалы третьей Международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем MLSD’2009» // Институт проблем управления имени академика В.А. Трапезникова Российской академии наук (5-7 октября 2009 г., Москва, Россия).

 

 

SYNERGETIC INTERPRETATION OF EFFICIENCY OF MANAGEMENT

OF STATE FINANCES

 

U.B. Turdubekov1, candidate of economic sciences, associate professor

D.S. Zholboldueva2, candidate of economic sciences, associate professor

A.O. Sultonov3, senior lecturer

1Tax academy of the tax committee of Uzbekistan

2Jalal-Abad state university

3Jizzakh polytechnic institute

1(Uzbekistan, Tashkent)

2(Kyrgyzstan, Jalal-Abad)

3(Uzbekistan, Djizak)

 

Abstract. The article examines the issues of public finance management on the basis of a synergetic approach. It is substantiated that the effectiveness of such management should be evaluated by the synergetic components of the public finance system. The economic essence of the points of bifurcation and attractor in the financial system of the state is especially emphasized.

Keywords: Synergetics, efficiency management, financial resources, public finances, attractor, bifurcation point.