Шахбазян Г.А. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, пути ее достижения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 79-82.

Сбалансированность бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации, пути ее достижения

 

Г.А. Шахбазян, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье рассматривается важность обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы для поддержания стабильности бюджетного устройства Российской Федерации и в частности бюджетной системы РФ. От стабильности бюджетной системы как составной части бюджетного устройства зависит качество экономического роста и уровень благосостояния населения. В данной работе был поставлен тезис о том, что большинство нововведений в рамках реформирования бюджетного устройства связано с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ. В результате была выявлена связь между задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ и нововведениями при осуществлении реформ бюджетного устройства.

Ключевые слова: бюджетная система РФ, сбалансированность бюджетов, государственный долг, межбюджетные отношения, бюджетная реформа.

 

 

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджетов бюджетной системы любого государства.

От эффективности функционирования бюджетной системы зависит качество экономического роста и уровень благосостояния населения. Это обусловлено тем, что посредством аккумулирования доходов и осуществления расходов государство влияет на уровень социально-экономического развития страны, на степень потребления и сбережения населения.

В соответствии со статьей 33 БК РФ сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [1].

В рамках данной статьи обозначим тезис о том, что большинство нововведений в рамках реформирования бюджетного устройства  связано с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ.

Для обоснования выдвинутого тезиса рассмотрим два документа, принятые Правительством РФ, – программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.

Рассматривая содержание данных документов, становится ясно следующее:

1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности федерального бюджета как ключевого звена бюджетной системы Российской Федерации является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.

2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности федерального бюджета является толчком для реформ по отдельным важным направлениям.

Это связано с тем, что для обеспечения сбалансированности бюджета, необходимо регулировать доходы, расходы и ИФД бюджета. Данное регулирование оказывает  влияние на взаимоотношения с хозяйствующими субъектами, с гражданами с одной стороны, с другой сторонына  взаимоотношения между публично-правовыми образованиями (ППО).

Как отмечалось выше, проблема обеспечения сбалансированности бюджета затрагивает разные сферы и, соответственно, ведет к необходимости их реформирования.

Рассмотрим некоторые из данных изменений.

1. Введение бюджетного правила. Целью его введения являлось снижение зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов.

2. Вопросы обеспечения сбалансированности также затрагивают необходимость изменения межбюджетных отношений.

Так, в соответствии с программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, для обеспечения сбалансированности предполагалось [2]:

a. Совершенствование разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

b. Введение государственных программ Российской Федерации с целью повышения эффективности бюджетных расходов.

В 2010 году утвержден перечень государственных программ Российской Федерации Правительством Российской Федерации [3].

За период 2012начало 2013 года Правительством Российской Федерации было утверждено 39 государственных программ Российской Федерации. Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации.

c. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля (ГМФК).

В целях развития ГМФК были приняты Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ, Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

d. Формирование комплексной контрактной системы в Российской Федерации.

Введен в действие официальный сайт Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

Следующий документпрограмма повышения эффективности управления общественными финансами (ГМФ) на период до 2018 года. В данном документе предполагалось следующее: разработка и реализация бюджетной стратегии Российской Федерации, поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга в субъектах Российской Федерации [4].

Относительно последнего пункта необходимо отметить, что в начале 2012 года суммарный государственный долг субъектов РФ составлял 1 172,19 млрд рублей, на конец года государственный долг увеличился на 179,21 млрд руб. и достиг 1 351,4 млрд рублей.

 

 

Рисунок 1. Темп роста государственного долга субъектов Российской Федерации по отношению к 2008 году [5]

 

Как можно заметить из рисунка, за последние четыре года государственный долг субъектов Российской Федерации вырос в 2,26 раза. При этом доходы увеличились всего в 1,7 раз.

В этих условиях растет риск несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, что негативно скажется на возможностях субъектов РФ выполнять свои расходные обязательства.

Рассматривая структуру государственного долга субъектов РФ, можно отметить, что в ней преобладают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, которые остаются важным инструментом обеспечения текущей сбалансированности бюджетов субъектов РФ и используются федеральными органами власти для стимулирования субъектов РФ, т. к. в отличие от дотаций, данные средства предоставляются на возвратной и возмездной основе.

Рост государственного долга субъектов Российской Федерации в свою очередь приводит к резкому увеличению затрат на его обслуживание. Увеличение затрат на обслуживание приводит к вынужденной переориентации финансирования с экономики и социальной сферы на погашение государственного долга и процентов по нему. Эти обстоятельства приводят к увеличению социальной напряженности в субъектах РФ, а также к росту нагрузки на федеральный бюджет.

По итогам 2012 года у 33 субъектов РФ государственный долг превышает 50 % доходов без учета безвозмездных поступлений. При этом у двух субъектов этот показатель превышал 100 %, в девяти субъектах составлял 75-100 %.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что большинство субъектов РФ без помощи из федерального бюджета не способны решать свои проблемы.

Таким образом, подводя итоги по данной работе, можно резюмировать, что задача обеспечения сбалансированности федерального и региональных бюджетов является причиной большинства нововведений при осуществлении реформы бюджетного устройства. Однако в настоящее время существует ряд нерешенных проблем, таких как низкая бюджетная обеспеченность отдельных регионов и муниципальных образований, а также проблема возрастающей задолженности субъектов РФ. Одним из инструментов решения вышеуказанной проблемы может явиться совершенствование межбюджетных отношений. В рамках данного инструмента необходимо проведение следующих мероприятий: повышение самостоятельности и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в распоряжении предоставляемыми из федерального бюджета средствами; повышение качества управления региональными и муниципальными финансами; решение проблем, связанных с долговой ситуацией субъектов РФ. Относительно последнего мероприятия предполагается использование бюджетных кредитов как важнейшего инструмента обеспечения текущей сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

 

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL:www.minfin.ru


BALANCED BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE

RUSSIAN FEDERATION, THE WAY TO ACHIEVE IT

 

G.A. Shakhbazyan, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. In this article we consider the importance of balancing the budgetary system to maintain the stability of the budget of the Russian Federation devices and in particular of the budget system. From the stability of the budget system, as part of the budgetary system depends on the quality of economic growth and welfare of the population.  Thesis has been put in this article that the majority of innovation in the framework of the reform of the budgetary system associated with the task of balancing the Russian budgetary system. The result has been found between the task of balancing the budgetary system of the Russian Federation and innovations in the implementation of the reform of the budgetary system.

Keywords: budget system, budget balance, public debt, budget relations, budget reform.