Криворотько И.А. Особенности мировой транспортной системы / И.А. Криворотько, В.Д. Жирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 88-92.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

 

И.А. Криворотько, канд. экон. наук, доцент

В.Д. Жирова, студент

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация: В статье дана характеристика мировой транспортной системы в контексте: автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского, и транспорта. Проанализировано значение каждого вида транспорта в предоставлении услуг и тенденции их развития. Рассмотрена политика различных стран в предоставлении разнообразных видов мировых транспортных услуг.

Ключевые слова: транспортные услуги, международные перевозки, мировая транспортная система, грузооборот, пассажирооборот.

 

 

В современных условиях деятельности транспорт удовлетворяет одну из основных потребностей – потребность в перемещении. От эффективной работы транспортной системы зависит развитие и нормальная деятельность промышленных предприятий, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Особое значение транспортная система имеет для внешнеэкономических связей, обороны государства, освоения новых земель. Таким образом, тема достаточно актуальна. Целью статьи является анализ состояния мирового рынка транспортных услуг в контексте: автомобильного, железнодорожного, морского, авиационного.

Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации совместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной деятельности, при реализации смешанных перевозок. Объём перевозок генеральных грузов и товаров в контейнерах увеличивается особенно интенсивно. Как в международной практике, так и на территории России, для комплексного обеспечения такого вида перевозок используется создание транспортных коридоров [2, с. 87].

Классификация транспортных услуг определяется рядом показателей, таких как, вид используемого транспорта, предмет транспортной операции (перевозки грузовые, пассажирские, багажные), транспортная характеристика груза, периодичность перевозок.

Наиболее масштабным среди видов транспорта выступает автомобильный. Объём мирового, зарегистрированного парка автомобильного транспорта, составляло в 2014 г. более 800 млн. единиц, 85% из которых это легковые автомобили, 14% грузовые, и 1% автобусы. В Европе зарегистрировано наибольшее число автомобилей 37%, в Америке 29%, и в Азии 19%. В 2015 году было отмечено увеличение протяжённости автомобильных дорог, и некоторый рост автопарка. Совершенствование в сфере автомобильного транспорта в странах, имеющих высокоразвитую экономику, воплощается в количественном увеличении и модернизации транспортных средств, создании и внедрении высокотехнологичных процессов, снижающих вредные выбросы, и защищающих окружающую атмосферу [3].

С учётом того, что в развивающихся государствах, таких как Индия, Бразилия, происходит стремительное наращивание автомобильного транспорта, ожидается, что относительная доля, приходящаяся на развитые страны, будет уменьшаться. По прогнозам экспертов, до 2017 года, парк грузовых автомобилей будет увеличиваться на 1,6-2,5% в год. Также прогнозируется увеличение протяженности автомобильных дорог, и сохранение за экономически развитыми странами лидерства, по уровню качества автомобильных дорог и автомобилей [6].

Процессу автомобилизации присущи серьезные негативные аспекты, но политика развитых стран в сфере транспорта, направлена не на сдерживание, а на регулирование этого процесса, в целях снижения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и потерь от них. В экономически развитых странах, приоритет в перевозке пассажиров принадлежит автомобильному транспорту (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Доля автомобильного транспорта в суммарном пассажирообороте в мире, %

Источник: [1, с. 34]

 

 

Как видно из рисунка 1 доля автомобильного транспорта в перевозке пассажиров больше всего в таких странах как Германия (86,1%), Франция (85%) и США (81,9%). Самыми низкими показателями обладают: Болгария (50,9%), Венгрия (48,9%) и Румыния (37,2%). Т.е. пассажирооборот связан с благополучием в стране, что дает возможность перемещаться.

Но с учётом использования легкового транспорта, который находится в личной собственности, ему принадлежит основная доля в перевозках пассажиров, так как на него приходится большая часть пассажирооборота (табл. 1). Как видно из таблицы 1 наибольшую долю имеет США – 84%, наименьшую – Румыния – 31%. Тут также играет роль благополучие население, возможность иметь личный транспорт, средства на его обслуживание. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте Европа и Япония.

 

 

 

Таблица 1. Доля легкового автомобильного транспорта личной собственности в мировых перевозках пассажиров

№ п/п

Страна

Доля, %

1

Италия

79

2

США

84

3

Франция

82

4

Германия

80

5

Великобритания

75

6

Словения

75

7

Словакия

66

8

Чехия

63

9

Польша

56

10

Венгрия

59

11

Югославия

45

12

Румыния

31

Источник: [6]

 

В России перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов 44-45%, и только 5% в общем объеме коммерческого грузооборота. Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км [9, с. 160].

Прогноз России состоит в том, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится. В 20162018 гг. планируется построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее снижение пассажирооборота на автобусном транспорте до 115,2 млрд. пасс-км в 2018 году (98,1% к 2014 году). В 2015 году объем пассажирооборота городского электрического транспорта составит 54,8 млрд. пасс-км (98,4% к уровню 2014 года). При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2018 году может достичь уровня 2014 г. — 55,9 млрд. пасс-км. (100,4% к 2014 году) [5, с. 54].

Не менее важным и распространенным является железнодорожный транспорт. Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран – США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа [8, с. 340]. По показателям протяженности электрифицированных железных дорог первенство принадлежит России (около 40,3 тыс. км), второе место у Германии (18,8 тыс.км), и ЮАР (16,8 тыс. км). Почти 3/4 общей протяженности электрифицированной железной дороги мира приходится на 12 экономически развитых стран [6].

Достаточно специфическим, но распространенным можно назвать авиационный транспорт. В 2014 г. более 50% авиаперевозок пассажиров и грузов по международным и внутренним линиям было осуществлено компаниями США (34,5%), Японии (6,2%) и Германии (5,2%). 25 крупнейших компаний мира в 2010 г. осуществили 75% общемирового грузооборота по регулярным линиям. Основной объем перевозок (75%) на международных линиях приходится также на 25 компаний. Среди этих компаний 9 европейских, 8 Азиатско-Тихоокеанского региона, 5 компаний США, по одной из стран Среднего Востока и стран Латинской Америки и Карибского региона [7, c. 201].

По данным Ассоциации европейских перевозчиков, членами которой являются 30 крупнейших европейских компаний, на долю которых в 2013 г. приходилось 33% мирового пассажирооборота по международным линиям, общее снижение количества перевезенных авиакомпаниями-членами Ассоциации, пассажиров, по международным линиям, в 2014 г. составило 2,5% или 5 млн. пассажиров. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400) [4].

За 2014 г. произошло снижение объемов пассажирских авиаперевозок по международным маршрутам авиакомпаний-членов Ассоциации европейских авиаперевозчиков: на североатлантическом направлении – на 11,2%, на дальневосточном направлении – на 0,6% [6].

Несмотря на замедление темпов развития морского транспорта, лидерство в международных перевозках остаётся за ним. Любое торговое судно имеет приписку в определённом порту, и ходит под конкретным государственным флагом, который не всегда находится в соответствии с гражданством владельца. Под чужими флагами ходит значительная часть грузовых судов (42% всех судов), особенно популярны «удобные», или «дешёвые» флаги стран открытого судового регистра, дающие возможность минимизировать судовладельцам расходы по налогам, оплате труда, и прочим параметрам. Либерия, Панама, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов – государства, официально являющиеся странами открытого судового регистра. Мировыми лидерами по тоннажу являются крупнейшие владельцы судов Греция, Япония, США, Россия. Самый большой речной и озерный флот в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, Германию и Канаду.

Рассмотрим основные показатели развития  транспортного комплекса в России (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Основные прогнозные значения развития транспортного комплекса России

№ п/п

Наименование

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

прогноз

1

Объем коммерческих перевозок, млн.т

3661,8

3531,7

3558,0

3609,9

3680,0

2

темп роста к предыдущему году, %

97,7

96,4

100,7

101,5

101,9

3

Коммерческий грузооборот, млрд.т-км

2538,8

2523,6

2534,8

2566,0

2605,3

4

темп роста к предыдущему году, %

103,4

99,4

100,4

101,2

101,5

5

Пассажирооборот общего пользования, млрд.пасс-км

543,9

519,6

510,4

512,0

527,3

Источник: [6]

 

 

В целом, по всем источникам финансирования в России ожидается объем инвестиций в основной капитал к 2018 году при сохранении темпов роста экономики на уровне 1592,5 млрд. рублей, в том числе порядка 703,2 млрд. рублей за счет средств внебюджетных источников финансирования. Для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики) [5, с. 67].

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов железнодорожным транспортом и грузооборота, которые к 2018 году достигнут 1231,7 млн. т и 2363,6 млрд. т-км, что составит 100,4% и 102,8% к уровню 2014 года. В 2015 году с учетом складывающейся тенденции за январь-август прогнозируется падение пассажирооборота на (-8,4%) к 2014 году, который составит 118 млрд. пасс-км. Ожидается, что тенденция по снижению пассажирооборота в дальнем следовании и пригородном сообщении будет продолжаться в краткосрочной и среднесрочной перспективе до тех пор, пока не будут реализованы проекты по строительству высокоскоростных магистралей.

Несмотря на финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, по итогам 2014 года пассажирские перевозки продолжили рост (107,2% к предыдущему периоду), составив 241,4 млрд. пасс-км. В среднесрочной перспективе также прогнозируется восстановление пассажирооборота, который к 2018 году может достичь 241,3 млрд. пасс-км (100% к уровню 2014 года). Одним из основных направлений бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах [5, с. 120].

С учетом прогнозируемых темпов внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2018 году до 17,3 млн. т (111,4% к уровню 2014 г.), а грузооборот 35,2 млрд. т-км (109,5% к уровню 2014 г.).

Развитие транспортной системы России имеет все предпосылки, если не произойдет сокращение инвестирования или направлений развития. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, Германия, Великобритания и др.

Развитость транспортной системы в государстве свидетельствует о благосостоянии страны в целом и населения в частности. Она влияет на экономический рост, развитие торговых отношений, общий уровень жизни; способствует повышению уровня производительности труда; сокращению сроков доставки грузов. По мере развития государства, углубления его внешних и внутренних транспортно-экономических связей, увеличения объема производства, и роста уровня жизни населения, роль транспорта, как системообразующего фактора, будет возрастать.

 

Библиографический список

1. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И.Я. Аксенов. – М.: ТЕИС, 2012. – 216 с.

2. Владимирова Т.А. Новые технологии в создании и развитии транспортных систем / Т.А. Владимирова, В.Г. Соколов, А.Э. Юницкий. Ханты-Мансийск: Департамент образования и науки ХМАО, СГУ ХМАО, Полиграфист, 2008. 237 с.

3. Евро-азиатские транспортные связи. Доклад Этап II, ЕЭК ООН, Нью-Йорк и Женева, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/eatl/docs/

4. Лапидус Б.М. Российские железные дороги — участник международного рынка транспортно-логистических услуг. 2015. / Б.М. Лапидус. [Электронный ресурс]. – Режим доступа://www.zeldortrans-jornal.ru

5. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год // Аналитический вестник. №31(584). – 145 с.

6. Российский статистический сборник 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

7. Рыскулов Д.М. Трансазийский коридор развития: вчера, сегодня, завтра. / Д.М. Рыскулов. М.: Креативная экономика. 2012. – 245 с.

8. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. М.: Изд-во «Экзамен», 2012. – 512 с.

9. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков М.: «Академия»,2007.  240 с.

 

 

ANALYSIS OF THE WORLD MARKET OF TRANSPORT SERVICES

 

I.A. Krivorotko, candidate of economic sciences, associate professor

V.D. Zhirova, student

Institute of Economics and Management (Academic Unit) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. This paper presents the characteristics of the global transport system in the context of: sea, air, rail and road transport. Analyzed the importance of each mode of transport in the provision of services and their development trends. We consider the policies of various countries in the world offering a variety of types of transport services.

Keywords: transportation services, international shipping, global transportation system, the turnover of goods and passenger.