Хмельницкий В.Н. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в современных условиях / Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 88-91

НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

В.Н. Хмельницкий, магистрант

Российская таможенная академия

(Россия, г. Люберцы)

 

Аннотация. В статье рассматривается важность нетарифных мер регулирования в современной мировой экономике. Автором анализируется мировая и российская практика их трактовок в различных правовых документах, а также условия их применения.

Ключевые слова: экономика, внешняя торговля, нетарифная мера, ЕАЭС, ВТО, торговая политика, государственное регулирование.

 

 

 

Во все времена регулирование внешнеэкономических отношений являлось неотъемлемой функцией любого правового государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость, а также и экономическую безопасность.

Проводя протекционистскую, либо фритредерскую политики, государство вполне может использовать разные пограничные внешнеторговые режимы, такие как: национальный и преференциальный режимы, режим не дискриминации в торговле, режим наибольшего благоприятствования.

В нынешних условиях внешнеторговая политика стран по своей сути представляет собой сочетание обеих имеющихся противоположностей, которые оптимизируются в зависимости от возникающих обстоятельств, что явно наблюдается как в Евразийском эконмическом союзе (далее – ЕАЭС), так и в Российской Федерации (далее – РФ).

Непосредственно под мерами нетарифного регулирования в главную понимается такой комплекс мер государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем введения количественных, а также иных запретов и ограничений. Ключевым моментом функционирования ЕАЭС является установление единых мер нетарифного регулирования в торговле государств – членов ЕАЭС с третьими странами [3].

Таможенные тарифы, являющиеся в настоящее время одними из основных экономических мер и важнейшим инструментом внешнеторговой политики, претерпевают снижение их роли в последние годы. В связи с вступлением России в ВТО осуществляется постепенное снижение тарифной защиты. По оценкам Минэкономразвития РФ, средневзвешенная ставка на импорт товаров снизилась с 9,5% в 2012 г. до 6,5% в 2016 г., а в 20192020 гг., по прогнозам, она будет находиться на уровне около 6% [5].

В тех случаях, когда возможности применения таможенно-тарифного регулирования внешней торговли оказываются недостаточно эффективными, применяются административные методы.

В мировой практике в настоящий момент существует целый ряд средств воздействия на внешнюю торговлю, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а в административном порядке или из-за положенных функций, которые зачастую непосредственно не связаны с внешнеторговым оборотом, играют роль его регулятора. Они получили наименование нетарифных ограничений (в международной практике) или запреты и ограничения (согласно правовым актам ЕАЭС). Также практика применения государственного регулирования ВЭД другими государствами свидетельствует о широком использовании ими административных барьеров.

Исходя из материалов, опубликованных ЕЭК и Минэкономразвития РФ, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства [5].

Разделение мер государственного регулирования внешней торговли на тарифные и, соответственно, нетарифные впервые было предложено Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ) в конце 1960-х гг [4].

Определение термина «нетарифная мера» мало изменилось с тех времен. В настоящее время перечень нетарифных мер продолжает увеличиваться. Возрастает и потребность в создании четкого и юридически обязательного термина нетарифных мер регулирования.

Как отмечалось в докладе ВТО за 2012 г., посвященному нетарифному регулированию в мировой практике: «В отдельных случаях использование нетарифных мер может содействовать торговле, но в большинстве случаев они ограничивают ее. То обстоятельство, что нетарифные меры, применяющиеся для защиты интересов общества, могут также использоваться в протекционистских целях, показывает, как трудно провести разграничительную линию между ними и идентифицировать те случаи, когда нетарифные меры создают излишние препятствия в международной торговле» [3].

Таким образом, нетарифное регулирование внешней торговли можно определить, как непосредственно любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли товарами. Однако, стоит отметить, что единая система классификации нетарифных мер, которая была бы непосредственно принята международным сообществом, до сих пор не выработана.

Свои варианты классификации предлагают ГАТТ и в настоящее время ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Тарифная комиссия США, а также отдельные экономисты – исследователи в области мировой экономики и проблем регулирования международной торговли [3].

Классификационная схема, которая разработана Секретариатом ГАТТ в начале 1970-х годов, сейчас насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий [4]:

1) Ограничения, которые вызваны участием государства во внешнеторговых операциях. К таким ограничениям относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям в стране, а также меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков.

2) Таможенные, а также административные импортные и экспортные формальности, как пример можно привести усложненную процедуру таможенного оформления, а также различные методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара.

3) Технические барьеры в торговле: различные стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными и ветеринарными нормами, требования к упаковке и маркировке товара, правила и порядок сертификации продукции.

4) Количественные и административные меры, такие как, например, импортные квоты и экспортные ограничения, лицензирование, а также добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.

5) Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Перейдем к современной российской практике нетарифного регулирования торговли в рамках ЕАЭС.

В отечественной практике нетарифные меры регулирования указываются в статье 25 Договора ЕАЭС «Принципы функционирования Таможенного союза» которая устанавливает, что в рамках Таможенного союза государств – членов применяются единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами и действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами [1].

В статье 46 «Меры нетарифного регулирования» Договора ЕАЭС установлено, что в торговле с третьими странами применяются следующие единые меры нетарифного регулирования [1]:

1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Стоит отметить, что после вступления в силу Договора ЕАЭС устранена коллизия, связанная с трактовкой нетарифных мер как запретов и ограничений лишь экономического характера, что нередко приводило к возникающим спорным вопросам при обеспечении таможенными органами разрешительного порядка перемещения специфических товаров [2].

Определенная специфика различий с точки зрения правового подхода также присуща и российской экономической практике. Отличия российского законодательства и документов ЕАЭС от международных подходов заключаются в разном «насыщении» термина «нетарифное регулирование» или «меры нетарифного регулирования». В ЕАЭС и в РФ под данной мерой государственного регулирования понимается установление лицензирования или разрешительного порядка при перемещении только отдельных категорий товаров (иногда такие товары называют «специфическими»). Таким образом, законодательство как РФ, так и ЕАЭС основывается на принципах ВТО и других международных стандартов, но имеет свои особенности [3, с. 20].

Стоит отметить, что механизм нетарифного регулирования не только в России или ЕАЭС, но также и во всем остальном мире активно модернизируется для их адаптации к правилам и стандартам, предписанных ВТО, а также к процессам региональной экономической интеграции (РЭИ) в современных условиях кризиса мировой экономики.

Таким образом, необходимо дальнейшее изучение международной практики применения нетарифных мер в историческом контексте, в первую очередь опыта применения в развитых странах, для разработки инструментария нетарифного регулирования России, что является важнейшим направлением современных экономических исследований в рамках членства страны в ВТО, а также протекающих кризисных явлений в отечественной экономике.

 

 

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/

3. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – №2. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.rfej.ru

4. Официальный сайт Всемирной торговой организации (ВТО). [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://wto.org

5. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://economy.gov.ru

FEATURES OF APPLICATION IN MODERN CONDITIONS

 

V.N. Khmelnitsky, graduate student

Russian customs academy

(Russia, Lyubertsy)

 

Abstract. The article examines the importance of non-tariff regulatory measures in the modern world economy. The author  analyzes the world and Russian practice of their interpretation in various legal documents, as well as the conditions for their application.

Keywords: economy, foreign trade, non-tariff measure, EAEU, WTO, trade policy, state regulation.