Артиков Н.А. История и перспективы развития налогообложения // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 26-28

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Н.А. Артиков, старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация. В настоящей статье сделан краткий анализ достигнутых результатов в сфере налогообложения за годы независимости Республики Узбекистан и показаны направления, которые, по мнению автора, являются важнейшими и приоритетными в области развития налоговой политики на среднесрочный период.

Ключевые слова: налогообложение, комплексные меры, область налогообложения, приоритетные направления, налоговый механизм, налоговая реформа.

 

 

В Узбекистане особое внимание уделяется повышению благосостояния народа, созданы все условия для предпринимательской деятельности, способствующей реальному росту доходов населения. В настоящей статье выполнен краткий анализ достигнутых результатов в сфере налогообложения за 25 лет независимости и показаны направления, которые по нашему мнению, являются важнейшими и приоритетными в области развития налоговой политики на среднесрочный период. За годы независимости в стране были реализованы комплексные меры, направленные на развитие, с одной стороны, основанной на рыночных отношениях и приоритете частной собственности экономики и, с другой стороны, устойчивой системы управления государственными финансами. Для обеспечения такой устойчивости были приняты законодательные документы в области налогообложения.

Наряду с этим были приняты меры по обеспечению прозрачности налогового администрирования, повышению правовой грамотности налогоплательщиков, надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства. В этой целенаправленной и последовательной работе можно отметить несколько важных этапов, связанных с приоритетными направлениями развития независимого Узбекистана в каждый конкретный период.

Так, в первые годы независимости, в условиях падения объемов производства и высоких темпов инфляции важнейшей задачей было обеспечение поступлений средств в Государственный бюджет республики. Исходя из этого, основное внимание тогда уделялось фискальной функции налогов. Можно вспомнить, что при утверждении Государственного бюджета республики на 1991 год размер его дефицита составлял почти 7,5%. Поэтому возникла острая необходимость создания такого налогового механизма, который был бы направлен на сокращение дефицита Госбюджета и укрепление его доходной части. За короткий срок была разработана целостная система нормативно-правовой базы налогообложения. В формировании национальной налоговой системы важную роль сыграло создание в 1994 году Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (ГНК).

В период с 1995 по 2005 годы осуществлялся процесс рационализации налоговой системы, в ходе которого создавалось и укреплялось налоговое законодательство республики. Так, с целью определения правовых основ и придания деятельности органов государственной налоговой службы статуса законности, а также формулирования ясных и четких прав и обязанностей налогоплательщиков в 1997 году был принят Закон Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», в соответствии с которым на государственные налоговые органы возложена одна из самых важных задач в государстве – обеспечение полноты и своевременности поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей. Также в качестве единой правовой основы в 1997 году принят Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Все принятые нормативно-правовые основы позволило сформировать прочную и надежную законодательную базу, благодаря которой за четверть века независимого развития в Узбекистане удалось создать налоговую систему, содействующую эффективному осуществлению экономических и социальных реформ в стране.

Наряду с этим, в качестве полноправного субъекта международного права, Узбекистан проводит последовательную политику укрепления договорно-правовой базы взаимодействия с другими странами в сфере налогообложения. На сегодняшний день достигнуты соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал с такими странами, как Россия, Германия, Италия, Швейцария, Нидерланды, Китай, Республика Корея, Словения, Ирландия, Испания и другими.

Существенным результатом проводимой налоговой реформы стало поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, которое послужило поддержанию стабильных темпов экономического роста. Особое место в нынешней системе налогообложения заняли реформы, касающиеся проверок хозяйствующих субъектов налоговыми органами. В первые годы независимости проверки проводились без определенной периодичности, что мешало производственному процессу. На сегодняшний день, первые три года деятельности вновь созданные субъекты малого бизнеса, семейного предпринимательства и фермерские хозяйства освобождены от плановых проверок.

Улучшению делового климата в стране способствовала и работа налоговых органов по усилению стимулирующей функции налогов, например, для привлечения к предпринимательской деятельности выпускников колледжей. Так, в рамках проводимой молодежной политики, для стимулирования молодых предпринимателей, с 2015 года внедрена специальная льгота для выпускников профессиональных колледжей, решивших заняться бизнесом, предусматривающая освобождение их от уплаты фиксированного налога с доходов от предпринимательской деятельности в течение шести месяцев.

Краткий анализ достигнутых результатов в области налоговой политики Узбекистана основан на описании текущего состояния системы налогообложения в отношении основных ориентиров, намеченных в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан которое было принято 7 февраля 2017 года указом Президента Республики Узбекистан. Дальнейшие направления развития системы налогообложения должны основываться на вышеуказанных достижениях, последовательности начатых реформ и реализации новых направлений исходя из современных задач, стоящих перед экономикой страны. Помимо этого они должны учитывать универсальные приоритеты практики налогообложения, сформированные в мировой практике.

Исходя из вышеизложенного можно предложить следующие приоритетные направления развития, путем реформ в области подготовки доходной части бюджета касающиеся местных налогов. Данное направление предполагает переход на среднесрочное планирование налоговых поступлений. Переход на среднесрочное планирование необходимо провести в несколько этапов:

Первый этап. На этом этапе разрабатывается методологическая основа перехода, формирования стратегии бюджетно-налоговой политики на среднесрочный период и оценки фискальных рисков.

Второй этап. На основе вышеуказанных методологий подготавливается и представляется в правительство среднесрочный прогноз основных показателей бюджета на 3 года, стратегия налогово-бюджетной политики на 3 года, отчет об оценке фискальных рисках, лимиты секторальных расходов.

Третий этап. Законодательная власть начинает рассматривать и принимать стратегию налогово-бюджетной политики на 3 года, основные показатели местного бюджета на следующий год и два последующих года и продолжает рекомендовать годовой бюджет.

В связи с принятием Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. наша страна открывает новую страницу своего развития. Это в свою очередь требует переосмысления существующих задач и определение новых для дальнейшего развития системы налогообложения Узбекистана. Сложившаяся на сегодняшний день в Узбекистане налоговая политика становится одним из ключевых факторов, влияющих на темпы экономического роста, структурной перестройки и модернизации экономики, направленных на достижение конечной цели – рост благосостояния населения и процветание страны.

 

Библиографический список

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.12.2017 года № ПП-2699 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год».

2. Артиков Н.А. Профессиональная направленность важный мотивирующий фактор при изучении экономических дисциплин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2015. – №1. – С. 17-19.

3. Артиков Н.А. Совершенствование пределов и структуры налогооблагаемых баз в Узбекистане // Вестник современной науки. – 2016. – №2.

4. Артиков Н.А. Значение налоговых реформ в условиях модернизации экономики // Экономика и социум. – 2016. – №5 (24).

5. Артиков Н.А. Применение современных методов обучения в системе подготовки кадров для налоговых органов // Экономика и социум. – 2017. – №12.

 

 

HISTORY AND PROSPECTS OF TAX DEVELOPMENT

 

N.A. Artikov, senior lecturer

Tashkent financial institute

(Uzbekistan, Tashkent)

 

Abstract. In this article, a brief analysis of the results achieved in the field of taxation for the years of independence of the Republic of Uzbekistan is made and the directions are shown which, in the author’s opinion, are the most important and priority in the development of the tax policy for the medium-term period.

Keywords: Taxation, comprehensive measures, taxation area, priority areas, tax mechanism, tax reform.