Лукашин А.Ф. Бюджетное планирование на автотранспортном предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 34-37.

 

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

А.Ф. Лукашин, магистрант

Сургутский институт экономики, управления и права (филиал) Тюменского государственного университета

(Россия, г. Сургут)

 

Аннотация. В целях формирования мероприятий, направленных на эффективное выполнение установленных заданий, на предприятии вводится бюджетное планирование, в котором отражены основные статьи затрат, а также учитывается расчет себестоимости предоставляемых услуг. Учет данных показателей позволяет скорректировать планируемый бюджет предприятия с учетом остатков на начало и на конец планируемого периода. Данный расчет позволяет экономить ресурсы, имеющиеся на предприятии любой отрасли, что является актуальным в условиях стабилизации экономики в целом.

Ключевые слова: производственно-хозяйственная деятельность, бюджетное планирование, риски, автотранспортное предприятие, себестоимость.

 

 

В процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятие сталкивается с различными трудностями. В условиях кризиса руководству необходимо использовать возможность корректировки бюджета предприятия.

Бюджет предприятия представляет собой документ, отражающий планируемую производственную деятельность предприятия в количественном и стоимостном выражении [1].

Для каждого конкретного предприятия вырабатывается индивидуальный подход к созданию бюджета в зависимости от целей и направления деятельности.

Формирование бюджета является важнейшим элементом деятельности, в том числе для руководства и собственников предприятия [2].

При формировании бюджета предприятия перед руководством возникают следующие вопросы:

 положение на внешнем рынке;

 вероятность возникновения рисков;

 цель деятельности предприятия;

  технико-экономические показатели, которые необходимо использовать.

Данные вопросы должны быть решены на подготовительном этапе [3].

Существуют определенные разновидности бюджетов предприятия (табл. 1)

 

Таблица 1. Виды бюджетов предприятия

п/п

Тип бюджета

Характеристика

1.

«Снизу-Вверх»,

«Сверху-вниз»

Преимущественно движение информации происходит от исполнителей к менеджерам нижнего уровня, от них к руководству. При этом руководство не имеет возможность контролировать первичную документацию. И наоборот.

Руководство не учитывает мнение исполнителя.

2.

Долгосрочный и

краткосрочный

Долгосрочный бюджет составляется на срок более 1 года, краткосрочный на срок менее 1 года.

Данные виды взаимодействуют между собой путем уточнения долгосрочного бюджета по необходимости в каждом краткосрочном периоде.

3.

Скользящий

Уточнение бюджетного планирования по мере исполнения бюджета.

4.

Постатейный

Ограничение расходов по каждой запланированной статье бюджета.

Без возможности корректировки.

5.

С временным

периодом

Неизрасходованный на конец периода остаток средств необходимо потратить. При этом руководство вправе сократить бюджет предприятия в случае нерастраченных остатков.

6.

Недостижимый и

неприемлемый

Бюджет, цели по которому не были достигнуты, либо они не выгодны предприятию.

7.

Статичный и гибкий

Показатели не зависят от объемов производства.

Показатели зависят от объемов производства.

8.

С нулевом уровнем,

преемственный,

предполагающий

несколько вариантов

развития событий

Данные по бюджету обнуляются в каждом периоде планирования.

Преемственный бюджет может сопровождаться повторяющимися ошибками.

Предполагающий бюджет дает возможность выбора определенного значения  статьи бюджета.

 

 

Последовательность формирования бюджета на предприятии:

1. Необходимо определить количество предоставляемых товаров или услуг.

2. Рассчитать количество товаров или услуг, необходимые для обеспечения выручки.

3. Рассчитать себестоимость по статьям затрат, непроизводственные расходы.

4.Построить бюджет движения денежных средств.

Для создания бюджета предприятия необходимо знать планово-расчетные цены на товары или услуги, их количество, налоговые платежи, а также инфляцию [4].

При этом трудности, возникающие при формировании бюджета на любом предприятии, связаны с производственными мощностями организации, сбытом, которые зависят от внешнеэкономической деятельности, конкурентоспособности, стабильности поставок и закупок, рекламы и сезонных колебаний [5].

Формирование бюджета реализуется такими вспомогательными методами как статистический прогноз и экспертная оценка.

Предположим, что предприятие производит 2 вида ремонтов. В планируемом году планирует провести 2 000 ремонтов первого вида, 3 000 ремонтов второго вида. Стоимость ремонта первого вида фиксированная и составляет 100 ден.ед., стоимость ремонтов второго вида составляет 180 ден.ед.

Бюджет продаж в данном случае будет иметь следующий вид.

Ремонт первого вида:

2 000*100=200 000 ден.ед.

Ремонт второго вида:

3 000*180=540 000 ден.ед.

Всего на ремонты в планируемом периоде будет потрачено 740 000 ден.ед.

Бюджет производства объясняет количество ремонтов, которое необходимо провести в плановом году, с учетом количества ремонтов на конец предыдущего периода.

Предположим, что количество данных ремонтов по первому виду составляет 52, а по второму 38.

При этом количество ремонтов на конец планируемого периода по перовому виду составляет 25, а по второму 45.

Для вычисления необходимого объема ремонтов в плановом году необходимо использовать следующую формулу:

Ремонт первого вида:

2 000+25-52=1 973 рем.

Ремонт второго вида:

3 000+45-38=3 007 рем.

Одной из основных статей затрат на ремонт автотранспортной техники является затраты на комплектующие.

Для ремонта первого вида требуются комплектующие со средней стоимостью 5 000 ден.ед. за единицу наименования. Для ремонта второго вида требуются комплектующие со средней стоимостью 8 000 ден.ед. за единицу наименования. Планируется закупить 6 000 комплектующих для первого вида ремонтов и 10 000 для второго вида.

На комплектующие первого вида будет затрачено: 5 000*6 000=30 000 000 ден.ед.

На комплектующие второго вида будет затрачено 8 000*10 000=80 000 000 ден.ед.

В общем стоимость всех комплектующих составит 110 000 000 ден.ед.

При этом на начало планового года остаток комплектующих составил 816 и 439 для обоих видов ремонтов.

На конец планового года остаток комплектующих составил 367 и 215 для обоих видов ремонтов.

Соответственно, на закупку комплектующих в предстоящем году будет потрачено:

 для ремонтов первого вида: (6 000+367-816)*5 000=27 755 000 ден.ед.

 для ремонтов второго вида: (10 000+215-439)*8 000=78 208 000 ден.ед.

Затраты на закупку всех комплектующих составляют: 27 755 000+ 78 208 000=105 963 000 ден.ед.

Предположим, что в плановом году трудоемкость для ремонта первого вида составляет 3 чел./час, для ремонта второго вида 6 чел./час. Стоимость одного часа работы – 280 ден.ед.

Затраты на оплату труда составят:

 для ремонтов первого вида:

1 973*3*280= 1 657 320 ден.ед.

 для ремонтов второго вида:

3 007*6*280=5 051 768 ден.ед.

Косвенные расходы составляют 37 000, в том числе:

1. Амортизация=10 000 ден.ед.

2. Коммунальные услуги=12 000 ден.ед.

3. Оплата труда вспомогательного персонала=15 000 ден.ед.

Для определения себестоимости реализованной продукции необходимо рассчитать объем запасов и материалов на конец планируемого периода.

Себестоимость ремонта первого вида составляет 7 000 ден.ед., второго вида 9 000 ден.ед.

Для ремонтов перового вида:

367*1=367 ден.ед.

Для ремонтов второго вида:

215*1=215 ден.ед.

Для ремонтов перового вида:

25*7 000=175 000 ден.ед.

Для ремонтов второго вида:

45*9 000=405 000 ден.ед.

Зададим остатки в размере 706 000 ден.ед.

Бюджет себестоимости услуг по ремонту автотранспорта представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Себестоимость услуги

п/п

Показатели

Сумма ден.ед.

1.

Остатки готовой продукции на начало планового периода

706 000

2.

Использовано материалов

110 000 000

3.

Затраты труда основного производственного персонала

6 709 080

4.

Косвенные общепроизводственные расходы

37 000

5.

Итого производственных затрат планового периода

116 746 080

6.

Итого затрат на производство

117 452 080

7.

Остатки готовой продукции на конец планового периода

580 000

8.

Себестоимость реализованные в плановом году продукции

116 872 080

 

 

Бюджетное планирование предприятия позволяет улучшить качество работы предприятия, а также технико-экономические показатели, при этом снижается количество возможных ошибок планирования. Разработка бюджетов предприятия является важной составляющей аналитической работы предприятия, на повышение на основе которой руководством принимаются управленческие решения, направленные на повышение его экономической деятельности.

 

Библиографический список

1. Керимов В.Э. Управленческий учет. – М.: «Дашков и Ко», 2005. – 460 с.

2. Боровикова Е.В. Индикаторы результативности в системе среднесрочного бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – М.: 2006. – № 8. – С. 12-18.

3. Андрющенко А.А. Постановка бюджетирования: задачи и анализ ошибок // Консультант. – 2005. – № 23. – С. 719.

4.Чулихин А. Распределение ответственности при бюджетировании // Консультант. –2005. – № 17. – С. 3137.

5. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования // Консультант. – 2005. – № 3. – С. 19-22.

 

 

BUDGET PLANNING AT THE TRANSPORT ENTERPRISE

 

A.F. Lukashin, graduate student

Surgut institute of economics management and law (branch) of Tyumen state university

(Russia, Surgut)

 

Abstract. In order to generate actions aimed effective implementation of set tasks, the company introduced the budget-planning of, which reflects the main cost items, as well as the cost calculation takes into account the services provided. Accounting for these indicators allows the company to adjust the planned budget, taking into account balances at the beginning and at the end of the planning period. This calculation-one to make it possible to save the resources available to the company in any industry that is relevant in the context of economic stabilization as a whole.

Keywords: production and business activities, budget planning, risks, motor company, the cost price.