Миннимухаметова А.А Анализ эффективности работ лицензирования геодезических и картографических для государственного регулирования экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 62-64.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И

КАРТОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

А.А. Миннимухаметова, магистрант

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. Последнее время в России вопросы эффективного государственного управления экономикой находятся на первом плане. Одним из методов такого управления является лицензирование, которое является одним из основных инструментов для государственного регулирования экономики, обладающее юридической силой. Однако, для эффективного развития современной экономики необходимо установление пределов действия лицензирования. В данной статье рассмотрен отдельный вид лицензирования в области геодезии и картографии. Статья также содержит  предложения по решению ряда актуальных проблем лицензирования.

Ключевые слова: экономика, лицензирование, картографо-геодезические работы, Федеральный закон, федеральный бюджет, нормативно-правовые акты.

 

 

В настоящее время в российском законодательстве основным нормативно-правовым актом, регулирующим лицензирование геодезических и картографических работ является Федеральный закон от 4 мая 2011 г.  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [1].

В соответствии с настоящим законом для осуществления деятельности по созданию, обновлению государственных топографических карт и планов, их изданию необходима лицензия на выполнение таких работ, лицензирующим органом которого является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные подразделения. Она дает право на ведение федеральных, региональных (территориальных) и ведомственных картографо-геодезических центров и других видов работ, входящих в состав лицензируемой картографической деятельности. Законом предусмотрено и осуществление лицензионного контроля. Лицензионный контроль проводится в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Перечень видов работ, входящих в состав лицензируемой геодезической и картографической деятельности представлены на схеме.

 

 

Рисунок 1. Перечень лицензируемых видов работ

 

 

C течением времени перечень лицензируемых видов деятельности постепенно сокращается. Связано это с использованием иных методов экономического регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.

Нужно отметить, что лицензирование является одним из наиболее полно проработанных с юридической точки зрения разрешительных режимов в сфере экономики, обладающее нормативно-правовой базой (табл.) [2].

 

 

Таблица 1. Перечень нормативно-правовые актов регулирующих лицензионную деятельность

Регулирующие нормативно-правовые акты

1

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

2

Федеральный закон от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (с изменениями на 04.03.2013);

2

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдель­ных видов деятельности»

3

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

4

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

5

Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение»

6

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 294-ФЗ (действующая редакция, 2016)

7

Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

8

Постановление Правительства РФ от 28.10.2016 № 1099 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности».

 

Для получения лицензии на осуществление геодезических и картографических заявитель должен заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 7500 руб. Так, например, на территории Республики Башкортостан по линии лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения за 2014 год направлены в федеральный бюджет денежные средства в размере 6 000 рублей, за 2015 – 21 500 рублей, а за 2016 – 48500 рублей. Всего количество организаций, имеющих лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение по состоянию на 1 января 2016 года составляет 12 лицензиатов. Причиной сильного отклонения значений показателей денежных средств, направленных в федеральный бюджет по сравнению с 2014 и 2016 годами является низкая доля обращений заявителей в 2014 году.

В последние годы административно-правовой режим лицензирования испытал значительные изменения. Во-первых, сократился перечень лицензируемых видов деятельности, а во-вторых, приняты соответствующие административные регламенты, в связи с внедрением в деятельность лицензирующих органов электронных технологий. Однако необходимо продолжение работы, направленной как на сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, так и на совершенствование процедур выдачи лицензий, их переоформлением, контролем их исполнения.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2. Кнутов А.В., Чаплинский А.В. «Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние» 2014. 1. С. 73-97.

 

 

THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF LICENSING OF GEODETIC AND CARTOGRAPHICAL WORKS FOR STATE REGULATION OF ECONOMY

 

A.A. Minnimukhametova, graduate student

Bashkir state university

(Russia, Ufa)

 

Abstract. Lately questions of the effective government economy are in Russia in the foreground. One of the methods of such control is the licensing, which is one of the main tools for state regulation of the economy, have legal force. However, for the effective development of a modern economy it is necessary to establish the scope of licensing. This article describes a separate type of licensing in the field of geodesy and cartography. The article also contains proposals to address a number of pressing issues of licensing.

Keywords: economics, licensing, geodetic and cartographical works, federal law, federal budget, and normative legal acts.