Прусова В.И. Роль транспортного комплекса в экономике РФ / В.И. Прусова, В.В. Безновская, В.В. Прозументова // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 1. №4. – С. 138-143

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИКЕ РФ

 

В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент

В.В. Безновская, доцент

В.В. Прозументова, магистрант

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам и особенностям развития транспортной системы РФ. Анализируя современное состояние сектора транспорта, авторы полагают, что для успешного функционирования отрасли необходимо внедрение инновационных технологий. Рассмотрены модернизационные проекты перестройки транспортного комплекса в свете реализации Транспортной стратегии России на период до 2030 г.

Ключевые слова: транспортная стратегия; транспортный комплекс; модернизационные проекты; инновации; экономические санкции.

 

 

Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии каждого государства.

Территориальную целостность РФ и единство ее экономического пространства обеспечивают транспортные коммуникации, которые объединяют между собой районы, а также связывают нашу страну с мировым сообществом, тем самым обеспечивая интеграцию России в глобальную экономическую систему.

Географическое положение РФ дает возможность получать значительный доход от экспортных операций и транзитных перевозок.  Таким образом, развитие транспортного комплекса обеспечивает условия экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качество жизни населения [14; 15].

Современное состояние транспортного комплекса РФ

Период 2014-2016 гг. для России характеризуется рецессией, возникшей в силу нескольких неблагоприятных факторов. Среди таких факторов следует отметить, сохраняющиеся по сей день экономические санкции со стороны западных и европейских стран, а также значительное падение мировых цен на нефть и другие энергоносители, косвенным результатом чего послужила двукратная девальвация рубля. В свою очередь данные обстоятельства, а также введение продовольственного эмбарго, стали причиной подорожания импортных товаров и падения доходов населения. В результате сложившаяся экономическая конъюнктура привела к снижению ВВП [3; 6].

Усиление негативных тенденций в российской экономике негативно сказалось и на результатах работы всего транспортного комплекса, который в среднем дает около 5% ВВП. Данное значение выше, чем у других членов БРИКС и таких развитых стран, как США и Германия [12].

Структура рынка грузоперевозок делится на несколько видов транспорта: автомобильный; железнодорожный; водный (морской и речной); воздушный; трубопроводный [1].

Следует различать структуру перевозки грузов, которая характеризует тоннаж перевезенных грузов, и структуру грузооборота, измеряемую в тонно-километрах.

Что касается первого показателя, то в данном случае неизменное лидерство сохраняется за автомобильным транспортом, доля которого в среднем составляет около 68%. На втором месте по тоннажу перевезенных грузов в России занимает железнодорожный транспорт (17%), на третьем – трубопроводный (13%). Водный и воздушный транспорт суммарно составляют порядка 2% от общего тоннажа [2].

Данные статистики свидетельствуют, что в 2014-2015 гг. автомобильный транспорт начал терять свою долю рынка, а сегмент железнодорожного и морского видов транспорта увеличивает свою долю в общей структуре. Связан данный факт с сокращением вследствие санкций экспорта и импорта большинства потребительских товаров, которые перевозились именно автомобильным транспортом. А экспорт биржевых товаров (газ, нефть, металл, зерно и т.д.) наоборот, возрос в связи с низким курсом рубля. Для доставки таких товаров используется непосредственно морской и трубопроводный транспорт. В связи с чем, некоторые автоперевозчики были вынуждены покинуть рынок [3; 5].

Что касается грузооборота в РФ, то он достаточно стабилен.  Лидирующую позицию еще с 90-х годов 20 века занимает трубопроводный транспорт (таблица 1), что легко объясняется углеводородной направленностью экспорта в нашей стране. На втором месте находится железнодорожный транспорт, который постоянно наращивает свою долю в общей структуре грузооборота в т-км. Что же касается автомобильного транспорта, то его доля довольно низкая, несмотря на внушительный тоннаж перевезенных грузов. Связано это с тем, что в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют перевозки на близкие расстояния (внутригородские и внутриобластные), которые при большом объеме перевозок составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России [2; 4].

 

 

Таблица 1. Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (2010–2015 гг.)

Год

Показатель

Вид транспорта

Автомобильный

Внутренний

водный

Воздушный

Железнодорожный

Морской

Трубопроводный

Транспорт – всего

2010

Грузооборот, млрд т-км

199

54

4,7

2011

100

2382

4751

Удельный вес, %

4,19

1,14

0,10

42,33

2,10

50,14

100

2011

Грузооборот, млрд т-км

223

59

4,95

2128

78

2422

4915

Удельный вес, %

4,54

1,20

0,10

43,30

1,59

49,28

100

2012

Грузооборот, млрд т-км

249

81

5,1

2222

45

2453

5505

Удельный вес, %

4,52

1,47

0,09

40,36

0,82

44,56

100

2013

Грузооборот, млрд т-км

250

80

5

2196

40

2513

5084

Удельный вес, %

4,92

1,57

0,10

43,19

0,79

49,43

100

2014

Грузооборот, млрд т-км

247

72

5,2

2301

32

2423

5080

Удельный вес, %

4,86

1,42

0,10

45,30

0,63

47,70

100

2015

Грузооборот, млрд т-км

233

64

5,4

2306

42

2444

5093

Удельный вес, %

4,57

1,26

0,11

45,28

0,82

47,99

100

 

 

Важен тот факт, что на протяжении четырех лет грузооборот в целом оставался практически неизменными, даже несмотря на то, что показатели внешней торговли имели положительные тенденции. Чего нельзя сказать о ежегодном падении объемов перевезенных грузов [4; 5]. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов за 20102015 гг. приведена в таблице 2.

 

 

Таблица 2. Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в РФ

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Грузооборот транспорта, млрд т-км,

4 751

4 915

5 505

5 084

5 080

5 093

Объем перевезенных грузов, млн т

7 750

8 337

8 519

8 264

8 006

7 465

 

 

В этой отрицательной динамике объема перевезенных грузов сыграл свою роль именно автомобильный транспорт, падение которого в 2015 г. составило около 12% в начале года. Девальвация рубля изменила ситуацию в автотранспортной отрасли к концу года, но ежемесячного снижения грузовых перевозок избежать не удалось – спрос на услуги продолжал сокращаться. Так, если в 2010 г. было перевезено 7750 млн т груза, то в 2015 г. – 7465,1 млн т. При этом спад по сравнению с предыдущим годом составил более 10%. В результате спрос начал смещаться в сторону железнодорожных перевозок [5; 7].

Смещение спроса в сторону железнодорожного транспорта можно объяснить рядом причин: достаточно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути, не смотря на возросшие в 2015 г. тарифы. Кроме того, при международных перевозках часто используются мультимодальные схемы транспортировки с выгодной тарификацией (комбинация автомобильного и железнодорожного транспорта, а также морского и железнодорожного и т.д.).

Тем не менее, не все перевозчики согласны использовать железную дорогу в качестве единственного средства перевозки грузов. В большинстве своем для малого и среднего бизнеса данный вид транспорта является невыгодным. Отсутствие возможности точечной доставки по конкретному адресу (доставка до двери), трудное планирование поставок и дополнительные расходы на погрузку-разгрузку грузов – все это снижает востребованность железной дороги в пользу других видов транспорта.

В результате произошел небольшой прирост объема воздушных перевозок, а морские грузоперевозки в 2015 г. увеличились на 15% по сравнению с предыдущим годом. Что же касается автомобильного транспорта, то за первые два месяца 2015 г. наблюдались отрицательные значения сальдо прибылей и убытков в размере 7,3 млрд руб. [1; 5].

Так что же является причиной такой статистики? Во-первых, санкции и продовольственное эмбарго значительно сократили величину экспорта и импорта. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля, значительно выросли риски неплатежеспособности заказчиков транспортных услуг. В-третьих, наблюдается рост расходов на транспортное обслуживание, цен на топливо, увеличение тарифов на КАСКО и ОСАГО, а также введение системы взимания платы «Платон». Таким образом, сокращение внешнеторговых потоков и увеличение затрат значительно повлияло на транспортный комплекс РФ.

Инновационные решения по модернизации транспортного комплекса в рамках реализации Транспортной стратегии РФ

В настоящее время российская система транспортного сообщения имеет ряд отрицательных факторов: низкая скорость оборота транспорта, отсутствие развитой инфраструктуры, высокая степень износа и аварийность.

Одним из направлений государственной политики РФ относительно транспортного комплекса является переход на инновационный путь развития отрасли. Данный переход способен обеспечить внедрение новых технологий и обновление основных фондов, что в свою очередь улучшит транспортную связь между регионами внутри страны и послужит скорейшей интеграции с транспортными сетями других государств. Для достижения таких результатов понадобится широкий круг инновационных решений [8; 11].

Главный акцент в Транспортной программе РФ сделан на развитие современной и эффективной инфраструктуры, повышение доступности, безопасности и качества транспортных услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потенциала страны. Важным направлением в развитии транспортного комплекса является разработка новой техники и технологии, максимально адаптированных к российским условиям. Позитивный эффект от инвестиций в транспортную систему РФ могут принести инновационные методы проектирования и строительства транспортных коммуникаций, замена транспорта, оснащение его современными приборами навигации и экономии топлива, регламентирование работы и обучение персонала.

Развитие дорожной сети в РФ стоит на первом месте в числе приоритетных стратегических задач. Согласно Транспортной стратегии РФ в автодорожной отрасли запланированы модернизационные проекты: 

1. Строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки между экономическими центрами страны.

2. Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, на подходах к крупным транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам и к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе РФ.

Важное условие при реализации указанных проектов – соответствие дорог требованиям, которые предъявляются международными соглашениями к международным автомагистралям Европейской и Азиатской сетей автомобильных дорог [9].

Авторы полагают, что в качестве инновационных технологий нужно перенять опыт строительства дорог в Канаде, США, Китае, в странах, где климатические условия максимально приближены к России и уже существует положительный эффект [13; 14].

Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ представлены в таблице 3 [10].

 

 

Таблица 3. Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ (2010–2016 гг.)

Показатель

план/ факт

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, км

план

19545

19755

21098

23296

27060

31680

36696

факт

19272

20128

21865

23636

27548

32919,5

37049

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, км

план

14898

15409

15849

16239

16861

17625

16660

факт

13829

13798

13475

12105

17132,7

11253

Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, км

план

411,9

309,6

352,9

604,8

716,8

407,7

464,4

факт

350,7

324

597,3

716,83

422,8

303,58

Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, предусматривающие федеральное софинансирование, км

план

73

552

552

528,9

465,6

23

3

факт

454,9

594

528,9

465,6

45,5

37,8

 

 

Качество дорожной инфраструктуры напрямую зависит от внедрения инновационных технологий. По окончанию Транспортной программы планируется построить и реконструировать 7300 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе строительство 1200 км платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. Среди них скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, участки автомобильной дороги М-4 «Дон» с введением платного проезда от Московской кольцевой автомобильной дороги в Московской области до границы Липецкой и Воронежской областей. Кроме того, к концу 2020 г. будут построены и реконструированы 2100 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В рамках Транспортной стратегии РФ для железнодорожной сферы сформулированы следующие задачи:

 увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети;

 строительство железных дорог в районах нового освоения и по направлению транспортных коридоров;

 обновление парка пассажирских составов, грузовых вагонов и локомотивов с увеличением их безопасности.

К 2020 г. в свете Транспортной стратегии запланировано ввести в эксплуатацию 600 км новых железнодорожных линий, 1100 км дополнительных главных путей; увеличение скорости доставки грузовых отправок до 340 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении – 900 км в сутки.

Что касается морского транспорта, то согласно Транспортной стратегии РФ запланировано увеличить суммарную производственную мощность отечественных портов на 413,1 млн т, а общий тоннаж морского транспортного флота РФ увеличить в 2 раза.

Для воздушного транспорта Транспортной стратегией предусмотрено:

 строительство и реконструкция 93 взлетно-посадочных полос;

 разработка перспективных воздушных судов, обеспечивающих безопасную и эффективную транспортную деятельность;

 обновление парка самолетов в размере 777 единиц;

 увеличение количества перевезенных пассажиров на местных авиалиниях в 1,5 раза в год, трансферных пассажиров – более, чем в 20 раз [8; 9].

Заключение

Транспорт способствует образованию более эффективного экономического пространства. На это указывает существование устойчивой связи между ростом объема грузоперевозок и экономическим ростом.

Долговременные инвестиции в транспортную систему РФ возвращаются с прибылью, поэтому доля инновационных решений в транспортную отрасль должна быть максимально велика. Например, разработка и освоение нового оборудования для строительства дорог, обустройства дорожной сети, разработка и испытание образцов современных технических средств организации и обеспечения безопасности движения.

Модернизационные проекты в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 г. направлены на разработку инновационных технологий в сфере транспорта, так как именно новые технологии в условиях ограниченности ресурсов позволят сократить значительное отставание России от мировых тенденций в развитии транспорта.

На мероприятия, предусмотренные Транспортной программой, объем финансирования составляет 10250 млрд руб., из которых около 46% – средства федерального бюджета. При этом вклад проведенных мероприятий в ВВП России оценивается в 9,5 трлн руб., т.е. почти 1/3 среднего прироста ВВП будет обусловлена мероприятиями Транспортной программы.

Таким образом, транспортный комплекс рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики нашей страны.

 

Библиографический список

1. Аксеров А. Что происходит на рынке грузоперевозок в России. Независимое интернет издание Rusbase. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://rb.ru/opinion/gruz/

2. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Бюллетень социально-экономического кризиса в России. Динамика грузоперевозок в России. Выпуск №08. Декабрь 2015. [Электронный ресурс].  – Режим доступа. – URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/7400.pdf

3. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Внешняя торговля: переход к восстановлению. Выпуск № 20. Декабрь 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11217.pdf

4. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://fedstat.ru/indicator/30990

5. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». Обзор рынка грузоперевозок – 2015: статистика и тенденции. [Электронный ресурс].  – Режим доступа. – URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/32406-obzop-pynka-gpuzopepevozok-2015-statistika-i-tendentsii.html

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Росстат. [Электронный ресурс].  – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/

7. Совместный проект RBK и Альфа Банк. Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014-2015 гг. и прогноз до 2018 г. [Электронный ресурс].  – Режим доступа. – URL: http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/Автогрузоперевозки_спецверсия-7.pdf

8. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р «О внесении изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008. 

9. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 27.02.2017) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

10. Официальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. ФЦП: Подпрограмма «Автомобильные дороги». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2017/267/

11. Безновская В.В., Прусова В.И. Конкурентоспособность и развитие российских предприятий в условиях глобальной экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №5-1. – С. 123-128.

12. Безновская В.В., Жабкин М.О., Прусова Л.В. Российский рынок легковых автомобилей в условиях санкций // Автотранспортное предприятие. – 2016. – №8. – С. 35-39.

13. Кирова И.В., Попова Т.Л. Перспективы модернизации российской экономики в условиях санкционного режима // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2016. – № 2 (8). – С. 7.

14. Прозументова В.В., Безновская В.В., Прусова В.И. Риски выхода транспортных компаний на зарубежные рынки // Автотранспортное предприятие. – 2016. – №12. – С. 49-51.

15. Юкиш В.Ф. Тенденции развития транспортного комплекса России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 12-3. – С. 183-189.

 

 

THE ROLE OF THE TRANSPORT COMPLEX IN THE RUSSIAN ECONOMY

 

V.I Prusova, candidate of economic sciences

V.V. Beznovskaya, associate professor

V.V. Prozumentova, graduate student

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI)

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article is devoted to problems and features of development of transport system of Russia. Analyzing the current state of the transport sector, the authors believe that for the successful functioning of the industry requires the introduction of innovative technologies. Reviewed modernization projects of restructuring of the transport complex in the light of the implementation of the Transport strategy of Russia for the period till 2030.

Keywords: Transport strategy; transport system; modernization projects; innovations; economic sanctions.