Кадникова О.В. Риски при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Германии / О.В. Кадникова, А.А. Фомина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 46-51.

РИСКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ

 

О.В. Кадникова, канд. филол. наук, доцент

А.А. Фомина, студент

Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

(Россия, г. Кемерово)

 

Аннотация. В статье приведена информация об основах внешнеэкономической деятельности в Германии, рассматриваются основные экономические показатели Германии за последний год, анализируются риски, связанные с внешней торговлей Германии, и нормативно-правовая база, которой она регулируется. Кроме того, даны рекомендации для предпринимателей, планирующих заниматься внешней торговлей с Германией.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, Германия, риски, международные отношения.

 

 

Взаимоотношения России и Германии всегда отличались своим непостоянством. Начало и середина ХХ века выдались сложными в рамках взаимоотношений. В конце ХХ века ситуация стала меняться в лучшую сторону. Страны начали активно сотрудничать как в экономическом, так и в политическом плане. Хотя отношения России и Германии были далеки от идеальных, тем не менее, они были довольно хорошими вплоть до 2013 года. Сегодня же в них возник разлад в результате «введения санкций против России» [1, c. 15] и ответного «продовольственного эмбарго» [2, c. 75] против стран ЕС в целом, и Германии, в частности. Тем не менее, ряд немецких компаний продолжает активно сотрудничать с Россией. «Россия и Германия остаются друг для друга важными торговыми партнерами» [1, c. 17].

В связи с тесным сотрудничеством компаний России и Германии, российским партнерам крайне важно знать экономику Германии, ситуацию в стране, а также риски, которые могут возникнуть в результате внешнеэкономической деятельности между странами. Таким образом, актуальность данной статьи заключается в необходимости российских предпринимателей знать ситуацию своих контрагентов за границей.

Стоит отметить, что деятельность на любом внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника внешнеэкономической деятельности. Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т.е. принять меры по устранению источников этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий. Первую группу рисков компании анализируют сами, выбирая себе партнеров. Поскольку предприятия сами могут влиять на первую группу рисков, их обсуждение, как правило, происходит на стадии переговоров, где обсуждаются риски, которые могут возникнуть у компании. Поскольку каждая компания обсуждает это в индивидуальном порядке, акцент в данной статье сделан на вторую группу рисков. Эти риски возникают независимо от компании, и на них в большей степени влияет политическая и экономическая ситуация во всей стране [3, c. 45].

Прежде всего, рассмотрим общую ситуацию, сложившуюся в Германии в последнее время. В 2015 г. низкие цены на энергоносители и ослабление европейской валюты не только компенсировали негативный эффект внешних (сложная геополитическая обстановка, миграционный кризис, антироссийские санкции, еврокризис) и внутренних (непросто идущая энергореформа, пенсионная реформа, введение с 2015 г. минимального размера оплаты труда) факторов, но и обеспечили экспортоориентированной экономке ФРГ солидный рост. Так, еѐ успехи по итогам года оказались выше прогнозируемых. Вместо ожидаемых 1-1,3% рост ВВП в 2015 г. составил 1,7%. Так, в I квартале 2015 г. рост ВВП ФРГ значительно превысил показатель предыдущего квартала (+1,2%), а в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. увеличился на +3,2%. Во II квартале 2015 г. немецкая экономика смогла увеличить заданный темп до +1,6% (в годовом исчислении +3,7%). В III квартале 2015 г. прирост ВВП оказался итого больше (+1,8% и 3,8% соответственно). По данным Федерального Банка ФРГ, ВВП страны в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1,7% (в 2014 г. был зафиксирован рост в размере 1,5%). Основные макроэкономические показатели Германии представлены в таблице 1. Как мы видим, эта страна, несмотря на ряд проблем, остается одной из наиболее стабильных в экономическом плане. В 2015 году наблюдается рост ВВП, увеличивается объем экспорта и импорта товаров, а кредитные рейтинговые агентства (в частности, Standart&Poors) присваивают Германии самый высокий рейтинг кредитоспособности, а это означает, что страна может расплачиваться по своим долгам со своими кредиторами [4].

 

 

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Германии [4]

Снимок.JPG

 

 

Как мы видим, экономическая ситуация в стране выглядит стабильной. Однако при осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать не только макроэкономические показатели, но и политическую ситуацию в стране, ее законодательство, таможенные барьеры. Даже социальная обстановка влияет на риски, поскольку всегда существует риск сорвать поставки товаров в результате переворотов, бунтов, террористических атак и других похожих ситуаций. Что же следует учитывать, начиная искать партнеров в Германии.

Прежде всего, необходимо знать законодательство Германии. Крайне важно знать, как регулируется предпринимательская и торговая деятельность в этой стране. Следует иметь в виду, что Германия входит в Европейский Союз, и поэтому ее торговля регулируется не только национальным законодательством, но и законами Европейского Союза. Особо хочется отметить такие законы, как:

1) Регламент ЕС от 26.02.2009 № 260/2009 «Об общих правилах импорта».

2) Регламент ЕС от 07.07.2009 № 625/2009 «Об общих положениях регулирования импорта из третьих стран».

3) Регламент ЕС от 19.10.2009 № 1061/2009 «Об общих правилах экспорта».

4) Регламент ЕС от 23.07.1987 № 2658/87 «О таможенной и статистической номенклатуре и едином таможенном тарифе» (в ред. от 16.10.2014).

5) Закон от 06.01.2004 «О безопасности товаров» (ProdSG)(в ред. от 31.08.2015).

6) Закон от 04.07.2013 «О капиталовложениях» (Kapitalanlagegesetzbuch — KAGB) (в ред. от 30.06.2016).

7) Постановление Правительства ФРГ от 02.08.2013 «О порядке применения закона о внешнеэкономической деятельности» (Aussenwirtschaftsverordnung — AWV) (в ред. 14.03.2016).

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что в Германии приняты законы, регулирующие продажу отдельных видов товаров. К ним относятся:

1) Закон от 06.01.2004 «О безопасности товаров» (ProdSG)(в ред. от 31.08.2015).

2) Закон от 31.01.2001 «О радио и телекоммуникационном оборудовании (FTEG) (31.12.2012).

3) Закон от 26.02.2008 «Об электромагнитной совместимости устройств» (EMVG) (в ред. 31.08.2015).

4) Закон от 02.08.1994 «О медицинской продукции» (MPG) (в ред.31.08.2015);

5) Закон от 27.02.2008 «Об экологических требованиях в отношении энергопотребляемых товаров» (EVPG) (в ред. от 31.08.2015).

Но основным законом, безусловно, считается «Закон о внешнеэкономической деятельности» от 28.04.1961г. Этим законом вводится ряд торговых ограничений. Например, введение ограничений на вывоз товаров в целом ряде случаев, например, для предотвращения угрозы невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей общества или противодействия такой угрозе, а в отношении продуктов питания и сельскохозяйственной продукции – в целях предотвращения существенных перебоев в экспорте по причине поставок низкокачественной продукции. Импорт принципиально свободен от ограничений, а требование в отношении разрешения на ввоз (получение лицензии) возникает лишь в случае внесения соответствующего товара в специальные списки-приложения к указанному выше Закону. Если ввозимый товар не соответствует существующим в ЕС техническим, фитосанитарным и другим нормам, то выпуск в оборот такого товара не разрешается [5].

Что касается таможенных барьеров, то здесь все зависит от того, с какой целью ввозится товар. От этого зависит, какие таможенные процедуры придется пройти и как много времени это займет. Перечень целей и процедур представлен в таблице 2.

Еще одним риском в отношении внешнеэкономической деятельности между Россией и Германией считается то, что у Германии есть ряд нетарифных ограничений против России. Прежде всего, это касается товаров ядерного цикла. На ячмень и пшеницу мягких сортов установлены тарифные квоты. Запрещено ввозить в страну шкуры рыси и волка.

 

Таблица 2. Перечень таможенных процедур для экспорта товара в ЕС (Германию) [3]

 

 

Но не только нормативно-правовая база и таможенные и тарифные ограничения являются препятствием при торговле России с Германией на сегодняшний день. Нестабильна и социальная ситуация в стране. Так, приток мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока обострил угрозу террористических актов на всей территории Европы, и Германии в том числе. В результате угрозы террористических актов опасная обстановка возникает не только в самой стране. Проблемы происходят и с импортом товаров и с его доставкой до пункта назначения [6].

Опасения вызывает и политическая ситуация в стране. Сегодня многие граждане Германии недовольны политикой, проводимой нынешними властями, и, в частности, канцлером Германии Ангелой Меркель. По данным социологических опросов, половина жителей ФРГ не хотят видеть Ангелу на посту канцлера. Её политика открытых дверей в отношении мигрантов с Востока не устраивает обычных граждан, которые терпят неудобства от беженцев. Следующие парламентские выборы назначены на 2017 год, и именно на них решится, кто будет дальше управлять страной. И хотя это является в большей степени внутренними делами Германии, от новой политики будет зависеть и развитие торговли с другими странами, в том числе и с Россией. Таким образом, для компаний есть риск, что новая политика ужесточит ограничения торговли с Россией. Особенно это касается тех компаний, которые планируют выйти на рынки Германии на долгосрочную перспективу.

Таким образом, с экономической точки зрения Германия является одной из наиболее стабильных стран, с которой можно смело заключать экспортно-импортные договора. Но внешнеэкономическая деятельность всегда связана с определенными рисками, и Германия не является исключением. Хотя экономические риски минимальны, всегда имеются риски, связанные с транспортировкой товара. К тому же, никто не застрахован от внутренних рисков компании. Однако, их можно минимизировать. Для этого предпринимателям, планирующим налаживать связи с Германии, хотелось бы дать следующие рекомендации:

1) Иметь возможность проводить самострахование. Как правило, этот метод применим для крупных компаний со стабильным доходом, которые могут спрогнозировать возможные потери и избежать их за счет текущего дохода. Так можно преодолеть небольшие риски, связанные, например, с проблемой поставки какой-либо одной партии товара в результате форс-мажорных обстоятельств.

2) Передавать риски страховым компаниям, которые выступают в роли трансферта. В этом случае, если компания понесет какие-либо потери, страховая компания сможет оперативно перекрыть их. Однако этот метод имеет ряд ограничений. Во-первых, страховые компании могут запрашивать высокую цену за свои услуги. Во-вторых, некоторые риски такими компаниями не страхуются (обычно это риски, которые могут произойти с большей долей вероятности). Этот метод применим, как правило, при торговле с развитыми странами. Следовательно, при торговле с Германией этот метод имеет место быть.

3) Прибегать к помощи торговых представительств и торгово-промышленных палат. Они могут провести проверку предполагаемых партнеров. Это сокращает риск связаться с фирмами — «однодневками», а также с компаниями, которые находятся на грани банкротства [2, c. 76].

На сегодняшний день потребность компаний в выходе на зарубежный рынок очень большая, и риск является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности. Поэтому маркетологи должны предвидеть потенциальные риски, а также должны уметь планировать риски и управлять ими.

 

Библиографический список

1. Кадникова О.В., Балахонцев О.И. Влияние экономических санкций на торговые отношения между РФ и ФРГ // Вестник магистратуры.  2016.  4-2 (55).  С. 15-17.

2. Кадникова О.В., Балахонцев О.И. Влияние продуктового эмбарго на сельское хозяйство ФРГ // Вестник магистратуры.  2016.  №6-4 (57).  С. 75-77.

3. Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: Дата Стром, 2010. – 80 с.

4. Бизнес путеводитель по Федеративной Республике Германия на 2016 год // [Электронный ресурс] 2016. URL: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/dab331f4-6f34-4e8c-9655-3d4248d9a328/Бизнес%20путеводитель%20на%202016%20год.pdf (дата обращения 18.08.2016).

5. Зуев А.В. Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний [Электронный ресурс] // Library.ru: информ.-справочный портал.  М., 2005–2016. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/04/1214894727/41.pdf (дата обращения 19.08.2016).

6. Сайт Euronews «Экономика Германии выросла вопреки опасениям экспертов». [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://ru.euronews.com/2015/01/15/domestic-spending-boosts-german-economic-success/ (дата обращения 19.08.2016).

RISKS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES IN GERMANY

 

O.V. Kadnikova, candidate of philological sciences, associate professor

A.A. Fomin, student

Kemerovo institute (branch) Russian economic university. G.V. Plekhanov

(Russia, Kemerovo)

 

Abstract. The article provides information on the basics of foreign economic activity in Germany, discusses the main economic indicators in Germany over the past year, analyzed the risks associated with foreign trade of Germany and the legal framework which it is regulated. In addition, recommendations for entrepreneurs who plan to engage in foreign trade with Germany.

Keywords: foreign economic activity, foreign trade, Germany, risks in international relations.