Швайгерт Д.В. Региональные аспекты институционального развития российского рынка ценных бумаг // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №1. – С. 132-138.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Д.В. Швайгерт, аспирант

Институт экономики Уральского отделения РАН

(Россия,  г. Екатеринбург)

 

Аннотация. По мере развития национальной финансовой системы страны, вопросы, связанные с развитием рынка ценных бумаг будут приобретать все большую актуальность. На сегодняшний день региональным аспектам функционирования фондового рынка не уделяется достаточного внимания. В данной статье рассмотрено текущее состояние и специфические особенности регионального сегмента российского рынка ценных бумаг. Особое внимание уделяется мерам развития регионального рынка ценных бумаг и повышению его роли в системе функционирования национального фондового рынка.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, регионы, профессиональные участники, инвестиции.

 

Институт рынка ценных бумаг служит одним из инструментов перераспределения финансового капитала не только между разными странами, но и между регионами одной страны. Региональные аспекты деятельности фондового рынка приобретают все большую актуальность по причине развития финансовых отношений, а также разработок региональных программ экономического развития.

Говоря о современном состоянии фондовых рынков российских регионов, следует отметить, что к настоящему моменту уровень их развития характеризуется высоким уровнем дисбаланса. Так, инвестиционная активность главным образом сконцентрирована в Центральном федеральном округе (ЦФО), на который приходится более 40% всех выпусков ценных бумаг в России. Среди остальных регионов выделяются Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), Уральский федеральный округ (УрФО) и Сибирский федеральный округ (СФО) (рис. 1.).

 

Рис. 1. Доля региональных выпусков ценных бумаг в общем количестве эмиссий

Источник: СБРФР [1], расчеты автора

 

Помимо инвестиционной активности для ЦФО характерна и высокая концентрация институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг. При этом доминирование ЦФО здесь проявляется в еще большей степени, чем в количестве размещений ценных бумаг. На ЦФО приходится 68% всех профучастников, работающих в России, СЗФО – 7%, УрФО – 5% (Рис. 2.).

 

Рис. 2. Доля профучастников рынка ценных бумаг по регионам

Источник: СБРФР [2], расчеты автора

 

Необходимо также отметить, что лицензии, связанные с деятельностью по организации биржевых торгов за пределами ЦФО имеются лишь у профучастников из СЗФО. В остальных российских регионах инфраструктура рынка ценных бумаг представлена лишь институтами посреднической и учетной инфраструктуры. Так, например инфраструктура рынка ценных бумаг в УрФО в основном состоит из профучастников имеющих лицензии на брокерскую, дилерскую, депозитарную и деятельность по управлению ценными бумагами (Табл. 1). Ожидаемое повышение конкуренции в региональном сегменте российского фондового рынка после вступления в ВТО [3, С. 67] к настоящему моменту также не привело к ощутимым результатам в этой сфере.

 

Таблица 1. Количество лицензий профессиональных участников финансовых рынков в УрФО (по состоянию на 01.01.2013)

Вид деятельности

Ед.

Брокерская

41

Дилерская

42

Управление ценными бумагами

38

Депозитарная

30

Ведение реестра владельца ценных бумаг

3

Организация торговли

0

Фондовая биржа

0

Клиринговая деятельность

0

Источник: Межрегиональное управление СБРФР в УрФО [4]

 

Высокая концентрация финансовых потоков и институциональной инфраструктуры в рынке ценных бумаг ЦФО (в частности в г. Москва) делает его взаимосвязь с другими региональными рынками достаточно слабой, что обуславливает фрагментарный характер их развития [5, С. 32]. Таким образом, на данный момент Москва является единственным достаточно мощным и развитым финансовым центром России. Другие локальные финансовые центры, расположенные на территории СЗФО, УрФО и СФО не являются серьезными конкурентами и по этой причине не способны стать достойной альтернативой в обозримом будущем.

Тем не менее, на наш взгляд региональные фондовые рынки имеют определенный потенциал. Однако прежде чем перейти к возможной стратегии развития регионального сегмента рынка, рассмотрим специфические особенности его функционирования.

1. Институты регионального рынка ценных бумаг являются составными частями национального фондового рынка. По этой причине любой региональный фондовый рынок вне зависимости от степени своего развития не способен функционировать вне рамок рынка ценных бумаг национального уровня. Влияние, которое оказывается на деятельность фондового рынка в целом, находит свое отражение и в деятельности региональных рынков ценных бумаг. Процесс формирования и развития рынков регионов базируется на принципах целостности, регулируемости, законности, создания особой институциональной структуры, уменьшения уровня риска для инвесторов, а также транспарентности.

2. Основной целью функционирования регионального рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций для удовлетворения финансовых потребностей эмитентов, расположенных на территории региона. В свою очередь удовлетворение инвестиционных потребностей регионального эмитента способствует формированию благоприятных условий для жизнедеятельности региона и увеличения уровня благосостояния его населения.

3. Уровень развития регионального фондового рынка связан с уровнем развития экономики региона. На размер финансовых капиталов, которые привлекаются через региональный рынок, существенное влияние оказывает инвестиционный потенциал региона и его привлекательность для инвесторов. Развитие регионального рынка ценных бумаг способствует структурной перестройке экономической модели развития региона. Фондовый рынок для региональных властей интересен главным образом как инструмент стимулирования инвестиционной и деловой активности региона, роста уровня регионального развития.

4. Сущность структуры регионального фондового рынка формирует деятельность отдельных элементов его институциональной среды (эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, территориальные отделения финансового регулятора, саморегулируемые организации), а также региональных институтов государственного управления (органы законодательной и исполнительной власти). Специфика деятельности этих двух основных групп региональных институтов обуславливает уровень эффективности функционирования регионального рынка ценных бумаг относительно экономики региона.

Все вышеперечисленные особенности регионального сегмента российского фондового рынка взаимосвязаны между собой и оказывают одновременное влияние не только непосредственно на развитие рынка ценных бумаг региона, но и на развитие региональной экономики в целом. Учитывая, что существенная доля инвестиционной активности и большая часть институциональной инфраструктуры приходится на Москву, на наш взгляд стратегия развития региональных рынков ценных бумаг должна быть ориентирована на усиление их роли в системе функционирования национального фондового рынка (Рис. 3.).

 

Рис. 3. Стратегия усиления роли регионального рынка ценных бумаг в системе функционирования  национального фондового рынка

Источник: составлено автором

 

Рассмотрим предлагаемые меры более подробно. При формировании концепции развития регионального сегмента рынка ценных бумаг представляется целесообразным выделить два типа институтов регионального уровня, в задачи которых, в разной степени участия, входит поддержка локального рынка:

1) Институциональная среда регионального рынка ценных бумаг:

 участники рынка ценных бумаг;

 институты инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2) Региональные институты государственного управления:

 органы законодательной власти;

 органы исполнительной власти.

В рамках развития институциональной среды регионального фондового рынка возможно осуществление мероприятий по увеличению инвестиционной активности населения региона, организации и проведению семинаров по улучшению качества корпоративного управления эмитентов, консультирование профессиональными участниками эмитентов в сфере взаимодействия с торговыми и финансовыми посредниками. Развитие институциональной среды регионального рынка ценных бумаг влечет за собой развитие ее форм взаимодействия с экономикой региона. Развитие региональной экономики ведет к улучшению качества ее структуры, что в свою очередь благотворно отражается на уровне развития фондового рынка. Характер влияния институциональной среды рынка на экономическое положение региона представлен ниже.

Эмитенты. На уровне эмитентов ценных бумаг главной формой взаимодействия является привлечение инвестиций. Привлечения финансирования позволяет эмитентам удовлетворять свои потребности в дополнительном капитале. Таким образом, решаются задачи роста привлекательности региона для инвестиционной деятельности.

Институты посреднической торговли. При помощи инструментов торгового и фондового посредничества профессиональные участники регионального сегмента фондового рынка получают прибыль от ведения коммерческой деятельности, которая основана на предоставлении финансовых услуг эмитентам и инвесторам.

Рост числа профессиональных участников увеличивает уровень конкуренции на рынке инвестиционных услуг, что способствует уменьшению их цен и повышению качества. В то же время новые профессиональные участники создают дополнительные рабочие места, что в свою очередь приводит к росту занятости населения региона. Также профессиональные участники увеличивают свою долю в формирование региональных бюджетов посредством совокупного роста уплачиваемых ими налоговых платежей. Здесь необходимо упомянуть и о квазирегиональных участниках (ими являются эмитенты, инвесторы и профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые имеют регистрацию в одном субъекте РФ, но при этом осуществляют свою деятельность в другом регионе) [6, С. 209], которые платят налоги в тех регионах, в которых они зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Институты инвестиционной инфраструктуры. Институты финансовых посредников обладают необходимыми возможностями для аккумулирования денежных ресурсов населения и организаций в целях финансирования крупных региональных инвестиций. По этой причине в региональной инвестиционной инфраструктуре основной формой взаимодействия является централизация финансового капитала. Сущность процесса централизации финансового капитала заключается в том, что денежные средства большого количества как физических, так и юридических лиц аккумулируются при помощи региональных инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов для последующего инвестирования. Данный совокупный объем финансовых ресурсов может стать довольно существенным инвестиционным потенциалом для регионов.

Институты учетной инфраструктуры. Основная деятельность институтов учетной инфраструктуры состоит в закреплении имущественных и неимущественных прав, а также прав собственности на ценные бумаги эмитентов региона, что позволяет обеспечивать защиту прав инвесторов.

Институты регулятивной инфраструктуры. Взаимодействие регулятивной инфраструктуры на региональном уровне является более сложным процессом, поскольку регулирование фондового рынка имеет общенациональный характер. Регулятор рынка в соответствие с действующим законодательством обязывает раскрывать информацию об эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Однако, несмотря на то, что перечень подлежащей раскрытию информации регламентирован, региональные отделения национального регулятора имеют возможность самостоятельно определять ее объем. В этой связи информации, которая касается нарушений профессиональных участников, прав инвесторов, а также информации о финансовых пирамидах на территории региона может не уделяться должного внимания.

Участие региональных институтов государственного управления в развитии локального рынка ценных бумаг предполагает комплекс мероприятий со стороны региональных органов власти. Его реализация будет способствовать не только развитию структурного качества региональной экономики в целом, но и росту эффективности государственного влияния на развитие регионального фондового рынка.

В рамках участия региональных институтов государственного управления в развитии регионального рынка ценных бумаг можно выделить следующие основные  направления:

1. Взаимодействие с региональными эмитентами ценных бумаг в области содействия их выходу на национальный фондовый рынок. Эмитенты региона смогут получить дополнительный финансовый капитал и возможность обращения своих ценных бумаг на организованном и достаточно ликвидном национальном рынке. Региональным властям более активное развитие эмитентов обеспечит рост их налоговых платежей в бюджет региона, увеличение уровня занятости, формирование благоприятного инвестиционного климата, а также перестройку структуры региональной экономики.

2. Создание новых и увеличение капитала существующих региональных венчурных фондов, осуществляющих инвестиции в предприятия региона. На данный момент в России действует 22 региональных венчурных фонда с общим объемом 9,4 млрд. рублей. Фонды с наибольшим размером капитала (свыше 800 млн. рублей) работают в Москве, Краснодарском крае, Мордовии и Татарстане. Наименьшие объемы (120 млн. рублей) имеют венчурные фонды в Красноярском крае и Томской области. В остальных регионах, где функционируют венчурные фонды, в том числе и в Свердловской области, их размер в основном не превышает 300 млн. рублей [7]. Основным требованием к данным фондам должно быть инвестирование в акции региональных акционерных обществ.

Таким образом, на уровень развития региональных рынков ценных бумаг влияет не только национальный фондовый рынок, но уровень развития региональной экономики и региональной институциональной среды. Взаимодействие на региональном уровне институтов инфраструктуры рынка и институтов государственного управления может способствовать эффективной реализации стратегии усиления роли регионального сегмента рынка ценных бумаг, в системе функционирования национального фондового рынка.

Библиографический список

1. Официальный сайт СБРФР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/about/structure/local_govenment/index.html (Дата обращения: 23.12.2015)

2. Официальный сайт СБРФР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/about/structure/local_govenment/index.html (Дата обращения: 23.12.2015)

3. Звягинцева Н.А. Региональный рынок ценных бумаг как механизм привлечения инвестиций: оценка последствий вступления России в ВТО (на примере Иркутской области) // Известия УрГЭУ. – 2012. — № 6 (44). – С. 67.

4. Официальный сайт межрегионального управления СБРФР в УрФО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive /fsfr/ural/analitika_2012.doc (Дата обращения: 18.11.2015.)

5. Середников Д.А. Механизм развития рынка ценных бумаг в регионе: дис. канд. экон. наук: 08.10.00 / Середников Денис Александрович. – Екатеринбург, 2010. С. 32.

6. Горловская И.Г., Миллер А.А. Региональный рынок ценных бумаг: теоретико – системное представление // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. № 1. – С. 209.

7. Официальный сайт ОАО РВК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/investments/regional_funds/ (Дата обращения: 10.01.2016).

 

 

 

 

REGIONAL ASPECTS OF THE INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SECURITIES MARKET

 

DV Shvaygert, postgraduate student

Institute of Economics of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

(Russia, Yekaterinburg)

 

Abstract. With the development of the national financial system, issues related to the development of the securities market will become increasingly important. To date, the regional aspects of the functioning of the stock market is not given enough attention. This article discusses the current state and the specific features of the regional segment of the Russian securities market. Particular attention is paid to measures of regional securities market and increase its role in the functioning of the national stock market.

Keywords: securities market, stock market, regions, professional participants, investments.