Стрелкова Н.К. Развитие национальной промышленности в рамках политики импортозамещения / Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 68-71
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ
ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Н.К. Стрелкова, магистрант
Научный руководитель: Е.А Терехова, канд. экон. наук, доцент
Российская таможенная академия
(Россия, г. Люберцы)
Аннотация. В данной статье рассматривается промышленность Центрального федерального округа. Проанализировано влияние на экономику различных инструментов реализации промышленной политики в разных экономических ситуациях. Проведённое исследование позволило оценить степень продвижения политики импортозамещения и перспективность проводимой в настоящее время промышленной политики.
Ключевые слова: промышленность, развитие, стратегия, импортозамещение, перспектива, санкции.
Промышленность играет ведущую роль в хозяйственном комплексе ЦФО. Здесь занято более 22% от общей численности занятых в экономике и свыше 35% работающих в основных отраслях материального производства.
Объём производства в промышленности ЦФО в 2016 году составил 9,65 трлн рублей ($313 млрд).
Структура промышленности региона (по объёму выпуска в 2016 году):
– обрабатывающая промышленность – 77,3%;
– добыча полезных ископаемых – 9,3%;
– электроэнергетика – 13,5%.
В структуре промышленного производства округа ведущую роль играют отрасли с высокой долей добавленной стоимости, а также определяющие научно-технический прогресс. Это различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 22% промышленной продукции), пищевая промышленность (более 22%), электроэнергетика (около 20%). Заметное место в экономике округа занимают: чёрная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов.
Машиностроительный комплекс ЦФО занимает первое место в России по производству товарной продукции и по числу людей, занятых в отрасли. В округе развита ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная и радиопромышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных машин, станков с числовым программным управлением, робототехники. На территории ЦФО представлены предприятия тяжёлого, среднего и точного машиностроения. Высокими темпами развивается автомобилестроение в формате сборочных производств зарубежных компаний.
Химический комплекс является базовым сегментом промышленности ЦФО, производящим около четверти общероссийского объёма химической продукции. Крупнейшие химические узлы сформировались в Тульской, Тамбовской, Московской и Ярославской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов. Несмотря на то, что ЦФО является лидером по переработке полимеров в изделия, нефтехимическая промышленность округа развита в меньшей степени, чем в других субъектах Российской Федерации, что обусловлено отсутствием установок пиролиза углеводородного сырья. Основным нефтехимическим производством округа является производство полиэтилентерефталата, полипропилена, акрилонитрилбутадиенстирол-пластиков и нескольких видов синтетического каучука. Основные производственные нефтехимические мощности по выпуску пластиков расположены в Москве, Тульской и Тверской областях.[4]
Крупнейшими центрами лёгкой промышленности округа являются Ивановская, Костромская и Ярославская области.
Широко развита пищевая промышленность, в которой лидируют сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная отрасли.
За прошедшие два года процессы, способствующие импортозамещению, успешно запущены. Различные реестры, преференции, запрет на государственные закупки товаров, происходящих из иностранных государств, ограничения поставок отдельных видов продукции из-за рубежа на отечественный рынок действительно помогают отечественному производителю. Основными товарами, которые попали под санкционные меры, являются мясные, рыбные, молочные продукты и др. Стоит отметить, что за последние два года производство данных категорий, а также иных видов имортозамещающих пищевых продуктов увеличилось в нашей стране [1].
Таблица 1. Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в ЦФО, тыс. тонн
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное |
178 |
199 |
183 |
203 |
130 |
Мясо крупного рогатого скота подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное |
36,0 |
41,6 |
41,1 |
51,7 |
32,8 |
Свинина парная, остывшая, охлажденная |
942 |
1232 |
1438 |
1655 |
1214 |
Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная |
58,5 |
67,5 |
87,7 |
108 |
75,2 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
3405 |
3610 |
3979 |
4340 |
2951 |
Рыба живая, свежая или охлажденная |
1399 |
1461 |
1167 |
1175 |
595 |
Ракообразные немороженные; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или охлажденные |
44,5 |
52,7 |
55,3 |
67,9 |
31,8 |
Филе рыбное, мясо рыбы прочее, печень, икра и молоки рыбы свежие или охлажденные |
16,1 |
18,6 |
21,1 |
18,8 |
10,4 |
Рыба (кроме сельди) мороженая, печень, икра и молоки рыбы мороженые |
2337 |
2434 |
2347 |
2502 |
1909 |
Филе рыбное мороженое |
94,3 |
108 |
110 |
123 |
111 |
Сельдь всех видов обработки |
515 |
496 |
475 |
461 |
221 |
Морепродукты пищевые |
97,7 |
104 |
120 |
97,8 |
73,2 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн. тонн |
11,3 |
11,5 |
11,5 |
11,7 |
8,0 |
Сливки |
95,2 |
103 |
115 |
121 |
81,9 |
Творог |
396 |
371 |
387 |
416 |
274 |
Масло сливочное |
214 |
225 |
250 |
256 |
168 |
Сыры и продукты сырные |
451 |
435 |
499 |
589 |
395 |
Продукты кисломолочные, кроме сметаны и творога |
2430 |
2521 |
2520 |
2445 |
1722 |
Как мы видим из приведенных данных в таблице 1, в положительной тенденции развивается мясная и молочная сферы, немного отстает (в сравнении 2016 и 2015 гг.) рыбная промышленность. Рост производства отечественных продуктов виден на лицо. Возможно, не такой большой и стремительный, как бы хотелось, но он есть. Стоит отметить, то в РФ есть потенциал для развития отечественной продукции, это обусловлена необъятной территорией, на которой располагается наша страна. Многие регионы используются не в полной мере, что не может позволить развиваться производству с большей скоростью. Как следствие это влечет недостаточную конкуренцию среди зарекомендовавших себя производителей той или иной продукции. А это за собой влечет неоправданное увеличение цен, которые порой превосходят цены на импортные санкционные товары. Безусловно на это так же влияет не очень стабильная ситуация в экономике России в целом, главным образом – низкая ценность рубля. Тем не менее, у РФ есть все шансы преодолеть данные трудности. В первую очередь, заинтересованность должны проявлять сами регионы. Производство той или иной продукции (характерной для данного субъекта РФ) в больших масштабах позволит не только удовлетворить потребности населения России, но также и развить экономику самого субъекта. Органам местного самоуправления необходимо мотивировать людей на воплощение таких задач, будь то тендеры, конкурсы, поощрения и др.
Резюмируя все выше сказанное, отметим, что за последние несколько лет производство отечественных пищевых продуктов развивается в нужном направлении. Это одна из самых успешных отраслей в области импортозамещения. Однако регионам есть куда расти, обеспечив большую часть страну отечественными продуктами питания, Россия сможет обеспечить себе более высокий уровень национальной безопасности.
Однако в Центральном федеральном округе есть некоторые потенциальные проблемы, которые могут влиять на дальнейшее развитие округа. Например, относительно низкий уровень поддержки государством сельского хозяйства, который может вылиться в стагнацию данной отрасли. Миграция трудоспособного населения из деревни в города так же является главной проблемой сельского хозяйства Центрального федерального округа. Также есть потенциальная опасность увеличения уровня безработицы, что в свою очередь спровоцирует снижение платежеспособного спроса населения. Также существует потенциальный риск усиления темпов инфляции в Центральном федеральном округе. Это может быть вызвано как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на сбытовом рынке. В меньшей степени, чем для остальных федеральных округов России, все же существует потенциальный риск снижения инвестиционной привлекательности вследствие роста инвестиционного риска, вызванного политической или социальной нестабильностью [2].
В Центральном округе отражено все многообразие экологических проблем России. Начиная от загрязнений окружающей среды, ухудшающей среду обитание людей и заканчивая техногенными катастрофами, которые влияют на все ближайшие районы. Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками. Ухудшение экологических условий окружающей среды требует изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых городах и поселках городского типа на территории менее развитых в индустриальном отношении областей: Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской.
Специфика ЦФО заключается в том, что это староосвоенная территория, где расположены многие старопромышленные районы и промышленные узлы. Поэтому одними из основных задач его экономического развития в условиях перехода к рынку является перестройка структуры экономики, решение проблем ведущих отраслей промышленности и определение новых приоритетов инвестиционной политики.
Переход на импортозамещение – довольно длительный процесс. Предполагается, что начавшееся в рамках программы импортозамещения возведение предприятий по производству стройматериалов, позволит вывести новую продукцию на рынок минимум через три года.
В настоящее время вклад России и ЦФО в процесс импортозамещения связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей.
Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему [3].
Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, а также сохраняется террористическая угроза и угрозы возникновения техногенных катастроф.
Итак, можно сказать, что импортозамещение в России имеет очень неоднозначный характер. Несмотря на то, что цифры подтверждают его эффективность, на деле существует еще множество нерешенных проблем. Радует то, что Правительство не оставляет их без внимания и прикладывает усилия для всесторонней помощи отечественным производителям
За несколько последних лет произошли прорывы в фармацевтической индустрии, агробизнесе и переработке сельскохозяйственной продукции, промышленности, отдельных секторах машиностроения, деревообработке. Регионы Центральной России сыграли ключевую роль в создании особых экономических зон, индустриальных парков, технопарков, отраслевых кластеров. Поэтому именно они во многом стали инструментом «выращивания» новых конкурентоспособных производств и даже целых сегментов промышленности.
Библиографический список
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
2. Амосов А.И. О новой идеологии России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 2.
3. Жакевич А. Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. – 2016. – №1 (18).
4. РосБизнесКонсалтинг. Теперь без эмоций: что мешает импортозамещению в России. Сергей Цухло http://www.rbc.ru/opinions/economics/28/10/2015/56309c699a7947c537e05f9e [Электронный ресурс].
DEVELOPMENT OF THE NATIONAL INDUSTRY UNDER THE FRAMEWORK
POLICIES OF IMPORT REPLACEMENT
N.K. Strelkova, graduate student
Supervisor: E.A. Terekhova, candidate of economic sciences, associate professor
Russian customs academy
(Russia, Lyubertsy)
Abstract. This article examines the industry of the Central Federal District. The impact on the economy of various instruments for implementing industrial policy in different economic situations is analyzed. The conducted research made it possible to assess the degree of promotion of the import substitution policy and the prospects of the current industrial policy.
Keywords: industry, development, strategy, import substitution, perspective, sanctions.