Кузнецов М.М. Развитие международных транспортных коридоров на территории России / М.М. Кузнецов, Ю.С. Передистая // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 99-103.
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
М.М. Кузнецов, канд. геогр. наук, доцент
Ю.С. Передистая, магистрант
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
(Россия, г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена исследованию развития основных международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России. Выделены федеральные округа и субъекты РФ отправления транзитных грузов, а также товарная структура перевозок. Обобщены перспективы развития международных транспортных коридоров на территории РФ.
Ключевые слова: международный транспортный коридор, внешняя торговля, транзит, грузопоток.
В современных условиях транспорт выступает важнейшим фактором социально-экономического развития России. Он обеспечивает единство экономического пространства страны, развитие межрегиональных и международных экономических связей, оптимизацию размещения производительных сил, повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала территориального образования. Устойчивое функционирование транспортной системы в пределах всей страны – это гарантия свободного перемещения товаров, услуг, людей.
Обладая значительным ресурсным потенциалом и проводя политику расширения торгового сотрудничества с другими странами, Россия является крупнейшим участником мирового грузо- и товарооборота. Так, по данным ОЭСР, грузооборот России по международным перевозкам только автомобильным транспортом в 2014 г. составил 6375 млн. т-км, внутренним водным – 41552 млн. т-км. При этом, за последние пять лет грузооборот увеличился практически в два раза (рис. 1).
|
Рис. 1. Грузооборот России по международным перевозкам по видам транспорта в 2010 -2014 гг., млн. т-км** Примечание: данные по железнодорожному транспорту отсутствуют. Источник: составлено авторами на основе [1] |
Высокие объемы грузопотоков через территорию России обусловлены главным образом ее расположением на пересечении кратчайших торговых путей между Европой, Центральной Азией и Азиатско-Тихоокеанским регионом, которые представляют собой основные международные транспортные маршруты.
Основные грузопотоки проходят по осям «Запад – Восток» и «Север – Юг» и совпадают с направлениями перевозок в пределах страны. Основной поток экспортных товаров России направляется в европейские страны. Так, в 2015 г. на долю Нидерландов и Великобритании приходилось 25,6% экспортных перевозок (табл. 1).
По сравнению с 2014 г. доля Нидерландов снизилась на один процентный пункт, Великобритании – 1,1 процентных пункта. Основной причиной данной тенденции является ухудшение экономических отношений России с европейскими странами, которые проявились во введении Западом торговых санкций и принятии ответных мер со стороны России.
Таблица 1. Страны назначения экспортных перевозок из России
Регионы |
2014 г. |
2015 г. |
||
тыс. т |
% в общем итоге |
тыс. т |
% в общем итоге |
|
Нидерланды |
63369,6 |
18,5 |
60168,3 |
17,5 |
Китай |
50149,1 |
14,6 |
46683,2 |
13,6 |
Япония |
40240,9 |
11,7 |
40176,0 |
11,7 |
Кипр |
31557,4 |
9,2 |
35487,7 |
10,4 |
Великобритания |
31668,6 |
9,2 |
27879,5 |
8,1 |
Италия |
23608,8 |
6,9 |
26723,5 |
7,8 |
Турция |
19828,5 |
5,8 |
21501,1 |
6,3 |
Украина |
19398,3 |
5,7 |
16364,1 |
4,8 |
Финляндия |
15853,9 |
4,6 |
15736,4 |
4,6 |
Республика Корея |
8276,0 |
2,4 |
11379,6 |
3,3 |
Казахстан |
10074,0 |
2,9 |
11167,8 |
3,3 |
Беларусь |
7335,5 |
2,1 |
8112,9 |
2,4 |
Швейцария |
7051,8 |
2,1 |
7993,4 |
2,3 |
Польша |
7948,7 |
2,3 |
7341,3 |
2,1 |
Бельгия |
6390,9 |
1,9 |
6133,6 |
1,8 |
Источник: составлено авторами на основе [2]
Странами назначения экспортных перевозок из России также являются Китай, доля которого в 2015 г. составила 13,6%, Япония – 11,7% и Кипр – 10,4%. Доля других стран не превышает 10%.
По данным Федеральной таможенной службы [3], в 2014 г. более 46% экспортного товарного потока отправлено из г. Москва, причем ее доля в общем итоге выросла за последние пять лет на 7,9 процентных пункта.
Значительные экспортные грузопотоки идут из г. Санкт-Петербург (в 2015 г. доля составила 4,5%), а также регионов с топливно-сырьевой специализацией – Тюменской области (4,1%), Республики Татарстан (3,6%), Сахалинской области (3,4%). За период 2010-2014 гг. доля Тюменской области и Татарстана снизилась на 0,2 и 0,6 процентных пункта, соответственно. Удельный вес Сахалинской области за указанный период увеличился на 0,2 процентных пункта.
Среди регионов отправления транзитных грузов по состоянию на 2015 г. лидерами со значительным отрывом являются Астраханская область – 38,5% и Челябинская область – 23,2% (рис. 2).
|
Рис. 2. Основные регионы отправления транзитных грузов через территорию России в Источник: составлено авторами на основе [2] |
Рассматривая географическую структуру внешней торговли России по регионам, можно сделать вывод, что более 65% экспорта приходится на Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа, по территории которых проходит международный транспортный коридор «Север – Юг».
Основные объемы импортных грузов поступают в Россию из Китая (в 2015 г. доля в общем итоге составила 17,7%), Германии (11,5%), США (6,5%), Италии (4,4%), Беларуси (4,3%) (табл. 2).
Таблица 2. Удельный вес торговых партнеров в импорте товаров России,%
Страна |
2005 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Китай |
7,4 |
17,0 |
16,3 |
16,8 |
17,7 |
Германия |
13,4 |
11,7 |
12,1 |
12,0 |
11,5 |
США |
4,6 |
4,9 |
4,8 |
5,2 |
6,5 |
Италия |
4,5 |
4,4 |
4,2 |
4,6 |
4,4 |
Беларусь |
5,8 |
4,3 |
4,3 |
4,5 |
4,3 |
Япония |
5,9 |
4,5 |
4,9 |
4,3 |
3,8 |
Украина |
7,9 |
6,1 |
5,7 |
5,0 |
3,7 |
Франция |
3,7 |
4,4 |
4,4 |
4,1 |
3,7 |
Великобритания |
2,8 |
2,0 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
Казахстан |
3,3 |
1,9 |
3,2 |
1,9 |
2,6 |
Источник: составлено авторами на основе [4]
Высокая доля Китая и Беларуси в импорте грузов России обусловлена сложившимися тесными торговыми, производственными связями предприятий приграничных областей стран.
По данным Информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки» [2], в структуре транзитных перевозок железнодорожным транспортом через территорию России в 2015 г. преобладали такие грузы:
— нефтяные грузы (32,4% в общем итоге);
— остальные грузы (30%);
— каменный уголь (24,5%);
— черные металлы (4,9%);
— хлебные грузы (2,8%).
По сравнению с предыдущим годом доля нефтяных грузов выросла на 1,7 процентных пункта, остальных грузов – 2,4 процентных пункта, а каменного угля снизилась на 6,5 процентных пункта.
Структура грузооборота портов России отличается от железнодорожных перевозок и по состоянию на 2015 г. выглядит следующим образом [2]:
— каменный уголь (45,8%);
— нефтяные грузы (27,4%);
— черные металлы (9,2%);
— удобрения (7%);
— остальные грузы (4,7%).
Таким образом, транспортная сеть России формировалась, прежде всего, с Запада на Восток, результатом чего стала Транссибирская железнодорожная магистраль. Длительное время она оставалась единственным сухопутным мостом между странами Европы и Азии. Так, российский социолог Осипов Г.В. утверждает, что: «на этой транспортной матрице Россия сложилась как целостное геополитическое образование Евразии» [6, с. 8].
Транссиб служит сухопутным сообщением, альтернативным морскому пути из Восточной и Юго-Восточной Азии вокруг Африки и через Суэцкий канал. Востребованность данного коридора обусловлена высокой загруженностью европейских портовых контейнерных терминалов.
Международный коридор «Север — Юг» предназначен для обслуживания собственных внешнеэкономических и транзитных грузов стран Персидского залива, Индии, Пакистана через Иран, а далее паромами по Каспию с переходом на железнодорожную сеть России, либо судами река-море через Волго-Донскую речную систему напрямую к потребителям Европы и Средней Азии. Это требует создания сети комбинированных перевозок (железнодорожных, внутренних водных, автомобильных), примыкающих к аналогичным сетям зарубежных стран, приведения ряда российских участков международного транспортного коридора в соответствие с едиными евроазиатскими стандартами.
Третий перспективный международный коридор – «Северный морской путь», который является кратчайшим транспортным коридором, соединяющим Европу со странами Азии и Северной Америки. «Потенциальные грузы для этого коридора не только транзит между портами Западной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной Америки, но и беспрепятственный выход продукции Сибири и Дальнего Востока через великие сибирские реки Обь, Енисей, Лену на внешнеэкономических партнеров России» [5].
Высокий потенциал развития имеет также Большое водное кольцо Европы. Оно представляет собой сообщение р. Волга – р. Дон – Азовское море – Черное море – р. Дунай – р. Майн – р. Рейн – Балтийское море – р. Волга с ответвлением на сеть европейских боковых рек и каналов и Каспийское море. Уникальность его заключается в том, что он представлен только водным транспортом и может быть использован для обслуживания экспортно-импортных связей стран Европы и России [5].
Перспективным в России является создание Северо-Российского евразийского международного транспортного коридора, который насквозь пересечет всю страну севернее Транссиба. Его недостающим звеном является строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая свяжет Нижневартовск через Лесосибирск, Сургут с Усть-Илимском, где замкнется на БАМ.
Реальным также является сооружение на территории России Арктической или Полярно-Сибирской железнодорожной магистрали. Она будет связана со строительством дороги Котлас – Сейда – Лабытнанги – Игарка с выходом на Норильск. Дорога позволит вовлечь в хозяйственный оборот страны огромные природные ресурсы Крайнего Севера и значительно сократит расстояние для транзитных грузов между Европой и Америкой.
Уникальность России как транзитной страны связана с тем, что она занимает значительную часть евроазиатского континента, что сводит к минимуму число пограничных переходов, так как транзитные маршруты через Россию проходят через единое административное и правовое пространство, а транзитные грузы пересекают меньшее число государственных границ, чем на альтернативных направлениях.
Дальнейшая динамика внешнеторговых и транзитных грузовых перевозок России будет зависеть от темпов экономического роста в стране, качества транспортных услуг, предоставляемых отечественными перевозчиками.
Библиографический список
1. Data for OECD countries and selected non—member economies [Electronic resource]: site. – Mode of access: http://stats.oecd.org.
2. Информационно-справочный портал «Железнодорожные перевозки» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://cargo-report.info.
3. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095.
4. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 728 с.
5. Пономарева Н.Н. Россия в международных транспортных коридорах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geoconf.ucoz.ru/stati/03/ponomareva.pdf.
6. Осипов Г.В. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны / Г.В. Осипов, В.А. Садовничий, В.И. Якунин. – М.: ИСПИ РАН, 2013. – 62 с.
INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS ON THE territory of russia
M.M. Kuznecov, candidate of geographical sciences, associate professor
J.S. Peredistaya, graduate student
Institute of Economics and Management (Academic Unit) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University
(Russia, Simferopol)
Abstract. The article is devoted to development of the main international transport corridors on the territory of Russia. The federal districts and regions of the Russian Federation that are departure points and goods-structure of transit traffic are determined. The development prospects of the international transport corridors on the territory of Russia are defined.
Keywords: international transport corridor, foreign trade, transit, cargo flow.