Петракова А.А. Развитие казначейской системы России / А.А. Петракова, Н.Н. Козыркина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №3. – С. 46-48.

РАЗВИТИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

А.А. Петракова, студент

Н.Н. Козыркина, студент

Брянский государственный инженерно-технологический университет

(Россия, г. Брянск)

 

Аннотация. В статье рассматривается развитие системы Казначейства России на современном этапе. В повышении эффективности управления государственными финансами важную роль играет казначейская система, которая в свою очередь способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетного процесса в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, федеральный бюджет, электронный бюджет, бюджетная система, государственный казначейский контроль.

 

 

Несмотря на то, что казначейская система существует в России уже на протяжении долгих лет, проблемы, возникающие в ходе исполнения государственного бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными.

Для эффективной реализации своих функций Казначейству необходимо формирование целостности исполнения бюджета и проработка теоретических и методологических вопросов самого механизма. Также Федеральное Казначейство является участником государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Целью данной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка [1].

Задачами Федерального Казначейства являются:

обеспечение прозрачности и открытости информации о своей деятельности;

обеспечение соответствия процедур представления в Российской Федерации информации в сфере управления государственными и муниципальными финансами стандартам лучшей международной практики в сфере открытости государственных финансов;

методологическое обеспечение повышения бюджетной грамотности граждан Российской Федерации;

повышение уровня информационной открытости в части бюджетных данных.

Ежегодно казначейством рассматривается огромное количество нуждающихся в решении задач. Так в 2013 г. в числе первоочередных были обозначены переход всех бюджетов государственных внебюджетных фондов на казначейскую систему и формирование новых механизмов управления ликвидностью единым счетом Федерального бюджета [3].

В 2014 г. органы казначейства в рамках государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» запустили единый портал бюджетной системы, который должен обеспечить такие принципы бюджетной системы как открытость, прозрачность, доступность информации не только о субъектах Российской Федерации, но и о бюджетах поселенческого уровня и уровня муниципальных районов.

Одной из основных задач, которая стоит перед всеми учредителями публично-правовых образований, является формирование ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг и внесение при необходимости изменений в базовые перечни. Ведомственные перечни должны формироваться соответствующими органами государственной власти и местного самоуправленияучредителями в системе «Электронный бюджет» на основе базовых перечней, которые утверждены по всем видам деятельности для всех публично-правовых образований.

Еще один аспект взаимодействия касается формирования и ведения Федеральным казначейством реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Порядок его формирования и ведения регулируется приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. №163н. В указанный реестр должны быть включены все государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, которым открываются лицевые счета либо которые получают субсидии и бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы.

Каждый год на счетах бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований остаются неосвоенные денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде целевых межбюджетных трансфертов. Так, на 1 января 2013 г. сумма неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных и местных бюджетов составляла 242,6 миллиарда рублей, на 1 января 2014 г.200,3 миллиарда, на 1 января 2015 г.125,7 миллиарда. Данные суммы сопоставимы с размером бюджета отдельного региона [2]. А ведь эти средства, будучи размещенными на банковских депозитах, могли бы обеспечить дополнительную ликвидность единого счета федерального бюджета и приносить дополнительный доход.

В 2015 г. Федеральным казначейством были подготовлены и направлены в Минфин России предложения по подготовке поправок в законопроект №911755-6 «О федеральном бюджете на 2016 год» в целях определения потребности в использовании остатков средств, находящихся на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России, источником образования которых являются предоставленные из федерального бюджета и не использованные в 2015 г. субсидии, бюджетные инвестиции юридическим лицам и взносы в уставные капиталы юридических лиц.

В 2016 г. Федеральное казначейство продолжает реализацию указанного механизма казначейского сопровождения государственных контрактов. Проект Постановления предлагает сохранить механизм проведения и учета операций со средствами субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы на лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицамполучателям средств из федерального бюджета в рамках казначейского сопровождения.

Данный механизм позволит осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета, обеспечивать направление данных средств только на цели, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными контрактами. В связи с полномасштабным внедрением с 2016 г. казначейского сопровождения, а также с вступлением в действие с 1 января 2017 г. положений статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ, предусматривающей осуществление органами Федерального казначейства ряда полномочий по контролю в сфере закупок, значительно увеличится перечень полномочий, возложенных на Федеральное казначейство.

При этом информация, необходимая в процессе сопровождения государственного контракта, находится у различных органов исполнительной власти: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба.

Таким образом, в условиях отсутствия единого информационного ресурса, охватывающего весь объем информации об объектах и субъектах закупочного процесса, необходимой для полноценного сопровождения государственного контракта, и, соответственно, администратора указанной информации значительно затрудняется процесс сбора, обобщения и анализа информации, а также увеличиваются затраты.

 

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru.(дата обращения 10.03.2017 г.).

2. Артюхин Р.Е. Новая реальность казначейской системы // Бюджет. 2015. №11. С. 12-17.

3. Вассель Т.А., Иванова Н.Г. Казначейство России в авангарде реформы // Вестник финансового университета. 2015. №4(88). С. 83-93.

4. Саранцев В.Н. Теоретические аспекты исполнения Федерального бюджета Федеральным казначейством// Аграрный научный журнал. 2015. №9. С. 84-89.

 

 

DEVELOPMENT OF THE TREASURY SYSTEM OF RUSSIA

 

A.A. Petrakova, student

N.N. Kozyrkina, student

Bryansk state engineering and technology university

(Russia, Bryansk)

 

Abstract. The article considers the development of the Treasury system of Russia at the current stage. In order to improve the efficiency of public financial management, the treasury system plays an important role, which in turn facilitates uninterrupted and in full compliance with the law the execution of the budgetary process in the conditions of the multilevel budget system of the Russian Federation.

Keywords: Federal Treasury, federal budget, electronic budget, budget system, state treasury control.