Саидов С.Ш. Развитие институтов гражданского общества в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №8. – С. 63-66.

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

 

С.Ш. Саидов, политолог

Умарбек Хужамуратов, преподаватель

Ургенчский государственный университет

(Узбекистан, г. Ургенч)

 

Аннотация. В статье дается анализ формирования и развития институтов гражданского общества в Узбекистане. Деятельность общественных объединений и неправительственных некоммерческих организаций. В этом плане особое место занимает вопросы финансирования ННО/НПО. Даются научные выводы и рекомендации по эффективному финансированию институтов третьего сектора в Узбекистане.

Ключевые слова: неправительственные некоммерческие организации, “узбекская модель”, концепция, финансирование ННО.

 

 

С первых дней национальной независимости Узбекистан объявил о цели формирования правового государства и гражданского общества в стране. Создана правовая база по формированию гражданского общества в Узбекистане. В свою очередь главой государства продвигается вперед так называемая концепция “От сильного государства к сильному гражданскому обществу”, которая подчеркивается в качестве основополагающей идеей так называемой “узбекской модели” развития 1.

12 ноября 2010 года президент Узбекистана Ислам Каримов выступил на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (парламент), где он представил так называемую «Концепцию дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества». В разделе V предложенной концепции, называемого «Формирование и развитие институтов гражданского общества», речь идет о современном состоянии гражданского общества в Узбекистане и перспективах его развития 2.

Подчеркивая усиление роли институтов гражданского общества в осуществлении действенного общественного контроля над деятельностью государственных и властных структур, глава государства отметил, что институт общественного, гражданского контроля через соответствующие ННО и другие субъекты гражданского общества становится одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям. Президент также сделал упор на существование разветвленной сети ННО по всей стране, которые отражают интересы самых различных слоев населения. Согласно выступлению президента, в настоящее время в республике функционируют свыше 5100 ННО, а число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов составляет более 10 тысяч. В выступлении президента также было указано на необходимость разработки и принятия Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», Национальной программы действий в области прав человека с участием институтов гражданского общества, Закона «Об экологическом контроле» и ряда других нормативно-правовых актов, предусматривающих участие ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость.

Рассматривая вопрос о том, есть ли в стране гражданское общество, нельзя пройти мимо вопроса финансирования для данного сектора. В своем парламентском выступлении глава государства обратил внимание и на этот вопрос. Он отметил роль Совместного постановления Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества» (3 июля 2008 года, № 842–I/513–I) и создание при парламенте Общественного фонда и Парламентской комиссии, в состав которой входят, наряду с самими уполномоченными представителями ННО и общественных организаций, также депутаты и ответственные работники финансовых структур. Парламентская комиссия решает вопрос распределения финансовых средств, направляемых из государственного бюджета на поддержку гражданского общества. Согласно официальным данным, за последние три года для реализации проектов, предоставленных институтами гражданского общества, Общественным фондом было выделено более 11 млрд сумов (примерно 6,7 млн долларов США по официальному курсу).

Согласно ст. 3 выше упомянутого совместного Постановления, основными задачами Общественного фонда определяются следующее:

 аккумулирование средств, получаемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан, иных, не запрещенных законодательством, источников, организация их использования на реализацию программ, направленных на стимулирование развития и поддержку деятельности независимых ННО и других институтов гражданского общества, их активного участия в решении актуальных социальных, экономических, гуманитарных проблем;

 содействие в реализации программ и проектов, связанных с укреплением материально-технической базы ННО, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи, расширением их контактов с зарубежными партнерами (проведение совместных конференций, семинаров, «круглых столов», тренингов, реализация совместных проектов и др.) по вопросам развития деятельности ННО, других институтов гражданского общества, их участия в процессах демократического обновления и модернизации страны.

Роль совместного Постановления в финансировании институтов гражданского общества следует рассмотреть в контексте последних тенденций, имевших место в сфере ННО страны за последнее время. Хотя национальная законодательная база теоретически обеспечивает свободное развитие негосударственных некоммерческих организаций, многие практические вопросы обеспечения свободной и независимой работы ННО, как создание и регистрация ННО, проведение мероприятий и собраний, получение необходимой информации от государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, получение грантов и других видов финансово-технической помощи, публикация и распространение информации от имени ННО, лишь символически регулируются законами, а на практике эти вопросы решены в многочисленных подзаконных нормативно-правовых актах.

Считаем, что оптимисты могут увидеть задатки следующих позитивных моментов в реализации идеи Общественного фонда:

1. Создание дополнительной структуры и источника финансирования для целенаправленного формирования сектора ННО в Узбекистане, что может посодействовать в укреплении организационной, материально-технической базы отечественных ННО и росту их числа и качества, в конце концов.

2. Государственная власть в целом и государственные органы постепенно научатся формировать социальный заказ, привлечь силы и ресурсы сектора ННО и полагаться на помощь гражданского общества при решении насущных задач – это потенциально может привести к углублению сотрудничества ННО с органами государственной власти на местах в реализации приоритетных, социально ориентированных программ и проектов.

Тем не менее, внедряемая модель централизованной системы финансирования ННО и других институтов гражданского общества также таит в себе следующие риски:

1. Чрезмерная централизация и монополизация поступления всех форм финансовых средств и помощи для ННО в Узбекистане (ст. ст. 2 – часть 1, 3 – часть 1, 4 совместного Постановления).

2. Усиление контроля над работой ННО путем чрезмерного вмешательства в определение приоритетных направлений деятельности, программ и проектов для ННО – постановка вопроса финансирования ННО Общественным Фондом в зависимости от «выбора целесообразных и угодных проектов / программ».

Рассматривая вопрос финансирования институтов гражданского общества в стране, к сожалению, пока придется исключить членские взносы общественных объединений или благотворительные дотации граждан и организаций из списка материальной помощи, так как низкий уровень доходов населения и отсутствие эффективной стратегии фандрейзинга у отечественных ННО влияют негативно на данный вопрос.

Известно, что узбекские ННО в значительной степени зависят от материальной помощи и поддержки международных и зарубежных фондов и доноров. Однако, согласно Постановлению Кабинета министров от 4 февраля 2004 года, порядок получения финансовых средств, поступивших в официальные банковские счета ННО по грантам, утвержденным международными фондами, намного ужесточен. Согласно новым порядкам, специальная комиссия, созданная при обслуживающем банке, требует ННО представить копию утвержденного донором грантовой заявки для решения вопроса о целесообразности выдачи утвержденных донором финансовых средств ННО. Почти во всех случаях поступления финансовых средств на банковский счет от зарубежного донора, деньги не выдаются грантополучателю-ННО и возвращаются обратно. Когда донор, утвердивший грантовую заявку ННО, находится в Узбекистане и законно ведет свою деятельность, и ННО, претендующая на грант, имеет государственную регистрацию, то обычно уйдет до 9-10 месяцев, прежде чем специальная комиссия разрешить ННО получить свои финансовые средства, поступившие по гранту.

Таким образом, происходит ограниченная, весьма своеобразная и интересная, взаимная интеграция гражданского общества с государством. Такая тенденция будет сохраняться, и усиливаться в ближайшем будущем. Она достойна более близкого изучения и поддержки со стороны так называемого «независимого крыла» гражданского общества и международного сообщества.

 

Сноски в тексте

1. Узбекская модель развития включает в себя пять принципов: приоритет экономики над политикой, государство, как главный реформатор, верховенства Закона, сильная социальная политика и поэтапный переход к рыночной экономике — автор

2. В целом концепция, предложенная главой государства, состоит из следующих разделов: Демократизация государственной власти и управления; Реформирование судебно-правовой системы; Реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации; Обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства; Развитие институтов гражданского общества; и Углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики – автор


THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN UZBEKISTAN

 

S.S. Saidov, political scientist

Umarbek Hojamuradov, teacher

Urgench state university

(Uzbekistan, Urgench)

 

Abstract. In the article the analysis of formation and development of institutes of a civil civilian society in Uzbekistan. Activities of public associations and non-governmental non-profit organizations. In this regard, a special place, issues of funding Sy is a Non-governmental non-profit organizations. Given the scientific conclusions and recommendations on the effektiv-term financing of the institutions of the third sector in Uzbekistan.

Keywords: non-governmental organization “Uzbek mo-del”, the concept, the funding of Non-governmental non-profit organizations.