Плотникова Е.В. Развитие информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края / Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 55-60

Развитие информационно-консультационной деятельности в АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Краснодарского края

 

Е.В. Плотникова, старший преподаватель

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

(Россия, г. Краснодар)

 

Аннотация. Рассмотрены организационные и правовые основы информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса Краснодарского края, выявлены проблемы в ее деятельности и предложены направления их решения. Внедрение предлагаемых мероприятий будет способствовать достижению целевых индикаторов, установленных государственной программой Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Краснодарский край, сельхозтоваропроизводители, информационно-консультационный центр, информированность, консультационные услуги, информационные технологии, государственная программа

 

 

Основной задачей, стоящей перед агропромышленным комплексом, является создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, которое сможет в полной мере обеспечить продовольственную безопасность страны. Одним из важных направлений решения данной задачи является информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемое с помощью информационно-консультационных центров (ИКЦ). Основными задачами ИКЦ являются:

 оказание информационного обеспечения и консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе малым формам хозяйствования, по организации и управлению производством, внедрению эффективных технологий, в сфере аграрного производства, по вопросам бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и получения государственной поддержки;

 участие в освоении инноваций и передового опыта, направленных на снижение издержек производства сельхозтоваропроизводителей;

 повышение уровня знаний и практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; и др. [1, ст. 4].

Дальнейшее развитие ИКЦ имеет значение на всех уровнях управления агропромышленным комплексом. В их эффективной деятельности заинтересованы сельхозтоваропроизводители, результативность работы которых непосредственно зависит от оперативного и полного получения необходимой информации, а также органы управления АПК, так как ИКЦ являются наиболее эффективной формой реализации аграрной политики на основе внедрения достижений науки, техники и передового опыта [5, с. 223].

Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса Краснодарского края представляет собой многоуровневую и интегрированную систему информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК и сельского населения края, включающая в себя краевые и районные информационно-консультационные центры. Таким образом, исходя из современного состояния и перспектив развития АПК края, система информационно-консультационного обеспечения развивается на двух уровнях – краевом и районном.

Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» и ИКЦ в муниципальных районах края были созданы в целях реализации постановления главы администрации Краснодарского края от 20 июня 2005 года №546 «О реформировании структуры управления агропромышленным комплексом Краснодарского края». Основной целью реформирования структуры управления АПК стало создание условий для повышения эффективности и устойчивости функционирования сельхозпредприятий всех форм собственности на основе развития партнерства между органами исполнительной власти, местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителями за счет формирования единого информационного пространства отрасли. Для достижения данной цели были поставлены задачи создания единой информационно-консультационной сети в АПК Краснодарского края, формирование оперативной, маневренной, удобной и доступной системы информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей.

Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года №1995-КЗ «Об информационно-консультационной службе агропромышленного комплекса Краснодарского края» установлены правовые основы организации и принципы деятельности единой системы информационно-консультационной службы в сфере развития сельского хозяйства [1].

В настоящее время в АПК Краснодарского края функционирует сеть из 26 ИКЦ различной организационно-правовой формы, из них 18 ИКЦ – в форме муниципальных бюджетных учреждений, 4 ИКЦ – в форме обществ с ограниченной ответственностью, 1 ИКЦ – в форме муниципального казенного учреждения (сельскохозяйственный ИКЦ «Ника» Гулькевичского района), 1 ИКЦ – в форме муниципального унитарного предприятия (Приморско-Ахтарский ИКЦ), 1 ИКЦ – в форме государственного бюджетного учреждения (Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ, г. Краснодар), 1 ИКЦ – в форме некоммерческого партнерства (НП ИКЦ «Новокубанская АККОР»). В разрезе сельскохозяйственных зон Краснодарского края большее количество ИКЦ функционирует в центральной зоне – 13, в северной зоне – 6, в западной и анапо-черноморской зоне – 6, в южно-предгорной зоне – 3. В структуре информационно-консультационной службы Краснодарского края работает 172 штатных и 24 внештатных специалистов. Структура основных потребителей консультационных услуг в 2015 году выглядела следующим образом: крестьянские (фермерские) хозяйства – 43,5% обращений, хозяйства населения – 37,3%, прочие (крупные хозяйства, Управления сельского хозяйства местных администраций и др.) – 19,2% [4].

В настоящее время одной из основных проблем деятельности ИКЦ Краснодарского края является недостаточное качество и полнота предоставляемых информационных и консультационных услуг. В перечне оказываемых ИКЦ услуг в недостаточном объеме представлена информация по основным направлениям государственной политики, ориентированным на развитие семейных ферм, альтернативных видов животноводства, овощеводства открытого и защищенного грунта, садоводства и виноградарства, и др. [3].

В связи с этим наблюдается низкий уровень информированности сельхозтоваропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования на селе, о новых достижениях науки и практики. Как следствие этой проблемы, отмечается низкий уровень внедрения современных инновационных прогрессивных технологий в сельскохозяйственной отрасли. Использование устаревших технологий существенно снижает эффективность работы предприятий и конкурентоспособность производимой продукции, что в совокупности негативно отражается на инвестиционной привлекательности территорий. В связи с этим необходимо повышение эффективности и устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности на основе оперативного внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта, доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации [6].

С этой целью в сфере управления сельским хозяйством необходимо усилить информационно-консультационную поддержку сельхозтоваропроизводителей. Деятельность ИКЦ должна обеспечивать своевременное обеспечение сельхозтоваропроизводителей необходимой информацией и консультациями с целью повышения качества и оперативности принятия решений, касающихся производственно-хозяйственной деятельности, содействие внедрению инноваций, передового опыта ведения сельскохозяйственного производства.

В настоящее время обеспечить эффективное и оперативное информационно-консультационное обслуживание сельхозтоваропроизводителей, можно только используя современные информационные технологии. Для этого важно оснастить ИКЦ современными средствами связи, компьютерным оборудованием, обеспечить программными продуктами. В соответствии с краевым законодательством условием развития информационно-консультационной службы является использование ИКЦ эффективных компьютерных технологий и возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение ими инновационных технологий в сфере агропромышленного производства [1, ст. 5].

Важным направлением повышения эффективности деятельности ИКЦ является наличие сайта. Как показывает проведенный анализ, большинство районных ИКЦ в Краснодарском крае не имеют своих сайтов или их наполненность, информативность очень низкая. Является целесообразным предложить такую структуру сайта ИКЦ, которая будет охватывать все стороны информационно-консультационной деятельности (рис. 1).

Также на сайте можно разместить доску объявлений с отражением спроса и предложения сельскохозяйственной продукции; торговую площадку по племенному животноводству; информацию по альтернативной занятости сельского населения, привлечению и поддержке молодых специалистов; полезные ссылки и справочную информацию, и т.д.

В настоящее время субсидирование деятельности ИКЦ ведется в рамках отдельного мероприятия государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы по совершенствованию системы информационного обеспечения в сфере АПК. Между ГБУ «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» и районными ИКЦ заключено соглашение о сотрудничестве, благодаря которому они могут привлекать все необходимые информационные ресурсы для выполнения поставленных задач. Кроме того, районные ИКЦ любой формы собственности ежегодно могут оформить и получить субсидию на свою деятельность, в том числе создание сайта [7].

 

 

Рисунок 1. Предлагаемая структура многофункционального сайта информационно-консультационных центров муниципальных образований Краснодарского края

 

 

Создание сайта ИКЦ облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации, а также позволит оказывать консультации в режиме реального времени, проводить видеоконференции, дистанционное обучение. Кроме того, создание сайта ИКЦ будет способствовать достижению целевых индикаторов, установленных государственной программой Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

 

Таблица 1. Прогнозные значения основных целевых индикаторов реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2016-2021 годы

Целевой индикатор

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году), %

101,6

101,6

101,3

101,5

101,5

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, %

101,1

101,5

102,4

102,7

102,7

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %

15,0

15,2

15,4

15,5

15,5

Индекс производительности труда

к предыдущему году, %

105,7

106,3

106,9

107,2

107,3

Количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. ед.

10,0

10,2

10,4

10,6

10,6

Производительность труда в сельском хозяйстве, тыс. руб. на 1 человека в год

3809,0

4018,0

4229,0

4470,0

4718,0

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин), л. с.

192,0

195,0

198,0

200,0

203,0

Сохранение существующего уровня участия Краснодарского края в реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия РФ, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом России, %

86,3

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

Таким образом, дальнейшее совершенствование информационно-консультационной деятельности в сфере управления сельским хозяйством будет способствовать устойчивому развитию аграрного сектора и обеспечению продовольственной безопасности.

 

Библиографический список

1. Закон Краснодарского края от 9 июня 2010 г. №1995-КЗ. Об информационно-консультационной службе агропромышленного комплекса Краснодарского края.

2. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. №944. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

3. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 мая 2011 г. №2609-П. О ходе исполнения Закона Краснодарского края «Об информационно-консультационной службе агропромышленного комплекса Краснодарского края».

4. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр. – http://www.kaicc.ru.

5. Муратова Л.Г. Роль информационно-консультационной службы в обеспечении продовольственной безопасности // Никоновские чтения. – 2014. – №19. – С. 222-224.

6. Плотникова Е.В. Программно-целевое регулирование агропромышленного комплекса Краснодарского края // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. – 2016. – С. 545-546.

7. Плотникова Е.В. Государственное программирование сельского хозяйства в Краснодарском крае // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 37-40.

 

 

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND CONSULTING ACTIVITIES IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF KRASNODAR REGION

 

E.V. Plotnikova, senior lecturer

Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. Discussed the organizational and legal principles of information-consulting services of agroindustrial complex of Krasnodar region, the problems identified in its activities and proposed directions for their solution. Implementation of the proposed activities will contribute to the achievement of the target indicators established by the state program of Krasnodar territory «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food».

Keywords: agroindustrial complex, Krasnodar region, agricultural producers, information and consulting center, awareness, consulting services, information technology, state program.