Ганин А.Н. Разработка схемы государственного управления производством электронных устройств специального назначения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 20-23.

РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

А.Н. Ганин, аспирант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

Аннотация. Данная статья посвящена анализу тенденций, ключевых факторов развития производства электронных компонентов для радиоэлектронной отрасли России. Сформулированы важнейшие направления государственной политики, направленные на совершенствование производства электронных компонентов специального назначения. Разработана схема государственного управления производством электронных компонентов специального назначения, в которой на данном этапе отмечено преобладание задач развития новых отраслевых технологий над задачами производства электронных  компонентов.

Ключевые слова: устойчивые тенденции, электронные компоненты специального назначения, ключевые факторы, прецизионное оборудование, инвестиционные проекты, двойное назначение.

 

 

В процессе разработки и реализации Программы по производству электронных компонентов [1] (далееПрограммы) в Российской Федерации (РФ) был выявлен ряд устойчивых тенденций:

 научно-техническая революция способствует непрерывному и постоянному развитию радиоэлектронных технологий в мире;

 на фоне обострения конкурентной борьбы  из-за присоединения РФ к Всемирной торговой организации (ВТО) [2] возникает необходимость интенсификации разработки, производства конкурентных электронных компонентов и модернизации самих производств этих компонентов.

При анализе процессов организации производства электронных компонентов в РФ были определены следующие  ключевые факторы [3]:

 модернизация высокотехнологичных производств электронных компонентов даст импульс развитию экономики страны;

 в результате разработки и производства передовой электронной компонентной базы и новых технологий сборки устройств и систем будут заложены основы отечественной конкурентной радиоэлектронной аппаратуры по всем отраслям экономики;

 при массовом производстве радиоэлектронных компонентов будет снижена себестоимость производства аппаратных и системных изделий;

 в рамках инвестиционных проектов будет отмечен рост количественных производственных показателей радиоэлектронной отрасли;  

 информационно-аналитическое обеспечение разрабатываемых планов научных исследований увязано с этапами Программы и с мировым опытом разработки электронных компонентов;

 текущие расходы научных исследований по разработке электронных компонентов координируются с бюджетным финансированием;

 использование комплексного подхода позволит создать конкурентные радиоэлектронные изделия;

 в результате будут созданы новые, свободные от иностранных производителей сектора рынка радиоэлектронных изделий.

Были определены следующие важнейшие направления государственной технической политики, связанные с производством электронных устройств специального назначения [4]:

 стимулирование разработки новых поколений специализированных радиоэлектронных систем и обеспечивающей указанные системы электронной компонентной базы;

 активизация производства электронной компонентной базы двойного назначения;

 развитие энергосберегающих радиоэлектронных технологий;

 совершенствование технологии микроробототехники с использованием микроэлектромеханических устройств и систем;

 развитие технологий по вертикальному интегральному проектированию базы электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры;

 создание и развитие эффективных кластеров радиоэлектронной отрасли; модернизация системы подготовки специальных кадров для электронной и радиоэлектронной промышленности;

 обеспечение производства микроэлектроники критических технологических переделов прецизионным оборудованием;

 обеспечение выполнения намеченных производственных технологических направлений.

В соответствии с разработанной схемой государственного управления производством электронных компонентов специального назначения, приведенной на рисунке, практически между всеми направлениями государственной деятельности образуются прямые или косвенные связи, позволяющие решать поставленные задачи.

Группа направлений «технологии», выделенных светлым оттенком, составляет половину от всех направлений государственной деятельности. Группа направлений «производство», выделенных темным оттенком, составляет до трети всех направлений государственной деятельности. Преобладание первой группы над второй связано с острой необходимостью технологического перевооружения радиоэлектронной отрасли, особенно в части производства передовых радиоэлектронных компонентов.

Особое значение приобретает налаживание эффективного контроля расходования бюджетных средств и своевременного выполнения поставленных задач по всем указанным направлениям государственной деятельности в радиоэлектронной отрасли [5].

Меры государственного регулирования радиоэлектронной отрасли должны обеспечить создание комфортных правовых и экономических условий для работы радиоэлектронных предприятий, что выражается в сокращении сроков разработки, благоприятной коммерческой среде, повышении качества производимой радиоэлектронной продукции [6].

Ограничения обусловлены риском падения инвестиционной привлекательности и доходности отраслевых организаций [7].

Новые экономические возможности, открывающиеся в связи с внедрением регламентов ВТО, значительно упрощают международное сотрудничество и повышают конкурентные преимущества отечественных организаций.

В результате реализации указанных направлений система мер господдержки радиоэлектронной отрасли должна выйти на уровень соответствия мировой практике технологически развитых стран.

 

 

 

Рисунок 1. Схема государственного управления производством электронных компонентов специального назначения

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной  промышленности на 2013-2025 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от  15 декабря  2012 г. № 2396-р.М.: Минпромторг РФ, 2012, 90 с.

2. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. – URL: http://wtoinform.ru/upload/brochure /brochure_wto.pdf (Дата обращения: 23.06.2016).

3. Хохлов С.В. Актуальные вопросы развития радиоэлектронной промышленности: в сб. «Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития» / С.В. Хохлов.М.: 2013, С. 231238.

4. Филиппов А.А. Современное состояние и основные тенденции развития радиоэлектронной промышленности в Российской Федерации / А.А. Филиппов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 40-45.

5. Покровский И. Развитие радиоэлектронной промышленности России: взгляд аналитика. «Живая электроника России2015» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/review/doc/72427/ (Дата обращения: 23.06.2016).

6. Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы // Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2011 года №763.М.: 2011, 22 с.

7. Трубников Д.А. Формирование организационно-экономических механизмов развития радиоэлектронной промышленности Российской Федерации: дисс. канд. техн. наук / Д.А. Трубников. – Самара, 2010. – 157 с.

 

 

DEVELOPMENT OF THE SCHEME OF PUBLIC ADMINISTRATION BY PRODUCTION OF ELECTRONIC DEVICES OF A SPECIAL PURPOSE

 

A.N. Ganin, postgraduate

Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod

(Russia, Nizhni Novgorod)

 

Abstract. This article is devoted to the analysis of tendencies, key factors of development of production of electronic components of a radio-electronic industry of Russia. The most important directions of a state policy directed to enhancement of production of electronic components of a special purpose are formulated. The scheme of public administration is developed by production of electronic components of a special purpose in which at this stage prevalence of tasks of development of new industry technologies over tasks of production of electronic components is noted.

Keywords: steady tendencies, electronic components of a special purpose, key factors, precision equipment, investment projects, dual purpose.