Бондарчук Н.В. Разработка методики оценки и ранжирования научно- технических и инновационных программ и проектов Союзного государства по приоритетности на основе методики программ инновационного развития российских предприятий / Н.В. Бондарчук, А.В. Каширин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 5-7.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ И РАНЖИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ПРИОРИТЕТНОСТИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Н.В. Бондарчук, д-р экон. наук, профессор

А.В. Каширин, аспирант

Российский университет дружбы народов

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания «Аналитическое и методическое сопровождение формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России» № 29.195.2016

 

Аннотация. В данной статье авторы отмечают проблему отсутствия единого документа, освещающего вопросы сотрудничества в рамках Союзного государства в сфере науки, технологий и инноваций, выражающейся в затруднении согласования программ и проектов. Авторы предлагают решение данной проблемы посредством разработки методики оценки и ранжирования, опирающейся на основной принцип методики ПИР. В результате исследования авторы предлагают методику интегрального показателя инновационной активности программы или проекта, призванной обеспечить оценку его приоритетности для осуществления инновационного сотрудничества в рамках Союзного государства.

Ключевые слова: союзное государство, программа инновационного развития, активная инновационная деятельность, управление инновациями, инновационное развитие.

 

 

Инновационное сотрудничество в рамках формирования союзного государства призвано обеспечить максимальную реализацию принципов инновационного развития в процессе интеграции экономик России и Беларуси [1]. По утверждениям специалистов повышение национального производства в 2 раза требует повышения объёма знаний в экономике в 4 раза; а для увеличения в 10 раз — в 100 раз [2]. Таким образом, влияние инновационного сотрудничества России и Беларуси в рамках Союзного государство может быть выражено формулой Y=X^(1/2). Из характера данной зависимости следует, что для обеспечения развития экономики Союзного государства требуется развитие инновационного сотрудничества в пропорционально большем объёме.

Однако, решение данной задачи является трудным ввиду отсутствия единого документа по вопросам политики международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций в рамках Союзного государства [2]. Поэтому цели научно-технологического и инновационного сотрудничества между Россией и Беларусью могут быть приведены в различных документах, что порождает проблему определения среди них наиболее приоритетных. Решение данной проблемы может быть осуществлено посредством оценки и ранжирования научно-технических и инновационных программ и проектов Союзного государства, ориентированных на выявление среди них приоритетных.

Международное инновационное сотрудничество призвано способствовать переходу от традиционно сложившейся промышленно-технологической инфраструктуры к новой. [2]. В условиях союзного государства это прежде всего, реорганизация сложившихся научно-технологических цепочек — и их усиление за счёт конкурентных преимуществ, привносимых инновационным развитием [3]. И наиболее эффективными узлами должны стать наукоёмкие предприятия и экономические связи между ними.

Данное обстоятельство позволяет нам сделать вывод о применимости методики Программ инновационного развития (ПИР), применяемой для российских акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий [4]. Основным принципом оценки системы мероприятий в рамках ПИР является определение признаков пассивной инновационной деятельности, косвенно свидетельствующих о недостаточной эффективности осуществления затрат на НИОКР в долгосрочной перспективе. Соответственно, данный принцип может лечь в основу методики оценки и ранжирования научно-технических и инновационных программ и проектов Союзного государства.

Согласно предлагаемому нами принципу разрабатываемая методика призвана обеспечить ранжирование научно-технических и инновационных программ и проектов по степени активности инновационной деятельности, осуществляющей в них. Тогда ранжирование возможно будет обеспечить посредством интегрального показателя инновационной активности программы или проекта:

Где – оценка частного показателя инновационной активности от 0 до 1; — весомость частного показателя инновационной активности от 0 до 1.

Данный показатель принимает значения от 0 до 1. Причём, приближение показателя к 0 означает содержание в программе или проекте мероприятий, соответствующих пассивной инновационной деятельности по всем оцениваемым признакам, тогда как приближение к 1 – наличие неоспоримых признаков активной инновационной деятельности по наиболее важным признакам.

Применение данного показателя позволяет осуществить ранжирование научно-технических и инновационных программ и проектов от наименее приоритетных к наиболее приоритетным – и иметь не только возможность выбора наилучших при имеющихся возможностях финансирования, но и готовые проектные решения для эффективного расширения или сужения объёма финансирования в рамках Союзного государства. Для обеспечения действенности предлагаемой нами методики остаётся необходимым определение ряда частных показателей инновационной активности.

Опираясь на методику ПИР, мы можем предложить в качестве частных показателей следующие:

1. Мероприятия в области совершенствования управления инновациями;

2. Инновации в производстве;

3. Осуществление продуктовых инноваций;

4. Развитие сотрудничества между ВУЗами и научно-исследовательскими институтами и предприятиями;

5. Развитие сотрудничества между крупными и малыми и средними инновационными предприятиями.

Также мы можем предложить расширить систему данных показателей за счёт показателей регионального инновационного развития:

1. Интеграция инновационной структуры, включающая нормативно-правовые системы, технопарковые структуры, информационные системы, образовательную сферу, финансовые институты [5].

2. Соответствие приоритетам технико-экономического развития;

3. Обеспечение условий для постоянного повышения технологического уровня производства с учётом интересов экономик обеих стран [6, 7].

Таким образом, на основе методики ПИР нами разработана методика оценки и ранжирования научно-технических и инновационных программ и проектов Союзного государства по приоритетности, сочетающая оценку по направлениям инновационного развития как на уровне предприятий, так и на региональном уровне. Данная методика включает практические наработки в области управления инновационным развитием предприятий, что позволяет достигать поддержки наиболее эффективного состава научно-технических и инновационных программ и проектов, а также эффективной корректировки вследствие изменения условий финансирования.

Также применение методики в различных документах, освящающих вопросы политики международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций в рамках Союзного государства, позволяет обеспечить их соизмеримость и упростить сравнительный анализ.

 

Библиографический список

1. Таржманова Р.Ш., Каширин А.В. Перспективные направления развития инновационного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2015. № 11-1 (42). С. 80-85.

2. Антонов В.А., Корнеев А.Н. Опыт инновационного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях становления Союзного государства // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 127.

3. Каширин А.В., Глебанова А.Ю. Принципы анализа эффективности инноваций с учетом делокализации инновационных эффектов // В сборнике: Вклад современных молодых ученых в науку будущего сборник трудов Международной молодежной мультидисциплинарной научно-практической конференции. Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»; Под общ. Ред. О. П. Чигишевой. 2015. С. 145-154.

4. Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий Министерством экономического развития Российской Федерации: распоряжение Мин-ва эконом. развития Рос. Федерации от 31 янв. 2011 г. № 3Р-ОФ.

5. Молчанова О.П., Кусов И.С., Шестоперов А.М., Журавлева Т. К вопросу о перспективных направлениях интеграции инновационной инфраструктуры РФ и республики Беларусь // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. С. 8.

6. Слонимский А., Савчук Э. Инновационная политика и совместные научно-технические проекты союзного государства // Наука и инновации. 2014. Т. 5. № 135. С. 29-34.

7. Глебанова А.Ю., Каширин А.В. Инновации как материальная основа современного делового цикла // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 170-176.

 

 

DEVELOPMENT OF TECHNIQUES EVALUATION AND RANKING OF SCIENTIFIC-TECHNICAL AND INNOVATION PROGRAMS AND PROJECTS IN PRIORITY UNION STATE ON THE BASIS OF THE PROCEDURE INNOVATION PROGRAMMES OF RUSSIAN ENTERPRISES

 

N.V. Bondarchuk, doctor of economic sciences, professor

V.A. Kashirin, postgraduate

Russian university of friendship of peoples

 

Abstract. In this article authors note the lack of a single document, illuminating issues of cooperation in the framework of the Union State in the field of science, technology and innovation, reflected in difficulty matching programs and projects. The authors propose a solution to this problem by developing a methodology for assessing and ranking, which is based on the basic principle of methodology and survey work. The study authors suggest a methodology integral indicator of innovative activity program or project, designed to provide an assessment of its priority for innovative cooperation within the Union State.

Keywords: Union State program of innovative development, active innovation, innovation management, innovative development.