Хаджиева М.С. Процессы либерализации экономической жизни в Узбекистане / М.С. Хаджиева, Р.Р. Сауров // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 145-146.

ПРОЦЕССЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

М.С. Хаджиева, доктор философских наук, доцент

Р.Р. Сауров, студент

Ургенчский государственный университет

(Узбекистан, г.Ургенч)

 

Аннотация: В данной статье анализируются основные этапы и процессы либерализации социально-экономической жизни в Узбекистане за годы независимости.

Ключевые слова: рыночная экономика, либерализация, макроэкономика, реформа.

 

 

Определение собственного экономического развития и выработка пути входа в рыночную экономику для независимого Узбекистана было решающей и основной задачей. «Необходима принципиально новая, собственная модель построения социально – ориентированной рыночной экономики, указывает Президент Ислам Каримов, которая учитывала бы отличительные особенности республики, максимально отвечала прошлому, настоящему и будущему развитию Узбекистана» [1].

Распад СССР, с одной стороны, а с другой стороны, внутренние противоречия, касающиеся социально-экономической сущности общества, требовали реформирования прежней командно-административной системы управления и государственной монополии в экономике.

Необходимо было определить особую роль государства в развитии социально-экономической структуры, учесть специфику республики с менталитетом его народа и связать все это с мировой экономикой. «Государство в период перехода к рыночной экономике выступает гарантом экономических свобод, выступает главным участником реформаторского процесса» [2].

Все это показывает, что Узбекистан, не копируя слепо характер и способы реформирования, должен идти собственным путем, используя прогрессивный опыт мирового развития, учитывая собственные материальные, социальные и культурные факторы.

В экономической реформе Узбекистана главной задачей определялось построение социально ориентированной рыночной экономики, открытой миру. Конечной целью реформ является: построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социально – рыночной экономикой и открытой внешней политикой. Основная стратегия реформ, избранная в Узбекистане, это поэтапное формирование государством деидеологизированной социальноориентированной рыночной экономики.

Ведущими направлениями экономических реформ явились:

 разгосударствление и приватизация госпредприятий;

 демонополизация и всемерное расширение конкуренции;

 становление и развитие частнопредпринимательской деятельности во всех отраслях и сферах национальной экономики;

 коммерциализация деятельности госпредприятий;

 формирование рыночной инфраструктуры;

 либерализация цен, как условие либерализации внутриэкономической и внешней торговли;

 реформирование государственной собственности и ее институтов;

 формирование собственной денежно-кредитной системы;

 реформирование бюджетно–налоговой системы;

 формирование и утверждение соответствующей хозяйственно-правовой базы.

Реформирование и либерализация экономической жизни общества можно выделит несколько этапов.

Во-первых, республика сделала первый шаг к осуществлению на практике политики по упрочнению макроэкономики. Государство взялось за решение вопросов по поддержке разработанной денежно-кредитной, бюджетной и антиэмиссионной политики, по снижению инфляции.

Во-вторых, страна смогла обеспечить постоянную государственную поддержку промышленности по приоритетным направлениям производства. Это, в свою очередь, привело к сдерживанию безработицы, обеспечению занятости трудовых ресурсов, к стабилизации доходов населения и бюджетных доходов.

В-третьих, стремясь к обретению нашим государством подлинной экономической независимости, был резко сокращен ввоз зерна, мяса, молочной продукции. Сделаны определенные шаги для уменьшения ввоза из соседних стран нефти и нефтепродуктов.

В-четвертых, созданы все возможности для привлечения в нашу страну иностранных инвестиций.

Укрепилась законодательная база предпринимательства, была обеспечена его поддержка государством.

Однако одних только правовых гарантий предпринимателям со стороны государства недостаточно для утверждения рыночных отношений. Главным вопросом является создание условий для того, чтобы в полном объеме можно было воспользоваться частным предпринимателям этими правами и гарантиями. Государство обязано привлекать к ответственности тех, кто мешает деятельности предпринимательства.

Сформировалась ярко выраженная экономика с довольно значительным частным сектором и небольшим, но мощным государственным сектором в стратегически важных отраслях и сферах.

Государственное регулирование экономикой, в основном, осуществлялось на макроэкономических процессах, что привело к сдерживаю спада производства.

Проведение государством сильных социальных защитных мер по обеспечению гарантий определенного уровня жизнеобеспечения населения, создало стабильность и спокойствие в стране.

Стабилизация производства привела к созданию условий для начала его подъема и развития.

Все это гарантировало мир, социальную гармонию и уверенность граждан страны в правильности курса, выработанного Президентом страны.

 

Библиографический список

1. И.Каримов. Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения. Т.1996г. Собр.соч. Т.1.с.265

2. И.Каримов. Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения. Т.1996г. Собр.соч. Т.1.с.297

 

 

THE PROCESS OF LIBERALIZATION OF ECONOMIC LIFE IN UZBEKISTAN

 

M.S. Hajiyeva, doctor of economic sciences, associate professor

R.R. Saurov, student

Urgench state university

(Uzbekistan, Urgench)

 

Abstract: This article analyzes the main stages and processes of liberalization of the economic and social life in Uzbekistan for years of independence.

Keywords: market economy, liberalization, macroeconomic reform.