Ботобеков А.Б. Проблемы реформирования бухгалтерского учета бюджетных учреждений в Кыргызской Республике / А.Б. Ботобеков, Р.А. Узенбаев, Т.Ж. Макамбаев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 11-14.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

А.Б. Ботобеков, др экон. наук, доцент

Р.А. Узенбаев, др экон. наук, доцент

Т.Ж. Макамбаев, соискатель

Ошский технологический университет имени академика М. Адышева

(Кыргызская Республика, г. Ош)

 

Аннотация. В статье исследованы существующие проблемы перехода бухгалтерского учета бюджетных учреждений Кыргызской Республики на новые международные стандарты (МСФО – международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора).

Ключевые слова: бухгалтерский учет, МСФООС, бюджетные учреждение, Единый план счетов, бюджетная классификация, анкетирование.

 

 

 

В современном Кыргызстане рыночная экономика прочно установила свои правила и принципы. В настоящее время частный сектор экономики страны ведет свою деятельность на принципах свободного предпринимательства, как и во всех странах мировой свободной экономики. При этом, с 2003 года они используют в качестве методической базы МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Однако существуют учреждения государственного сектора, которые многочисленны и многообразны, и связи с этим каждая из них имеет свои отраслевые и иные особенности. Они отличаются друг от друга по отраслям экономики (органы государственного управления, здравоохранения, образования и др.) и по источникам финансирования (бюджетные, муниципальные, смешанные и др.). Отсюда большое разнообразие и отраслевая специфика ведения бухгалтерского учета, а также определенная оторванность от процесса проводимых реформ и инертность в преобразовательных процессах требуют проведения глубоких исследований не только в вопросах теоретической организации бухгалтерского учета, но и его практического ведения [2].

Рассмотрим взаимодействие субъектов государственного сектора. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» распорядителями бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной государственной администрации, бюджетное учреждение или иной прямой получатель средств бюджета. В соответствии с законами КР они имеют право распределять бюджетные средства по направлениям, установленным этими законами и другими нормативно-правовыми актами по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в данной сфере (например: министерства, ведомства, агентства и др.). Согласно вышеуказанным нормативным актам, распорядитель бюджетных средств это государственный орган или бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства, полученные от главного распорядителя между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении. В соответствии с вышеуказанным законом получателями бюджетных средств являются органы государственной власти или бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя или распорядителя и имеющие право на получение бюджетных средств (отделы образования, университеты, колледжи, больницы, поликлиники и т.д.). А бюджетное учреждение это государственное или муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным или муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе принятой бюджетной сметы [1].

Общеизвестно, что бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Кыргызской Республики, начиная с 2011 года, ведется на основе единых правил бухгалтерского (бюджетного) учета, утвержденных для всех государственных (муниципальных) учреждений, а также публично-правовых образований и иных участников бюджетного процесса страны. К этому моменту, в целях дальнейшего качественного проведения реформ в управлении государственными финансами республики был проведен большой объем работы по внедрению нового Единого плана счетов сектора государственного управления и руководства по его применению. Указанные новые положения и правила были разработаны Министерством финансов Кыргызской Республики с участием DFID (Department for international development), OSCE (Organization security central Europe), MDTF (Проект многостороннего донорского трастового фонда «Развитие потенциала в управлении государственными финансами») и др.

В Кыргызской Республике правила и принципы учетного процесса были определены Положением по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях №224, утвержденным 16.05.11, и введенным в том же году, с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением ПКР «О внесения изменения в постановления ПКР» №624 от 03.11.14 [2].

Как показывает практика, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях, состоящих на государственном бюджете, утвержденной приказом Минфина КР от 16.05.11 №224, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям можно отнести:

 организацию бухгалтерского учета в разрезе статей новой бюджетной классификации;

 контроль исполнения сметы расходов бюджетного учреждения;

 выделение в бухгалтерском учете кассовых и фактических расходов;

 отраслевые особенности бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы (органы государственного управления, здравоохранения, образования и др.).

В связи с этим, имеющиеся отраслевые особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнения общих задач бухгалтерского учета более конкретными задачами, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов бюджетных учреждений.

Начиная с 2014 года Кыргызская Республика полностью признает МСФООС, что соответствует приказу МФ КР от 30 декабря 2013 года №221-п «Об утверждении нормативных правовых актов и методологических документов по бухгалтерскому учету и отчетности бюджетных учреждений». В соответствии с данным нормативным документом единой методологической основой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, применяемой бюджетными учреждениями на территории Кыргызской Республики, являются Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее – МСФО ОС), разрабатываемые Советом по МСФО ОС при Международной федерации бухгалтеров.

Однако, как показывают результаты проведенных реформ, вместе с положительными сторонами перехода существуют и отрицательные моменты. Несмотря на положительные моменты перехода субъектов государственного сектора на новые правила существуют ещё вопросы, требующие корректировок процесса реформ. Например, на наш взгляд, новая бюджетная классификация излишне детализирована и разбита на мелкие статьи, что усложняет работу бухгалтера бюджетного учреждения и увеличивает объем бухгалтерской информации. Аргументы в пользу такой детализированной бюджетной классификации, связанной с повышением эффективности учета и усилением контроля за расходованием бюджетных средств основаны на использовании прикладных программ типа «1С Бухгалтерия», «Бюджетный учет». Однако, несмотря на быстродействие бухгалтерских прикладных программ, само использование многочисленных аналитических и синтетических счетов по новому Единому плану счетов сектора государственного управления приведет к увеличению бухгалтерских проводок, и усложнит интерпретацию бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений пользователями, раздувая ее структуру. При такой структуре бухгалтерской отчетности пользователям будет трудно принимать управленческие решения, так как анализ и оценка статей бухгалтерской отчетности в таком формате займет некоторое время. К этому можно добавить то, что чем больше информации, тем ниже синергетический эффект. В связи с этим, мы предлагаем обобщенную структуру бухгалтерской отчетности, которая позволяет получить более общие данные для принятия срочных управленческих решений.

Обзор и практика ведения бухгалтерского (бюджетного) учета на основе Единых правил показывает на следующие вопросы требующих дальнейшего развития и совершенствования. Например, МСФО не предусматривает деление краткосрочных активов на ТМЗ (товарно-материальные запасы) и МБП (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так как активы использующееся более одного года относятся на основные средства, а активы менее одного года на материалы. Таких теоретических вопросов нестыковки действующих правил бухгалтерского (бюджетного) учета в Кыргызской Республике и принятых МСФООС [3] достаточно много.

Проведенный опрос практикующих бухгалтеров местных бюджетных учреждений показал, что внедрение единых правил бухгалтерского (бюджетного) учета, утвержденных для всех государственных (муниципальных) учреждений, а также публично-правовых образований и иных участников бюджетного процесса страны породили вместе с положительными моментами и отрицательные стороны работы бухгалтеров.

Как показывают результаты анкетирования на вопрос «Какие положительные стороны новых Единых правил Вы наблюдаете?» большинство респондентов отметили следующие:

 достаточная прозрачность – 67%;

 высокие аналитические возможности – 72%;

 единство плана счетов бухгалтерского учета и баланса исполнения сметы расходов – 84%.

Что касается отрицательных моментов в ведении учета и составления отчетов об исполнении сметы расходов, то получены следующие результаты анкетирования:

 большой объем бухгалтерской информации и возникающие трудности в запоминании статей сметы расходов – 49%;

 излишняя детализация статей бухгалтерского баланса исполнения сметы расходов – 70%;

дороговизна установки и обслуживания программы 1С Бухгалтерия – 38%;

 не разработанность доходной части, в разрезе видов поступления –58%.

И все-таки, несмотря на существующие проблемы внедрения МСФООС в Кыргызской Республике, главным методологическим решением в теории ведения бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской финансовой отчетности бюджетных учреждений, на наш взгляд, является переход от кассового метода к методу начисления, которые являются основополагающими принципами организации бухгалтерского учета. Таким образом, переход к методу начисления в бухгалтерском учете признается лучшим на международной практике и является востребованным сегодняшней реалией [4]. Организация учета в соответствии с принципами и методами международных правил позволит оценивать эффективность финансирования деятельности государственного сектора и его реальную потребность в средствах для выполнения своих функций, а также повысит прозрачность финансовой информации для принятия управленческих решений и реального планирования бюджетных расходов распорядителями бюджетных ассигнований. Кроме того, разнообразные источники финансирования (бюджетное и внебюджетное финансирование) деятельности субъектов государственного сектора и бюджетных учреждений требует применения метода начисления, как единственного принципа правильного признания доходов и расходов субъектов, а также выявления финансовых результатов и оценки финансового состояния бюджетного учреждения.

Таким образом, мы считаем, что дальнейшее реформирование бухгалтерского учета государственного сектора должно учесть имеющиеся проблемы и акцентировать внимание на методическую и разъяснительную часть правовых норм для потенциального пользователя.

 

 

Библиографический список

1. Приказ МФ КР№ 177-П от 04.09.12 «Об утверждении Единого плана счетов и Руководства по его применению сектором государственного управления». Бишкек, 2012. 122 с.

2. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Кыргызской Республики. Приказ МФ КР №33/п от 05.02.01. Бишкек, 2001.  212 с.

3. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и организациях (сборник нормативных документов). Т-1. Фрунзе: Издательство «Кыргызстан», 1976. 558 с.

4. Справочник бухгалтера бюджетных учреждений Кыргызской Республики. – Бишкек: «Полиграфбумресурсы», 2015. – 528 с.

5. www.minfin.kg

6. www.minzdrav.kg

 

 

TRANSFORMATION PROBLEMS OF GOVERNMENT INSTITUTIONS

ACCOUNTING IN KYRGYZ REPUBLIC

 

A.B. Botobekov, doctor of economic sciences, associate professor

R.A. Uzenbaev, doctor of economic sciences, associate professor

T.J. Makambaev, applicant

Osh technological university named after academician M. Adyshev

(Kyrgyzstan, Osh)

 

Abstract. This article research actual problem’s of transform accounting of budget institution to new international standards (IPSAS – International Public Sector Accounting Standards).

Keywords: accounting, IPSAS, government institutions, overall plan of accounts, budget classifications, questionnaire.