Буценко И.Н. Проблемы интеграции России в мировую транспортную инфраструктуру / И.Н. Буценко, Э.С. Велиляева, А.К. Коркина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 5-9.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ

ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

 

И.Н. Буценко, канд. экон. наук, доцент

Э.С. Велиляева, студент

А.К. Коркина, студент

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация. В статье выделены позиции России в международной торговле транспортными услугами. В разрезе отдельных видов транспорта рассмотрены факторы, способствующие и сдерживающие расширение интеграции России в мировую транспортную инфраструктуру.

Ключевые слова: мировая транспортная инфраструктура, международная торговля транспортными услугами, страны-экспортеры транспортных услуг, экспорт транспортных услуг РФ, транспортная система страны, факторы расширения, SWOT-анализ.

 

 

Занимая более 30% территории Евразийского континента и располагая разветвленной транспортной сетью, Россия имеет большой потенциал для усиления позиций на мировом рынке транспортных услуг. Выгодное геополитическое положение страны позволяет ей претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играя важную роль в мировой экономической системе в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой.

Россия не в полной мере реализует свои потенциальные возможности в развитии транспортного сектора. В результате на протяжении длительного времени страна занимает низкие позиции на мировом отраслевом рынке. Так, доля России в мировом экспорте за последние 15 лет увеличилась с 1,0% до 2,2% в 2014 г. и снизилась до 1,9% к 2015 г. (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Доля России в мировом экспорте транспортных услуг, %

Примечание: рассчитано и составлено на основе [9]

 

 

Являясь трансконтинентальным государством, Россия входит в число лидеров на мировом рынке услуг. По версии Всемирной торговой организации, «по состоянию на 2015 г. страна занимала девятое место в мире по объемам экспорта данного вида услуг с долей 1,9% и 15 место по объемам импорта (1,1%)» [7].

В разрезе отдельных стран мировыми лидерами в торговле транспортными услугами являются страны ЕС, которые обеспечивали 41,7% мирового экспорта по состоянию на 2015 г. За последние пять лет их позиции на мировом рынке практически не изменились. Второе место занимают США, обеспечивающие 9,6% мирового экспорта транспортных услуг. Их доля в общем итоге выросла за 2010-2015 гг. на 0,9 процентных пункта. Стабильные позиции на мировом рынке транспортных услуг имеет Сингапур (в 2015 г. его доля составила 5,4%). Нарастили свое присутствие такие страны, как Китай (с 4,2% в 2010 г. до 4,4% в 2015 г.) и Российская Федерация (с 1,8% до 1,9%) (табл. 1).

Транспортные услуги выступают наиболее значимой категорией национального экспорта: их удельный вес в общем объеме экспорта услуг за период 2010 2015 гг. в среднем составил 31% [9]. Поступление средств от экспорта транспортных услуг увеличилось за последние пять лет на 38% до 20,5 млрд. долл. США. По сравнению с предыдущим годом, в 2014 г. экспорт изменился незначительно, он уменьшился лишь на 1% или 205 млн. долл. США. В 2015 г. за счет сопоставимых объемов снижения импорта и экспорта услуг профицит баланса транспортных услуг практически не изменился и составил 5,0 млрд. долл. США.

 

 

Таблица 1. Основные страны – экспортеры транспортных услуг

Страна

Объем экспорта

в 2015 г.,

млрд. долл. США

% в общем итоге

Ежегодные темпы прироста (падения), %

2010 г.

2015 г.

2010 – 2015 гг.

2015 г.

ЕС

365,5

43,4

41,7

0

-13

США

84,2

8,7

9,6

3

-6

Сингапур

47,3

4,7

5,4

4

-8

Китай

38,6

4,2

4,4

2

1

Япония

35,5

4,7

4,1

-3

-10

Республика Корея

32,7

4,8

3,7

-4

-15

Гонконг, Китай

29,8

3,6

3,4

0

-7

Норвегия

17,9

2,2

2,0

0

-21

Российская

Федерация

16,8

1,8

1,9

3

-18

Индия

14,3

1,6

1,6

2

-23

Примечание: составлено на основе [7]

 

 

Экспорт транспортных услуг в отчетном периоде снизился (16,7 млрд. долл. США против 20,5 млрд. долл. США в 2014 г.), в том числе в страны дальнего зарубежья он составил 15,1 млрд. долл. США, в СНГ – 1,7 млрд. долл. США.

Обладая значительным ресурсным потенциалом и проводя политику расширения торгового сотрудничества с другими странами, Россия является крупнейшим участником мирового грузо- и товарооборота. Высокие объемы грузопотоков через территорию России обусловлены главным образом ее расположением на пересечении кратчайших торговых путей между Европой, Центральной Азией и Азиатско-Тихоокеанским регионом, которые представляют собой основные международные транспортные маршруты.

На современном этапе транспортная инфраструктура в России недостаточно развита, прежде всего, в восточных регионах. По густоте железных и автомобильных дорог Россия значительно уступает не только развитым странам, но и СНГ (табл. 2).

 

 

Таблица 2. Густота железных и автомобильных дорог отдельных стран мира, км на 1 тыс. км2

Страны

Железные дороги

Автомобильные дороги

Германия

117,6

1805,2

Великобритания

67,5

1743,1

Украина

35,9

281,1

США

23,5

675,48

Узбекистан

9,3

193,3

Туркмения

7,2

120,04

Китай

9,5

441,4

Казахстан

5,6

35,6

Россия

5,1

57,5

Таджикистан

4,1

194,7

Киргизия

2,1

92,52

Примечание: составлено на основе [10]

 

 

По густоте железных дорог Россия (5 км на 1 тыс. км2) уступает Германии (117,6 км на 1 тыс. км2), Великобритании (67,5 км на 1 тыс. км2), Украине (35,9 км на 1 тыс. км2), США (23,5 км на 1 тыс. км2), Узбекистану (9,3 км на 1 тыс. км2), Китаю (9,5 км на 1 тыс. км2) и др.

По показателю густоты автомобильных дорог Россию (57,5 км на 1 тыс. км2) опережают Германия (1805,2 км на 1 тыс. км2), Великобритания (1743,1 км на 1 тыс. км2), США (675,48 км на 1 тыс. км2), Китай (441,4 км на 1 тыс. км2), Украина (281,1 км на 1 тыс. км2), Туркмения (120,04 км на 1 тыс. км2) и др.

Отставание России по развитию автомобильных дорог объясняется рядом причин: большая площадь территории страны; значительная расходы на содержание транспортной сети на душу населения по сравнению с развитыми странами в связи с относительно небольшой густотой населения; низкая покупательская способность граждан; сравнительно небольшой парк автомобилей.

Низкие позиции России в мировой транспортной системе обусловлены слабым развитием транспортной инфраструктуры, что подтверждаю данные Всемирного экономического форума. По состоянию на 2016 г. Россия заняла 74 место среди 138 стран мира по качеству инфраструктуры, позиции на протяжении последних пяти лет постоянно меняются (табл. 3).

 

 

Таблица 3. Качество инфраструктуры России согласно Всемирному экономическому форуму

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Общее качество инфраструктуры

100

101

93

74

64

74

Качество дорог

130

136

136

124

123

123

Качество железнодорожной инфраструктуры

29

30

31

26

24

25

Качество портовой инфраструктуры

97

93

88

81

75

72

Качество авиатранспортной инфраструктуры

105

104

102

79

77

65

Примечание: составлено автором на основе [7]

 

 

Как положительную следует отметить тенденцию стабильного укрепления позиций России по общему качеству инфраструктуры на протяжении 2011-2015 гг. В результате страна поднялась в среднем на 36 позиций преимущественно за счет улучшения качества авиатранспортной инфраструктуры (улучшение на 28 позиций) и портовой инфраструктуры (на 22 позиции). В 2016 г. произошло снижение на 10 позиций по общему качеству инфраструктуры до 74 места. Наилучшие позиции у России по критерию качества железнодорожной инфраструктуры – 25 место в мире среди 138 в 2016 г.

Железнодорожный транспорт имеет важное значение для России, обеспечивая значительную часть всего грузооборота страны, выполняя важные государственные, экономические и социальные функции. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки будут и дальше оставаться экономически эффективным видом транспорта при перевозке массовых грузов, доставляемых как на средние, так и дальние расстояния. Отечественный железнодорожный транспорт потенциально может обеспечивать прирост перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов.

В сфере грузовых перевозок железнодорожный транспорт конкурирует с автомобильным и речным транспортом, перевозок нефтеналивных грузов – с трубопроводным и морским транспортом, пассажирских перевозок на дальние расстояния – с авиационным транспортом, на короткие расстояния – с автомобильным и речным транспортом.

Однако развитие железнодорожного транспорта сдерживается такими негативными факторами [2; 4; 5]:

 низкие темпы обновления основных производственных фондов отрасли;

 ограниченные резервы роста спроса на железнодорожные перевозки;

 недостаточная эффективность тарифной политики в регулируемом государством естественно-монопольном секторе деятельности;

 низкие темпы внедрения скоростного движения на железных дорогах страны;

 относительно низкая интенсивность использования российских участков международных транспортных коридоров.

Морские порты по качественным и техническим характеристикам, такими как глубина подходных каналов, способы перегрузки и хранения, техническое состояние причалов и оборудования, уровень автоматизации и компьютеризации, существенно уступают развитым странам.

Сильные и слабые стороны авиационной сферы России рассмотрим на примере крупнейшей авиакомпании страны – «Аэрофлот» (табл. 4). Кроме этого отметим, что для многих предприятий воздушного транспорта России характерны такие слабые стороны, как низкие темпы обновления авиапарка, что снижает уровень безопасности полетов.

 


Таблица 4. SWOT- анализ компании «Аэрофлот»

Сильные стороны

Слабые стороны

 Поддержка деятельности авиакомпании на государственном уровне.

 Развитая маршрутная сеть с широким охватом в России и за рубежом.

 Новый авиапарк.

 Высокая квалификация персонала.

 Высокая пунктуальность.

 Высокий рейтинг среди международных компаний – авиаперевозчиков.

 

 Практически достигнуты пределы пропускной способности базового аэропорта – Шереметьево.

 Периодические конфликты авиаперевозчика и базового аэропорта.

 Позиции монополиста на российском рынке не позволяют равноправно конкурировать с другими авиакомпаниями.

Возможности

Угрозы

 Наращивание пропускных способностей аэропорта Шереметьево.

 Рост современного авиапарка для увеличения числа и частоты трансконтинентальных рейсов.

 

 Рост цен на авиатопливо – рост издержек компании.

 Нехватка пилотов высокой квалификации.

 Низкая транспортная мобильность большинства жителей России, вскоре будет достигнут пик перевозок российских пассажиров.

 Сокращение перевозок вследствие введения санкционных ограничений и угроз со стороны террористических группировок.

Примечание: составлено на основе [3;6]

 

 

Исходя из проблем в авиатранспортной отрасли РФ, можно выделить ключевые факторы, которые позволят бороться с ними: «введение дополнительных мероприятий для обеспечения безопасности полетов с целью повышения инвестиционной привлекательности; сочетание сети внутренних и международных маршрутов; приведение объектов инфраструктуры ведущих аэропортов в соответствие с международными требованиями» [6].

Основным фактором, сдерживающим развитие транспортного комплекса России и его интеграции в мировую транспортную систему, длительное время можно назвать недостаточное финансирование, что способствовало быстрому износу оборудования и подвижного состава.

Следствием хронического недофинансирования отрасли является относительно низкие показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.

Важной проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Неудовлетворительное состояние отечественной инновационной и высокотехнологической составляющей транспортной отрасли объясняется такими факторами, как недостаточный уровень инвестирования, низкий уровень тарифов на социально значимые пассажирские перевозки, которые подлежат государственному регулированию, несовершенство механизмов лизинга.

Среди причин низкой конкурентоспособности России на мировом рынке транспортных услуг также выделяют слабость отечественной логистики. Основными препятствиями развития российского рынка транспортно-логистических услуг являются высокий уровень логистических издержек, высокая конкуренция со стороны иностранных компаний, высокий уровень затрат на начало деятельности или переход в другой сегмент.

В заключение отметим, Российская Федерация не в полной мере реализует свои потенциальные возможности в развитии транспортного сектора. Низкие позиции России в мировой транспортной системе обусловлены слабым развитием транспортной инфраструктуры. Другими факторами, сдерживающими развитие транспортного комплекса Российской Федерации и его интеграции в мировую транспортную систему, являются: территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры; недостаточное финансирование отрасли; несовершенство механизмов лизинга; техническое и технологическое отставание транспортной системы; недостаточная подвижность и мобильность основных факторов производства; низкие темпы развития отечественного рынка транспортно-логистических услуг.

 


Библиографический список

1. Аэрофлот [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru.

2. Кузнецов М.М. Внешняя торговля России транспортными услугами [Текст] / М.М. Кузнецов, Ю.С. Передистая // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 71-74.

3. Международный бизнес. Теория и практика [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 733 с.

4. Нестерова Д.В. Потенциал экспорта транспортных услуг как конкурентное преимущество России [Текст] / Д.В. Нестерова, Т.В. Кулакова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 12-17.

5. Латкин А.П. Исследование конкурентных преимуществ автомобильного и железнодорожного транспорта [Текст]: монография / А.П. Латкин, В.Н. Ембулаев, Л.А. Николаева, Д.А. Николаев. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 152 с.

6. Ярош О.Б. Современные международные тенденции в развитии системы авиационного транспорта / О.Б. Ярош, Э.А. Митина // Экономика Крыма. 2012.  1 (38). –  С. 306-310.

7. World trade statistical review 2016 / World Trade Organization. – 2016. – 200 p.

8. The World Economic Forum [Electronic resource]: site. – Mode of access: https://www.weforum.org.

9. UNCTADstat [Electronic resource]: site / United Nations Conference on Trade and Development. – Mode of access: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx/

10. Worldstatinfo [Electronic resource]: site. – Mode of access: http://ru.worldstat.info.

 

 

PROBLEMS OF RUSSIA’S INTEGRATION INTO THE WORLD

TRANSPORT INFRASTRUCTURE

 

I.N. Butsenko, candidate of economic sciences, associate professor

E.S. Velilyaeva, student

A.K. Korkina, student

Institute of economics and management V.I. Vernadsky Crimean federal university

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. The article highlights Russia’s position in international trade transport services. In terms of individual modes of transport are considered factors that contribute to and constrain the expansion of Russia’s integration into the world transport infrastructure. 

Keywords: world transport infrastructure, international trade in transport services, the countries — exporters of transport services, export of transport services of the Russian Federation, the transport system of the country, expansion factors, SWOT-analysis.