Матвеев Д.М. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий / Д.М. Матвеев, Д.В. Меняйкин, А.О. Таланова, Е.В. Багирова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №5. — С. 17-20.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Матвеев Д.М., канд. экон. наук, доцент

Меняйкин Д.В., магистрант

Таланова А.О., магистрант

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

Е.В. Багирова, старший преподаватель

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

(Россия, г. Кемерово)

 

Аннотация. В статье рассматривается роль сельских территорий в экономики страны. Показаны основные проблемы, возникающие в процессе их развития, среди которых выделены: отток население, низкий уровень оплаты труда и низкое качество или отсутствие социальной инфраструктуры. Был предложен вариант диверсификации направлений финансирования сельских территорий, в зависимости от структуры доходной части бюджетов муниципальных образований, формируемой за счет сбора налогов с субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, сельское хозяйство

 

 

В настоящее время сельские территории являются важнейшей социально-экономической системой, которая оказывает влияние на развитие не только конкретного региона, но и страны в целом. Они занимают большую часть территории Российской Федерации в которой располагается 140 тыс. населенных пунктов. В них проживает почти 37,2 млн чел. (26 % от общей численности населения страны). Сейчас принято использовать следующие трактовки сельских территорий:

Вся обитаемая территория вне городов и пригородов.

Территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории [2].

К сожалению, в развитии сельских территорий существует ряд серьезных проблем, которые способствуют ежегодному оттоку населения в крупные города. Так, сельское население с 2007 по 2013 год сократилось на 2,4 %, а трудоспособное на 5,4 % (табл. 1)

 

 

 

Таблица 1. Динамика численности населения в сельской местности и городе, млн. чел.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

%

Численность населения проживающего в сельской местности

38,1

37,9

37,8

37,6

37,5

37,3

37,2

97,6

Численность трудоспособного населения проживающего в сельской местности

23008

22845

22729

22218

22122

21780

21424

94,6

Доля трудового населения, проживающего в сельской местности, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из таких проблем является низкий уровень оплаты труд, которая особо остро стоит в субъектах Российской Федерации с высоким удельным весом сельского хозяйства в структуре экономики. Вместе с тем и среди них наблюдается определенная дифференциация. К примеру, в 2013 г. в Иркутской области у работников сельского хозяйства она составляла 21730 руб., а в Новосибирской области 11340 руб., при этом средний уровень оплаты труда в Сибирском Федеральном округе был на уровне 25790 руб.

 

 

Таблица 2. Уровень оплаты труда работников занятых в сельском хозяйстве, руб

Показатели

2002 г.

2005 г.

2007 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Минимальный размер оплаты труда

450

800

2300

4330

4611

4611

5205

Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб.

1865

3138

3993

5956

6986

6827

7633

Средняя месячная заработная плата по экономике, руб.

4360

8554

13527

20952

23369

26628

25790

Средняя месячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.

1874

3646

6127

10668

12464

14129

13988

 

 

Кроме того, существуют серьезные проблемы в развитие социальной инфраструктуры. Так, для устойчивого развития сельских территорий в первую очередь необходимо заняться обеспечением пунктов дорогами и подъездами с твердым покрытием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом сетей водоснабжения и водоотведения, системами электроснабжения и т. д. [1].

 

 

Таблица 3. Благоустройство жилищного фонда, %

Год

Удельный вес площади, оборудованной

водопроводом

водоотведением (канализацией)

отоплением

газом

горячим водоснажением

2010

48

39

60

75

25

2011

49

39

61

74

26

2012

49

40

61

74

27

 

 

Данные представленные в таблице 3 показывают, что уровень благоустройства жилищного фонда практически стоит на месте. За 3 года обеспеченность водопроводом, водоотведением и отоплением изменилась на 1 %, газифицированная площадь уменьшилась на 1 [3].

Существует также ряд других серьезных проблем, исправить которые призвана реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.». Её основной целью является: улучшение жилищных условий, обеспечение население газом, питьевой водой и развитие социальной инфраструктуры и т.д. За период её реализации планируется:

 построить 5,4 млн. м2 жилья, из которых более половины молодым специалистам и их семьям.

 ввести в эксплуатацию общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест.

 повысить уровень газификации и обеспеченность сельского населения питьевой водой до 61,5 % и 63 %, соответственно (табл.4).

 

 

Таблица 4. Плановые значения целевых показателей при реализации государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»

Наименование показателя

Всего за 2014–2020 гг.

Ввод (приобретение) жилья, млн. кв. м, всего

5,4

в том числе для молодых семей и молодых специалистов

3,0

Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс., всего

75,5

в том числе молодых семей и молодых специалистов

42,1

Ввод общеобразовательных учреждений, тыс. мест

22,3

Ввод учреждений культурно-досугового типа, тыс. мест

9,9

Уровень газификации жилищного фонда сетевым газом, %

61,5

Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, %

63,0

Количество созданных рабочих мест на селе, тыс.

31,8

 

 

Однако необходимо учитывать, что на развитие сельских территорий в большей степени оказывает влияние та отрасль, которая в них преобладает. В последнее время начали активно развиваться такие виды экономической деятельности, не характерные и новые для нашей страны, как сельский туризм или «дауншифтинг».

В условиях ограниченности финансовых ресурсов федерального бюджета и субъектов Российской Федерации необходима дифференциация сельских территорий по видам экономической деятельности характерных для отдельных регионов, но и в рамках каждого субъекта. Если на поддержку и развитие сельского хозяйства тратятся значительные средства, то другие направления практически не спонсируется, что существенно замедляет развитие этих территорий. Для того, чтобы повысить эффективность использования государственной поддержки, направляемой на развитие сельских территорий, необходимо дифференцировать в финансирование регионов в зависимости от структуры доходной части бюджетов муниципальных образований, формируемой за счет сбора налогов с субъектов предпринимательства. Данный подход позволит ускорить развитие бизнеса, повысит уровень занятости и благосостояние сель сельских жителей, создаст необходимые предпосылки для развития сельских территорий.

 

Библиографический список

1. Голышев, М. Е. Сущность устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭИ . 2011. №2 (3).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р г. Москва

3. Матвеев Д. М. Проблемы и перспективы развития сельских территорий / Д. М. Матвеев, А. О. Таланова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.).  — Уфа: Лето, 2014. — С. 42-44.

 

 

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

RURAL AREAS

 

DM Matveev, candidate of economic sciences, associate professor

DV Menyaykin, graduate student

AO Talanova, graduate student

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

EV Bagirova, senior lecturer

Kemerovo state agricultural institute

(Russia, Kemerovo)

 

Abstract. The article discusses the role of rural areas in the country’s economy. The basic problems arising in the course of their development, among which ryh highlighted: the outflow of the population, low wages and poor quality or lack of social infrastructure. He was offered the option of diversification of funding-boards in rural areas, depending on the structure of the revenue part of the budgets of municipalities, formed by collecting taxes from businesses.

Key words: rural areas, sustainable development, agriculture