Игошина К.Е. Проблемы формирования доходов федерального бюджета в условиях экономического спада // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 40-45.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА

 

К.Е. Игошина, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные доходные источники федерального бюджета, изучены основные проблемы формирования доходов федерального бюджета в условиях макроэкономической нестабильности. В работе предложены меры устранения выявленных проблем при формировании доходной части бюджета и возможные дополнительные резервы роста доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджетная политика, налоговые доходы, неналоговые доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы.

 

 

 

Внешние и внутренние макроэкономические шоки 2014 и 2015 годов негативно сказались на экономическом и финансовом положении Российской Федерации. Российская экономика столкнулась с многочисленными проблемами, которые значительно повлияли на ее стабильность и развитие, в том числе на национальную бюджетную систему и устойчивость федерального бюджета.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования расходных обязательств Российской Федерации, основой функционирования и развития экономики страны, инструментом регулирования макроэкономических диспропорций. В связи с неблагоприятной экономической ситуацией доходы федерального бюджета снизились за последние два года на 5%, что поднимает проблему недостатка доходов федерального бюджета для покрытия всех расходных обязательств, ведет к увеличению государственного долга, ухудшению состояния экономики страны, долее длительному выходу из кризиса. В связи с этими обстоятельствами изучение структуры и динамики доходов федерального бюджета, а также поиск резервов их роста в действующих условиях функционирования российской экономики представляются весьма актуальными.

Анализ динамики доходов федерального бюджета в 2014-2016 годах показывает снижение их доли по отношению к ВВП (рис.1). На графике можно видеть, что в 2011 году доля доходов федерального бюджета по отношению к ВВП занимала 20,3%,  в 2016 году по предварительным оценкам произошло их снижение до 16,1%.

 

 

 

Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета в млрд.руб. и их доли в ВВП России в 2011-2016 гг. [1]

 

 

 

Доходы федерального бюджета состоят из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (рис. 2). При анализе состава налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета можно отметить, что доля налоговых доходов в общем объеме доходов увеличилась с 56% в 2008 году до 67% в 2016 году. Этот свидетельствует о том, что для решения социально-экономических задач правительство преимущественно использует налоговые доходы. В 2015 году они состояли на 37% из налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, на 34,6% из налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ, на 21,4% из налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, на 5,72% из налогов на прибыль и доходы и на 1% из иных налоговых доходов.

 

 

 

Рис. 2. Состав и структура доходов федерального бюджета в 2008-2016 гг. [1]

 

 

 

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что в течение  2008–2016 гг. их доля уменьшилась на 12%. Такую тенденцию можно объяснить сокращением доходов от внешнеэкономической деятельности, которая в 2015 году занимает более 68% общего объема неналоговых доходов. В абсолютном выражении они уменьшились на 45% за два года — с 5463,4 трлн. руб. в 2014 году до 3035,6 трлн. руб. в 2016 году. Снижение не является случайным, учитывая сдержанную политику Российской Федерации на мировом рынке товаров и услуг, связанную с введением экономических санкций в отношении России и переориентацией бюджетной политики на поддержание и развитие отечественного рынка товаров и услуг. В тоже время на 53% увеличился объем поступивших средств в федеральный бюджет за счет использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Экономика России в значительной степени зависит от цен на энергоресурсы. Данный показатель влияет на совокупный ВВП, объемы доходов федерального бюджета, размеры суверенных фондов, укрепление или ослабление курса рубля и на другие макроэкономические показатели. Таким образом, можно отметить, что особенностью федерального бюджета Российской Федерации является тот факт, что нефтегазовые доходы являются самой важной его составляющей и существует высокая зависимость его доходной части от цен на природные ресурсы. В тоже время за последние годы происходит снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета и рост доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета, которые увеличились с 52,7% в 2008 году до 56% в 2015 (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета

в 2008 – 2016 гг.

 

 

 

 

В 2008 году в структуре доходов федерального бюджета преобладающую долю занимали ненефтегазовые доходы. Их объем составлял 4888,4 млрд. руб.  или 52,7% общего объема доходов , в то время как нефтегазовые доходы  составили 4387,5 млрд. руб. в абсолютном выражении или 47,3% от совокупных доходов федерального бюджета. В дальнейшем, в 2012 -2014 гг. в общем объеме доходов федерального бюджета занимали нефтегазовые доходы. Начиная с 2015 года, структура доходов федерального бюджета снова поменялась, доля нефтегазовых доходов в 2015 году составила 44% от общего объема доходов или 6 010,1 млрд. руб., а ненефтегазовые доходы возросли до значения  7 649,2 млрд. руб., и составили 56% общего объема доходов федерального бюджета. Такую тенденцию можно объяснить сверхнизкими ценами на нефть и колебаниями цен на газ (средняя цена за баррель нефти в  2015 году составила 52,4$,  в 2016 году минимальная цена за баррель нефти составила 29,2$, а максимальная — 55$), из-за которых в федеральный бюджет недопоступает значительный объем нефтегазовых доходов. По итогам 2015 года федеральный бюджет недополучил 1,8 триллиона рублей в связи с падением цен на нефть по сравнению с их базовой величиной, заложенной при планировании доходов федерального бюджета, в 2016 году недостаток доходов может достигнуть 1,6 трлн. руб. По состоянию на 22.11.2016 в федеральный бюджет поступило только 77 % от планового объема доходов, что в абсолютном выражении составило 10593,5 млрд. руб. из запланированных 13738,5 млрд. руб.

Необходимо отметить тот факт, что в ближайшем будущем ситуация с поступлением нефтегазовых доходов в федеральный бюджет значительно не изменится, поскольку, по прогнозам аналитиков, цены на нефть и газ не вернутся к докризисному уровню 2014 года. Выход Ирана на нефтяной рынок, увеличение добычи нефти, отмена эмбарго США на экспорт сырой нефти способствуют снижению стоимости энергоресурсов на мировом рынке сырья.

В соответствии Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете РФ на 2016 год», доходы федерального бюджета должны были составить 13738,5 млрд. руб., то есть увеличиться на 121 млрд. руб. по сравнению с 2015 годом. Для достижения данного объема, были мобилизованы дополнительные доходные источники. Крупнейшим из них является механизм «налогового маневра» или повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе национальной экономики. В 2016 году ставка вывозной пошлины на нефть снизилась на 17% по сравнению с 2014 годом и составляют 42%. НДПИ на нефть увеличился с 493 руб. за тонну в 2014 году до 857 руб. за тонну в 2016 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива. Дополнительно полученные бюджетные доходы от данного изменения составляют около 200 млрд. руб. Более 100 млрд. руб. Правительство РФ намерено было получить путем увеличения НДПИ на газовый конденсат и газ. Среди других мер увеличения доходов федерального бюджета можно выделить сохранение до конца 2016 года нормы зачисления в федеральный бюджет РФ доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, а также повышение норматива зачисления доли прибыли Банка России в федеральный бюджет до 90% [2, c. 2]. Также в 2016 году для увеличения доходов федерального бюджета в Правительстве РФ было принято решение о приватизации 19,5% акций «Роснефти», что должно принести в 2016 году в федеральный бюджет примерно 10,5 млрд. евро. Министерство финансов РФ ожидало, что средства от данной сделки поступят в федеральный бюджет уже в середине декабря 2016 года. Вместе с тем, представляется обоснованным использование средств российских суверенных фондов, в том числе доходов от их управления, не на покрытие  дефицита федерального бюджета в части текущих расходов, а на финансирование капитальных (инвестиционных) расходов федерального бюджета [9].

Увеличение налоговой нагрузки в газовом секторе выглядит достаточно оправданным, так как ее уровень значительно ниже, чем в нефтяном секторе экономики. Необходимо отметить, что налоговая нагрузка в нефтяном секторе достаточно высока, в ближайшее время нефтедобыча будет перемещаться на восток и север, что приведет к увеличению себестоимости барреля. Таким образом, использование инструмента повышения налоговой нагрузки в нефтяном секторе в 2017 г., 2018 г. и последующих годах является проблематичным. Несмотря на тенденцию снижения влияния нефтегазовых доходов на федеральный бюджет, они занимают 36% совокупных доходов федерального бюджета РФ в 2016 году, поэтому возникает проблема чрезмерного влияния цен на нефть и газ на состояние бюджета страны, в то время как вклад других отраслей экономики слишком не так велик. Опора федерального бюджета на нефтегазовые доходы с точки зрения бюджетной устойчивости вызывает опасения из-за отсутствия перспектив их замещения другими доходами, поэтому в  ближайшее время федеральный бюджет продолжит недополучать огромные суммы. Решением данной проблемы, по нашему мнению, является увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета.

В условиях действующий экономических санкций в отношении России, обособленности от внешнего рынка и девальвации национальной валюты, образуются условия для снижения доли нефтегазовых доходов. Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», дополнительные доходы будут получены за счет увеличения поступлений он налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и акцизов (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1. Состав нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2015-2019 гг, млрд. руб.  [1; 3]

 

2015

2016

2017

2018

2019

Доходы всего

13659

13369

13437

13989

14825

Нефтегазовые доходы

5863

4778

5029

5133

5370

из них

 

НДПИ

3160

2819

3278

3386

3527

вывозные пошлины

2703

1959

1750

1746

1843

Ненефтегазовые доходы

7797

8591

8408

8856

9455

из них

 

налог на прибыль организаций

491

465

599

635

686

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

2448

2637

2888

3205

3559

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1785

1910

2001

2119

2265

акцизы на товары, производимые на территории РФ

528

623

791

854

894

акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

54

57

51

50

52

ввозные пошлины

560

542

529

538

558

 

 

 

Кроме модификации налогообложения в нефтяной и газовой отрасли, средства федерального бюджета в ближайшие три года планируется увеличить за счет улучшения администрирования доходных источников, в том числе рынка алкогольной и табачной продукции, сокращения теневого сектора экономики и уменьшения доли государства в капитале предприятий [4, c. 8]. В дополнении, резервы пополнения доходов федерального бюджета имеются в сфере реализации табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Министерство финансов РФ вынесло на рассмотрение Правительства РФ поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие рост акцизов на алкогольную продукцию в 2017 году с 500 до 523 руб. на 1 л безводного спирта [6], кроме того, в два раза вырастут акцизы для вин с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения и вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта. Также с 2017 года увеличены акцизы на табак и табачную продукцию на 10%. Одновременно увеличиваются ставки на разные виды табака. В течение 2018 и 2019 годов акцизы на сигареты будут увеличены еще на 20%. Согласно пояснительной записке к проекту закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, за счет применения таких мер планируется получить дополнительные 430 млрд. рублей в 2017 году, 345 млрд. в 2018 и 487 млрд. в 2019 году.

Решение проблемы, связанной с недополучением налога на прибыль организаций из-за высокой  доли теневой экономики может проходить по двум основным сценариям. Первый сценарий – это совершенствование законодательства, которое направлено на борьбу с теневой экономикой, второй связан с легализацией организаций серой экономики путем создания благоприятных и безопасных условий для развития бизнеса. Повышение прозрачности налогоплательщиков, в частности индивидуальных предпринимателей, можно осуществить за счет предоставления налоговым органам прав на получение от кредитных организаций сведений о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств, а также выписок по операциям и прочей информации.

Представляется, что резервы роста налоговых доходов федерального бюджета также связаны с повышением деловой активности, необходимостью развивать отечественное производство, созданием новых организаций и поиском инновационных путей развития национальной экономики [7, c. 125]По нашему мнению, правы экономисты, которые выступают за усиление отраслевой диверсификации российской экономики, которая приведет к повышению устойчивости налоговых доходов федерального бюджета путем увеличения числа и прибыльности компаний ненефтегазового сектора. В условиях обособленности от внешнего рынка капитала в связи с действующими экономическими санкциями, а также ослабления национальной валюты, появляются дополнительные стимулы для развития отечественных компаний и отдельных отраслей экономики. Повышение конкурентоспособности отечественного производства приведет к увеличению объемов реализации и к росту доходов от НДС, а также к увеличению прибыли организаций и соответственно к увеличению поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет.

Также необходимо решить проблему нечеткости норм Таможенного кодекса РФ, который регулирует классификацию ввозимых товаров. В настоящее время это дает возможность должностным лицам таможенных органов при оформлении одних и тех же товаров по-разному их классифицировать, что приводит к значительным потерям доходов федерального бюджета в части таможенных платежей. Также часть доходов не поступает в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Еще одним существенным резервом увеличения доходов федерального бюджета остается погашение задолженности по уплате налогов, сборов и таможенных пошлин. К резервам роста неналоговых доходов можно отнести мероприятия по улучшению качества управления государственным имуществом [8, c. 30].

В заключении необходимо отметить, что в современных условиях  одной из приоритетных задач бюджетной политики является повышение доходов федерального бюджета. По нашему мнению, рост доходов федерального бюджета можно обеспечить только благодаря последовательным и научно обоснованным изменениям в управлении налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета и стабильным бюджетным правилам, регулирующим поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет[10]. Представляется, что резервы роста доходов федерального бюджета в текущем и среднесрочном периоде связаны с

расширением перечня подакцизных товаров и введением акцизов на товары, в которых используются вредные вещества (ГМО, усилители вкуса, искусственные красители, пальмовое масло и проч.), которые наряду с табачной алкогольной продукцией наносят вред здоровью людей;

пересмотром системы налоговых льгот по налогу на прибыль путем отмены тех льгот, которые не имеют целевого характера;

оценкой эффективной налоговой нагрузки на экономику в целом, и отдельно на бизнес и население для ее своевременной корректировки в условиях снижения темпов экономического роста;

а также с решением общих макроэкономических проблем, в числе которых сокращение теневого сектора национальной экономики, повышение деловой активности и развитие отечественного производства в несырьевом секторе экономики.

 

 

Библиографический список

1. Электронный бюджет [Электронный ресурс]: офиц. сайт Единый портал бюдетной системы РФ // Интернет ресурс: http://budget.gov.ru //Режим доступа:http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctrlstate=ujnuwhgan_4&_afrLoop=8433625991457054#!

2. Заключение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на проект закона о федеральном бюджете на 2016 год

3. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» [Электронный ресурс]: офиц. сайт Информационно-правовой портал Гарант // Интернет ресурс: http://www.garant.ru //Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71367250/

4. Соколов И. Федеральный бюджет на 2017-2019 годы: о чем говорят его основные параметры // Мониторинг экономической ситуации в России. 2016 г. № 16 (34). С. 6-14.

5. «Средства от приватизации «Роснефти» поступят в бюджет 15 декабря» [Электронный ресурс]: офиц. сайт  Российская Газета // Интернет ресурс: https://rg.ru //Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/sredstvaotprivatizaciibashneftipostupiatvbiudzhet-15-dekabria.html

6. «Минфин решил не отказываться от повышения акциза на алкоголь» [Электронный ресурс]: офиц. сайт  РБК // Интернет ресурс: http://www.rbc.ru // Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/19/10/2016/5806c6f89a7947668e00ee29

7. Шуваева Е. А. Проблемы формирования доходов федерального бюджета // Альманах мировой науки. 2015 г. № 2-4 (2). С. 124-125.

8. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014 г. №43. С. 27-39.

9. Шмиголь Н.С., Шмиголь Н.Н. Роль суверенных фондов Российской Федерации в обеспечении инвестиционного развития экономики //Финансовые исследования. 2015. № 4(49). С. 166-173.

10. Шмиголь Н.С. Бюджетная политика в условиях экономической рецессии: уроки зарубежного опыта //Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С.63-71.

 

 

PROBLEMS OF FORMING FEDERAL BUDGET REVENUES DURING

ECONOMIC DOWNTURN

 

K.E. Igoshina, student

Supervisor: N.S. Shmigol, candidate of economic sciences, associate professor

Financial university under the government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article describes the main sources of federal budget revenues, and examines the main problems of forming the revenues of federal budget in conditions of macroeconomic instability. The author proposed measures to deal with identified problems of forming federal budget revenues and possible additional reserves of their growth.

Keywords: federal budget, fiscal policy, tax revenues, non-tax revenues, oil revenues non-oil revenues.