Гломба Е.А. Приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 37-39.

Приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ

 

Е.А. Гломба, студент

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

(Россия, г. Симферополь)

 

Аннотация. По результатам исследования, установлено, что усиливающееся влияние глобальных тенденций на социально-экономическое развитие России происходит на фоне растущей конкуренции, повышения роли инновационных факторов в ведущих странах мира и преобразования мирового экономического порядка. Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость влиять на международный бизнес отечественных предприятий в целом и увеличения роли отдельных территорий и субъектов Федерации. Изменение модели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и реализации основных направлений внешней политики потребует внедрения новых инструментов и оперативного управления документами в этой области.

Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, РФ, государственное регулирование, приоритеты.

 

 

Следует отметить, что усиливающееся влияние глобальных тенденций на социально-экономическое развитие России происходит на фоне растущей конкуренции, повышения роли инновационных факторов в ведущих странах мира и преобразования мирового экономического порядка. Наиболее важные ожидаемые изменения:

 Изменения в балансе сил между различными центрами мировой экономики, растущее влияние быстроразвивающихся стран с формирующимся рынком;

 Увеличение напряжения баланса спроса и предложения на мировых энергетических и продовольственных рынках, смещение центра тяжести этих рынков по отношению к развивающимся странам;

 Изменения в глобальном балансе международных финансовых потоков, что может привести к трансформации мировой финансовой системы;

 Дальнейший рост влияния глобальных процессов на национальную экономику при одновременном укреплении регионализма, государственного интервенционизма, явных или скрытых протекционистских тенденций;

 Значительное увеличение роли инноваций и технологий, качества человеческого капитала и социальных гарантий в условиях глобальной экономической конкуренции. [1]

Государственные институты развития должны проводить кредитование и финансовую поддержку экспортно-ориентированных отраслей в течении всего производственного цикла, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Целесообразна разработка целенаправленной поддержки экспортно-ориентированных предприятий в особых экономических зонах, передовые НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Необходимо создание специальных инструментов для продвижения внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Целью внешнеэкономической политики России в условиях евразийской интеграции является создание условий, которые бы способствовали достижению Россией лидирующих позиций в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национальной экономики. [3]

Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость влиять на международный бизнес отечественных предприятий в целом и увеличения роли отдельных территорий и субъектов Федерации. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы учреждений, обеспечения реализации национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и эффективность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность оперативно и адекватно реагировать на внешние риски.

На рис. 1. представлены основные приоритетные направления внешнеэкономической политики.

 

 

Рисунок 1. Приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ  в условиях

евразийской интеграции

 

 

Целью внешнеэкономической политики России в условиях евразийской интеграции является создание условий, которые бы способствовали достижению Россией лидирующих позиций в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национальной экономики.

Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость влиять на международный бизнес отечественных предприятий в целом и увеличения роли отдельных территорий и субъектов Федерации. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы учреждений, обеспечения реализации национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и эффективность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность оперативно и адекватно реагировать на внешние риски.

Такая система институтов включает в себя следующие три основных блока:

 комплексная поддержка экспорта и прямых инвестиций за рубежом;

 регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки

 поддержка управления во внешнеэкономической сфере.

С целью стимулирования экспорта товаров и услуг, следует создать систему для снижения рисков, связанных с осуществлением сделок. Экспортное кредитование в ближайшее время превратится в массовый продукт, оно должно осуществляться в условиях, обеспечивающих конкурентное предложение. Необходимо законодательное закрепление условий предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанка и других российских банков, специализированной агентской деятельности по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.

Необходимо осуществить постепенный переход от использования экспортных пошлин, кроме товаров энергетической группы, необработанной древесины, металлолома и других видов сырья, к применению, в случае необходимости, нетарифных мер экспортных ограничений.

Важна работа над эскалацией таможенного тарифа (дифференциации ставок ввозных пошлин в зависимости от уровня переработки и предназначения товаров).

Изменение модели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и реализации основных направлений внешней политики потребует внедрения новых инструментов и оперативного управления документами в этой области.

Во-первых, развитие краткосрочных (от одного до трех лет) программ продвижение экспорта, определяющих ключевые направления промышленного экспорта и набор инструментов для достижения поставленных целей, с учетом приоритетности и специфики отдельных зарубежных рынков, потребностей промышленности и региональных характерных свойств производства и реализации продукции на экспорт.

Во-вторых, для основных стран-партнеров Российской Федерации, необходимо разработать планы двустороннего торгово-экономического сотрудничества (на срок до 3-х лет), которые бы позволили определить основные торговые показатели взаимной торговли и инвестиций и конкретные меры по их достижению [2].

В-третьих, для функционирования эти планов и программ, необходимо их дополнение ежегодными рекомендации торговым представительствам Российской Федерации в других станах, с целью выполнения конкретных задач для взаимодействия с принимающей страной.

В-четвертых, необходимо утвердить ежегодный план «Основные направления таможенно-тарифной политики», необходимый для определения приоритетов деятельности России в этой области.

В-пятых, целесообразно усовершенствовать систему обучения том числе с точки зрения аутсорсинга), средне- и долгосрочных тактических прогнозов основных отраслей промышленности и географических регионов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в целях выявления новых возможностей и потенциальных угроз, с дальнейшим внесением соответствующих корректив во внешнеэкономической политике страны.

 

Библиографический список

1. Васильева Т.Н. Мировая экономика / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев // Конспект лекций – М.: Флинта, МПСУ, 2015.160 с.

2. Железин А.В. Россия и ВТО. Первые итоги // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-1.С. 280283.

3. Лебедев Д.С. Методическое обеспечение анализа внешнеторговых связей страны / Д.С. Лебедев. Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0/Downloads/metodicheskoe-obespechenie-analiza-vneshnetorgovyh-svyazey-strany.pdf

4. Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. М.: Финансы и статистика, 2014. 512 с.

 

 

PRIORITY DIRECTIONS OF FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

E.A. Glomba, student

Crimean federal university named after V.I. Vernadsky

(Russia, Simferopol)

 

Abstract. According to the study, it was found that the increasing influence of global trends on the socio-economic development of Russia comes amid growing competition, increasing the role of innovation factors in the leading countries of the world and transform the world economic order. Feature of the present model of management of foreign economic activity in Russia is the need to influence international business of domestic enterprises in General and making the role of individual territories and of the Federation. Changing the model of state regulation of foreign trade activities and implementation of the main directions of foreign policy will require the introduction of new tools and operational management of the documents in this area.

Keywords: foreign economic policy of the Russian Federation, state regulation, priorities.