Тимошенко Г.А. Предпринимательство – краеугольный камень российской государственности / Г.А. Тимошенко, В.В. Чернуха // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 123-128.

Предпринимательство – краеугольный камень Российской государственности

 

Г.А. Тимошенко, ассистент

В.В. Чернуха, ассистент

Оренбургский государственный медицинский университет

(Россия, Оренбург)

 

Аннотация. В статье исследуется развитие предпринимательства в России в 90-х годах XX века. Проведен анализ процесса становления и расширения малого бизнеса, его взаимодействия с другими структурами экономической системы, инициативно способствующей прогрессивному, динамичному развитию экономики страны. Выявлены причины, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства. Уделено внимание государственной поддержке малого бизнеса в России.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, дефолт, налог, «шоковая терапия», гиперинфляция, экономический кризис.

 

 

Сегодня определение «предпринимательство» принято применять в контексте обсуждения вопросов, касающихся исключительно обозначения хозяйственной деятельности субъекта (человека), направленной на извлечение прибыли, регулируемой государственными нормативными актами. Вместе, с тем, само понятие предпринимательства более сложное и глубокое.

Предпринимательство, по сути, основной и естественный вид деятельности любого человека, так как всегда направлен на его самосовершенствование и самореализацию. Общие цели и задачи определяют общность взглядов людей, что становится основой образования их общности (общины) и, как следствие, создания инструмента по регулированию общественных взаимоотношений – государства. В свою очередь, государство, как регулятор общественной жизни вынуждено вводить регламенты управления всеми областями жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельностью [10].

Процесс возрождения предпринимательства в России очень условно можно разделить два периода: 21 августа 1991 г. – 1998 г. и с 1999 г. до наших дней.

Первый период экономисты отсчитывают с середины 1991 года – это был период инерционного завершения времен СССР. Полным ходом шел развал не только Советского Союза, закончившийся знаменитыми событиями в Беловежской пуще, но и так называемый «Парад суверенитетов», когда все автономии, входившие в состав РСФСР заявили, о своих претензиях на суверенитет. Но, энтузиазм, с которым новые люди, пришедшие к власти на волне демократических перемен, незамедлительно стал сказываться в виде многочисленных законодательных и хозяйственных инициатив, давших уже вначале 1992 г. первые результаты [3].

1992 год – это первый год официально провозглашенных рыночных реформ, от которых общество справедливо ожидало скорого перехода к европейским стандартам качества жизни. Но, к сожалению, далеко не все надежды, которые возлагало общество на молодое Российское правительство во главе с Е. Гайдаром, так называемое, «Правительство Младореформаторов» оправдались [5].

«Ваучерная приватизация», объявленная как инициатива правительства передать в собственность граждан РФ весь имущественно-хозяйственный комплекс отечественной экономики, на деле оказалась хорошо продуманной аферой и фикцией. Красиво поданная идея реформы «восстановления исторической справедливости», («земля – крестьянам, заводы – рабочим»), свелась к тому, что нечистоплотные дельцы скупали за копейки приватизационные чеки у обнищавшего населения, а затем на эти чеки на чековых аукционах, проводимых вороватыми чиновниками, скупали контрольные пакеты акций крупных промышленный предприятий: заводов, фабрик, сельских хозяйств, а также санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей и т.д. и т.п. Политика «шоковой терапии», на которую также «уповало» правительство Е. Гайдара, не принесла ничего конструктивного. В результате ее проведения государство не только устранилось от регулирования экономических аспектов жизни, объявляя во всех СМИ, что «невидимая рука рынка» все расставит на свои места – ей только не надо мешать, но и самоустранилось от выполнения своих прямых обязанностей – социальной защиты населения, охраны правопорядка и обороны страны.

Тем не менее, снятие административноуголовных запретов на все виды и элементы в предпринимательской деятельности способствовали бурному росту числа малых предприятий во всей стране. Так, например, с середины 80 годов 1992 г. стал годом самых высоких и по настоящее время темпов роста количество малых предприятий. Всего за 1 год количество малых предприятий в России увеличилось в 2,1 раза, а количество занятых в предпринимательской сфере людей выросло в 3,5 раза. Гиперинфляция «съедала» всю рентабельность работы предприятия, а политика сдерживания курса национальной валюты, так называемый «валютный коридор» приводила к тому, что товары и услуги отечественного производителя становились не конкурентно способными по сравнению с зарубежными аналогами [9].

Гиперинфляция, высокие кредитные ставки, обнищание – все эти факторы отрицательно сказывали на настроениях частных инвесторов, активность которых, свелась к спекулятивным операциям на валютном, реже вексельном рынках и рынке ценных бумаг.

«Места под солнцем» закрывающихся предприятий советского периода стали активно «занимать» вновь образованные частные предприятия. Особенностью развития предпринимательства в период 1992 г. стало то, что абсолютное лидерство по количеству создания малых предприятий составляли предприятия в сфере науки и научного обслуживания – их количество возросло в 3-4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства выросло в 2,9, а в сфере народного образования в 2,8 раза. Доля малых предприятий в сфере строительства и производства ТНП в структуре субъектов малого и среднего бизнеса неуклонно сокращалась с 1992 г. по 1999 г. В основном же, создавались малые предприятия в сфере торговли – на долю этого сектора приходилось более 50% от всего количества субъектов малого и среднего бизнеса [7].

1993 г., так же как и 1992 г., проходил под знаменем «бурного учредительства». Количество малых предприятий в этом году увеличилось в 2,3 раза и превысило абсолютное количество зарегистрированных предприятий в прошлом 1992 году. Все большее и большее количество граждан РФ начинали «втягиваться» в орбиту предпринимательских отношений. Продолжала увеличиваться доля торгово-посреднических предприятий и сокращалась доля предприятий производственного сектора экономики [8].

Правительством РФ в 1993 г. были предприняты меры по усилению налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности, были резко повышены ставки социального и пенсионного налогов, НДС, налога на прибыль, был введен ИНН. Данные инициативы заставили значительную часть предпринимательства «уйти в тень», что незамедлительно стало плодородной почвой для расцвета многочисленных криминальных группировок, сильно усугубивших и без того сложное положение молодых отечественных предпринимателей.

Уже в 1995 г. начинается и четко прослеживается сворачивание предпринимательской инициативы. Снижается количество зарегистрированных малых предприятий на 8,8%, а средняя численность занятых в них граждан сокращается на 4,5%.

Проводимая Правительством В. Черномырдиным политика «на стабилизацию экономического положения в России», перевела в разряд «выживающих» все, без исключения предприятия малого и среднего бизнеса Российской Федерации. Жесткая государственная политика в отношении предпринимательства, также способствовала естественному «санированию» предпринимательской среды. Деловое сообщество, находящееся в тяжелейших экономических и хозяйственных условиях, училось приспосабливаться к любым обстоятельствам, уметь изыскивать внутренние резервы приобретало в то время, так необходимый бизнесу иммунитет противостояния трудностям, который, впоследствии, не раз пригодился Российским предпринимателям в преодолении многочисленных экономических кризисов в новейшей истории нашей страны. Абсолютными «лидерами» по развитию малых форм бизнеса, наряду с федеральными центрами Москвой и Санкт–Петербургом, стали Республики Татарстан и Башкортостан, Удмуртская республика, Свердловская Воронежская, Самарская, Челябинская и другие области, Краснодарский и Ставропольский края. Так, например, в 19961998 гг. количество малых предприятий, ведущих регулярную хозяйственную деятельность в Свердловской и Самарской областях составляло 85000 и 79000, соответственно, в то время как в Пермской и Ивановской областях – 3500 и 2100, соответственно [6]. Назрела серьезная необходимость основательной поддержки данного сектора экономики со стороны государства, что стало исторической предпосылкой для проведения I Всероссийского съезда представителей малых предприятий, который был инициирован целым рядом общественных объединений предпринимателей, консолидировавшихся вокруг торгово-промышленной палаты России. Съезд прошел в Москве в феврале 1996 г. В его работе принял участие президент РФ Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители правительства и Федеральных собраний обоих уровней, которые в своих выступлениях на съезде выражали искренние намерения поддержать малый бизнес [4].

Съезд ставил перед собой задачи по выработке конкретных требований к власти по улучшению предпринимательского климата и консолидации предпринимательского сообщества. Итогом работы съезда стал Указ президента РФ, в котором был изложен целый ряд мер, направленных на поддержку отечественного предпринимательства. Так, например, впервые представители малого бизнеса стали пользоваться некоторыми преференциями при размещении госзаказов, были выработаны дополнительные регламенты поддержки инвалидных предприятий.

Распределение малых предприятий по территории РФ осуществлялось крайне неравномерно. Более трети из них сосредотачивались в Центральном районе, при этом, на Москву приходилось более 21% всех отечественных предприятий малого и среднего бизнеса, в Санкт-Петербурге – 12,1%. Аутсайдерами по этому показателю были Калининградская область и Северный район – мене 0,8 и 2,0%, соответственно. Северокавказский район стал местом регистрации для 11%, а на долю Урала и Поволжья пришлось только по 9%. По количеству малых предприятий, на 1000 жителей, Россия занимает одно из последних мест среди стран с рыночной экономикой – не более 9. Тем не менее, уже в 1998 г. численность малых предприятий в структуре национальной экономики составляла 31,8%, однако, более трети от этого числа так и остались не введенными в активный гражданский оборот, то есть так и остались только на бумаге.

Наиважнейшую для Российского государства роль в 90-х годах малое предпринимательство сыграло на фронте занятости населения. Более 39% от общего количества трудоустроенного населения рабочего возраста трудилось в это сложное переходное время в только народившихся предприятиях, обеспечивая себя и своих близких питанием, одеждой, жильем [1].

Второй период развития предпринимательства, начавшийся в современной России с 18 августа 1998 г. по наши дни, можно охарактеризовать, как период взросления и «становления на ноги». Экономический кризис, прогремевший в РФ 17 августа 1998 года, стал квинтэссенцией целого ряда событийных линий. Во-первых это резкое снижение мировых цен на углеводороды, продиктованное всемирным энергетическим кризисом, во вторых, это экономический кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии в середине 1997 г., вызваный резким увеличением роста экономик «Азиатских тигров» стран лидеров Азиатских экономик, в третьих, непрофессиональная и недальновидная политика Российского руководства в 90 гг., усугубленная внутренними военными конфликтами на Кавказе, сепаратизмом в поведении субъектов Федерации и политическими последствиями распада СССР [6].

Суть экономического кризиса, закончившегося дефолтом – отказом государства от исполнения своих обязательств, сводилась к тому, что политика искусственного сдерживания курса национальной валюты, при постоянной двузначной инфляции, довело отечественную экономику до полного коллапса.

Отрицательными последствиями кризиса 1998 г. стало то, что накопления и доходы граждан обесценились почти в 4 раза, количество рухнувших банков-банкротов, похоронивших под собой средства и сбережения десятков тысяч предприятий и граждан, исчислялось сотнями. Резко прервался трафик поступления товаров из-за рубежа и, в моменте, наблюдался некоторый дефицит отдельных товаров. Беспрецедентное количество заемщиков денежных средств в иностранной валюте – граждан и организаций оказались в совершенно безвыходном положении.

Положительными последствиями кризиса стали такие явления, как повышение конкурентоспособности (за счет низкой цены в твердой валюте) экспортируемых товаров, в первую очередь – углеводородов, а так же товаров с высокой добавочной стоимостью: крупное машиностроение, авиадвигатели, продукция ВПК, технологии атомной промышленности, услуги РОСКОСМОСА и т.д.

Малое предпринимательство, как и вся Россия, получило жестокий, но очень нужный урок, правильными выводами из которого должно было стать понимание того, что только при локализации производств товаров народного потребления, государственных гарантий частных банковских вкладов, накоплений финансовой «подушки безопасности» в закромах государства, развитой инфраструктурой, диверсифицированной экономике и т.д. Можно безболезненно проходить любые кризисы и гарантировать исполнение социальных обязательств перед гражданами, как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сообщества.

Начало этого не простого и насыщенного бурными событиями периода в 1999 г. можно охарактеризовать, как появления первых признаков усиления государственной власти. Пришедший на должность премьерминистра, а потом и президента РФ В.В. Путин с первых дней своего правления задал однозначный вектор развития внутренней и внешней политики и экономики: усиление военного потенциала армии и флота, укрепление органов государственной безопасности, концентрация финансовой и политической властей в Федеральном центре, возвращение под контроль государства основных стратегических отраслей промышленности и производств, оптимизация государственных расходов, выравнивание национального баланса внешних заимствований и ВВП, обеспечение единого правового поля на территории Федеративного государства, тотального надзора и контроля в области финансов, сворачивание демократических институтов, монополизацию информационного пространства, законодательной и исполнительной власти и др. Но, справедливо будет отметить, что государством, начиная с 2000 г. в течение всех 15 лет, было внедрено большое количество новаций, кардинально повлиявших на улучшение делового климата в России. Можно даже сказать и то, что никогда в новейшей истории, предпринимательство не испытывало столь серьезного внимания со стороны государства. Так, например, с целью упрощения процесса ведения бухгалтерского учета и контроля и снижению налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, в 2002 г. была введена система упрощенного налогообложения, с двумя видами объектов налогообложения: доход – 6% и/или прибыль (доход-расход)15%, но не менее 1% с валового дохода. Малые предприятия, в зависимости от профиля деятельности, теперь могли выбирать между «Обычной» (с НДС) и «Упрощенной» системами налогообложения [8].

Позже, в 2010 г. отдельным видам предпринимательской деятельности (в основном – общественное питание и торговля) настоятельно, а с 2013 г., добровольно было проложено применение унифицированной ставки налогообложения, не привязанной к размеру выручки, а зависящей только от арендуемых малым бизнесом  производственных площадей – «единый налог на вмененный доход» [2].

В 2004 г. государством была принята, пожалуй, главная законодательная новация Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «Жилищный кодекс Российской Федерации», регламентировавший внедрение в гражданский оборот долгожданный обществом процесс приобретения жилья в рассрочку ипотечное кредитование граждан РФ, позволившая малому и среднему бизнесу активно развиваться в непростые времена.

В 2004  2005 гг., государством была существенно поддержана покупательская активность граждан массовым потребительским кредитованием, стартовавшим в 2004 г. Основная нагрузка потребительского кредитования граждан, разумеется, легла на финансовое учреждение, имеющие наиболее развитую инфраструктурную сеть и достаточное количество средств. Оформление получения кредита, как правило, было связано с серьезными трудностями бюрократического характера. Но, вместе с тем, сотрудничество предпринимателей с кредитными учреждениями ширится и множится. Инициатива участников этого процесса постоянно предлагает все новые и новые финансовые инструменты, позволяющие предпринимателям восполнять недочеты и пробелы в законодательстве, двигаться вперед, развиваться.

24 июля 2007 г, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ, полностью регулирующий деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон дал определение не только самими понятиям «малый» и «средний» бизнес, но и дал четкие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к этому виду предприятий.

В 2014 году правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в т.ч. финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов программы выступила торгово-промышленная палата РФ.

Предпринимательство в России играет существенную роль в вопросах социально-экономического развития, особенно в обеспечении стабильности и жизнедеятельности в малых городах и сельских районах. В качестве показательной деятельности предпринимательских структур по районам и городам могут выступить число малых предприятий на 1000 жителей; доля участия СМП в объеме выпускаемого продукции района и города; доля участия СМП в формировании местных бюджетов и т.п. [11].

Роль малого бизнеса в экономике определяется не только количественными показателями, но его социально-экономическими функциями. Малый бизнес в экономике создаёт широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуального потребительского спроса; к конъюнктурным изменениям; решает проблемы занятости; вносит вклад и формирование конкретной среды; смягчает социальную напряженность; осуществляет прорыв научно-технического прогресса. Обобщая все вышеперечисленное можно сделать предварительный вывод о том, что, не смотря на все трудности и противоречивость исторического периода, предпринимательство в России смогло надолго и основательно занять свое место в жизни общества, окрепло, возмужало и стало готовиться к новым этапам своего развития, как в малом, так и в крупном масштабе.

 

Библиографический список

1. Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007.

3. Дойников И.В. Государственное предпринимательство: Учебник. – М.: Издательство ПРИОР, 2000. – 20 с.

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности), 8-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.

5. Исаев И.А. История государства и права России. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

6. Касьянов A.В. «Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги» Полное практическое руководство. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

7. Нестеренко Ю.К. разработке концепции государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Ю.К. Нестеренко // Российский экономический журнал. – 2007. – № 9–10. – С. 123125.

8. Савченко П.В. Национальная экономика. М.: Экономистъ, 2005.

9. Цурелин А. Государственная поддержка малого предпринимательства / А. Цурелин // Экономист. – 2006. – №12. С. 8991.

10. Экономика: Учебник для юристов / Под ред. доктора экономических наук, профессора Валового Д.В. М.: Издательство «Щит-М», 2002.

11. Программа поддержки малого бизнеса. http://www.apmb.org/pod-2014

 

 

ENTREPRENEURSHIP IS A CORNERSTONE OF RUSSIAN STATEHOOD

 

G.A. Tymoshenko, assistant

V.V. Chernukha, assistant

Orenburg state medical university

(Russia, Orenburg)

 

Abstract. This article examines the development of entrepreneurship in Russia in the 90-ies of XX century. The analysis of the process of formation and expansion of small business interaction with other structures of the economic system, the initiative promotes a progressive, dynamic economic development of the country. Identified the causes that negatively affect small business development. Attention is paid to the state support of small business in Russia.

Keywords: entrepreneurship, business, default, tax, shock therapy, hyperinflation, economic crisis.